- Равшан мырза, вы тоже один из лучших надежных молодцев Таласа, прошедших через народное испытание. Сейчас таласские родичи обижены на слова президента. У вас тоже сильна обида на президента?
- Здесь нет ничего для обиды. Скажу как политик, знающий, каким должен быть президент: президент допускает ошибки, наводящие тень подозрения на государственность. У президента никогда нет никакого права говорить какой-то области своей страны: «Присоединяйтесь к другому государству!»,- а не поддерживающим его самого людям: «Они плохие люди, предатели…». Это для президента чрезвычайно постыдная вещь. Для президента должна быть превыше и важней всего целостность государства и народа. Сам наш президент первым наводит подозрения на целостность государства и нации. Атамбаев сам дал разрешение государству на сепаратизм. Во всем мире государственный сепаратизм считается тяжким преступлением. Наш президент толкает свою страну, свой народ к сепаратизму.
- Вы во время избирательной кампании, оказывается, поспорили с двумя персонами на две лошади, что Бабанов достигнет победы. Бабанов не достиг победы, вы отдали две проигранные лошади людям, с которыми спорили?
- Это было сказано полушутя, полусерьезно. Я заранее знал, что на выборах Бабанов не сможет победить. Можно спрогнозировать анализом пройденного человеком пути. Поскольку я сам таласец, то после сказанных слов «вы таласцы не сможете выиграть», в качестве шутки стало называться спором. Были две важные причины проигрыша Бабанова. Во-первых, олигарх никогда не победит олигархическую власть, потому что у нее кроме денег есть и власть. Невозможно победить союз денег и власти. Второе, мы не видели Бабанова политиком, поддерживающим принципиальную позицию. Бабанов приводил свою партию в парламент посредством торгов, кулуарных переговоров. Я знал его как политика, всегда сотрудничающего с властью, который дойдя до определенной границы, не может перейти ее. Поэтому я в открытой форме не поддерживал Бабанова, да и не поддержал бы. Я не поддержал его, так как знал, что он не может пойти на важные шаги.
Материалы на тему
- — «Дорогой Камчы аке, пускай хорошего в твоем доме будет больше, чем волос на голове!»
- — Сооронбай Жээнбеков заявил, что русский язык сохранит статус официального
- — Омуркулов придет на место Исакова, не справляющегося с обязанностями премьера?
- — Состоялся телефонный разговор президентов Кыргызстана и России
Метки
- Сегодняшний глава правительства Сапар Исаков со своей командой в течение месяца не может решить проблему с кыргызско-казахской границей. Возник ли казахско-кыргызский пограничный вопрос из-за вышедших изо рта президента Атамбаева слов, или это ранее накопившийся, но углубившийся вопрос?
- Это очень важный вопрос. Такой вопрос большинство пока не поднимает. Многие считают, что вопрос зародился из-за сказанных президентом слов. Да, сказанные президентом слова стали только причиной. В реальности корень вопроса в другом. Там, где государством управляет состоятельный человек, между двумя странами, как бы близки они ни были, не бывает важных политико-экономических, социальных связей. Все политико-экономические связи того государства считаются зависимыми от одного человека. Они бывают тесно связаны с настроением, чувством, личными эмоциями и амбицией этого человека. Поэтому при создании отношений с Россией, Казахстаном мы должны принимать во внимание эти критерии. По этому поводу рано или поздно возник бы какой-то конфликт. Авторитарные государства никогда не могут быть надежным партнером. У нас такие же сложности могут быть и с русскими. С узбеками только что вышли из такого положения. Атамбаев как президент сказал лишнее. Приведу такой пример. Кыргызский президент назвал Назарбаева диктатором, или же сказал в смысле «если хочешь молодого президента, иди в свою страну». Это культурные слова. Ведь Назарбаева все мировые демократические институты называют диктатором. Научно-исследовательские институты говорят, что Казахстану нужны важные перемены. Эти слова вышли изо рта Атамбаева невероятно горькими. Президент Филиппин Дутерте бывшего президента США Обаму ругал непотребными словами. За это США отстранили Филиппины от транзита, или же не впустили филиппинцев в США. В демократических странах сказанные человеком слова не используются для нарушения отношений между двумя государствами. Там понимают так: сегодняшний президент уйдет, а мы должны вести работу с государством. Если разозлишь в авторитарных государствах, то вот так стараются закрыть все, поставить на колени, устраивать подножки.
- Нурсултана Назарбаева характеризуют лидером мирового уровня, аксакалом Средней Азии, руководителем народа, опытным политиком. Наверное, политический лидер такого уровня не снизошел бы к хулиганским словам президента соседней страны, не закрыл границу? Может быть, есть лежащая в тени причина?
- Конечно. Будь я на месте Назарбаева, я бы дал Атамбаеву сознательный ответ: «Да, сказанное кыргызским президентом мне не понравилось, сильно ударило по моему достоинству. Но я буду строить отношения не с президентом, а с кыргызским народом. Кыргызский президент сегодня есть, а завтра нет. Я во власти четверть века, может быть, просижу еще 10 лет. Поэтому кыргызскому народу не сделаю ничего плохого. Напротив, сделаю по мере сил хорошее». Постарался бы не строить как сегодня отношение к кыргызским предпринимателям, кыргызской экономике. Разумно также ограниченно пользоваться властью. Назарбаев чрезмерно использовал свою власть, чтоб замучить кыргызский народ, разрушить кыргызскую экономику, поставить на колени кыргызских предпринимателей.
- На саммите глав правительств в рамках ЕАЭС в Ереване казахский глава правительства Сагинтаев, опираясь на статистику, привел цифры за 1-2-3 года, что таможенная сфера кыргызской стороны указывает заниженные суммы поступающих из Китая товаров. Кыргызское правительство не сгодилось сказать других обоснованных аргументов, кроме того, что такое явление есть и у казахов…
- В самом Казахстане в 10 раз больше, чем у нас, потому что на столько выше уровень казахской экономики. Коррупция есть и на кыргызской таможне. Похожие слова: авторитаризм, коррупция, контрабанда. Дополняющие, поддерживающие друг друга понятия. Поэтому, если мы говорим, что будем управляемой одним человеком страной, то нам надо заранее сказать: мы очаг авторитаризма, коррупции, контрабанды. Коррупция на таможне идет уже 20 лет. Об этом знают президенты, их окружение, все правоохранительные органы. Более того, знают и власти России, Казахстана. До этого закрывали глаза. А сейчас казахская власть поднимает кыргызскую контрабанду, только когда им самим понадобилось, пытаются использовать.
- Похоже, наши сами не заметили, что признали контрабанду на кыргызской таможне словами «у казахов самих тоже есть»?
- Как же они могли сказать, что у нас нет такого явления? Напротив, наш министр экономики, сказав «у них тоже есть», в косвенном виде признает наличие у нас коррупции. А раз такое дело, то мы должны раскрыть народу, кто они, отвечающие за контрабанду. Президентская власть, его окружение, ГКНБ, МВД, прокуратура, Таможня – все они считаются наблюдающими сверху за контрабандой.
- Официальная Москва открыто заявила, что по пограничному вопросу она на казахской стороне. В Кыргызстане в ближайшее время приступит к работе новоизбранный президент. Не проявляют ли грозность козыри ЕАЭС, как бы говоря новому президенту «знай, с кем ты будешь считаться»?
- В авторитарной стране бывает больше невежества, правила не соблюдаются. В похожих на нас государствах России, Казахстане не работают международные отношения, культура, закон. Превыше всего стоит личный интерес стоящего во главе власти человека. Абсолютно открытая поддержка русской властью казахской власти является доказательством неработающих международных норм. В противном случае русская власть должна была сказать казахской власти: «Мы же раньше пропускали, мы только сейчас увидели их контрабанду? Или же, если их продукция не отвечает стандартам, лабораторий нет, тогда почему до этого пропускали?». Но они же проводят политику двойных стандартов. Мы, считанные политики говорили народу и президенту Атамбаеву через СМИ, когда Кыргызстан присоединялся к ЕАЭС: «Мы столкнемся с таким положением, давайте будем готовы». Зная об этом, мы же сунули голову в удушающую петлю. Наши политики не должны заранее бегать перед русской, казахской властью, не должны продавать наш национальный интерес. Если бы не бегали туда, а соперничество было бы только внутри государства, то мы не столкнулись бы с сегодняшними трудностями. Для нас было бы лучше не присоединяться к организации ЕАЭС, не брать обязательства, неподъемные для нашего народа. Скажу как политик, к сожалению, и в дальнейшем наша экономика, внешние отношения, социальное положение внутри страны ухудшатся. Мы упремся в трудности.
- Раньше в таких случаях уличная оппозиция с криками выходила на улицу. Во время Атамбаева уличная оппозиция совсем исчезла. Смог ли победить своих соперников президент с завершающимся сроком?
- Атамбаев не смог победить своих соперников. С первого дня прихода Атамбаева во власть я являюсь его политическим соперником. Да, мы не смогли поднять народ, оказать давление. Это нам оказалось не по силам. Но свою политическую позицию, взгляды четко высказываем. Атамбаев победил своих единомышленников, соратников. Поддерживавшие его политики все ушли из политики, или же сидят в тюрьме. Внесшие вклад в усиление власти Атамбаева сегодня находятся в сложном положении.
- Поскольку Акаев и Бакиев не ходили в оппозиции, они не поняли ее природу. Атамбаев же ходил в оппозиции, хорошо освоивший ее природу, используемые методы политик. Наверное, это стало основной причиной ослабления им оппозиции за 6-летний президентский срок?
- Хотя Атамбаев пришел во власть на демократической волне, но снова превратил Кыргызстан в авторитарное государство. Тому есть 2 причины. Первая – сказанная тобой вещь. С моей точки зрения Атамбаев профессиональный политик. Он как много лет находившийся во власти, оппозиции человек хорошо знает сознание оппозиционных политиков. Хорошо понимающий оппозиционный характер политик, он знал, как надо работать с желающими противостоять Атамбаеву силами, смог хорошо поработать с ними. Некоторых потихоньку притянул, некоторых обманул, или запугал, 6 лет просидел во власти. Второе, Атамбаев смог хорошо использовать политику регионализма. На выборах еще раз подтвердил, что кыргызский народ сильный регионалист. Этими двумя причинами он хорошо удерживал власть. Но у Атамбаева в будущем есть третий вопрос – политический и вопрос безопасности. Этот вопрос до сих пор не решился. Многие могут думать «привел преемника, решил вопрос». Нет, политическое будущее Атамбаева сомнительно. Будет ли через год в Кыргызстане, или окажется в другой стороне? Много вопросов.
- Сколько бы мы ни критиковали Атамбаева, он ведь смог привнести в страну какой-то новый взгляд? Возьмем вчерашние выборы, соперничество же было сильным.
- Мы можем дать оценку некоторым политическим успехам Атамбаева. Атамбаев смог повернуть политическое поле в позитивную сторону. Исследовал, отфильтровал политических игроков. Это тоже важный показатель. Президент сам зная или не зная, запустил важные политические процессы. Это политическое соперничество. Не ошибусь, сказав, что вправду выборы прошли с сильным политическим соперничеством. Но в конце испортилось. Конец выборов испортился в смысле: все это зачеркнем, мы проведем выборы, как сами хотим. Тем не менее, мы, кыргызские политики, международные организации должны дать оценку. По сравнению с другими странами Центральной Азии в Кыргызстане на парламентских, президентских выборах появилась сильная конкуренция. Для нас это хорошая вещь. Сколько бы давления в государстве ни оказывалось лично самим президентом на средства информации, но не ошибусь, сказав, что в какой-то определенной мере свобода СМИ развивается на достаточном уровне. Будет правильным назвать это тоже какими-то плодами политики Атамбаева.
- Еще одно достижение Атамбаева в политике можем оценить – он свою власть передает мирно. В Казахстане правление одного человека продолжается со времени развала Союза. Может ли казахскому президенту не понравиться установление такой системы в Кыргызстане?
- Разумеется, есть такие причины. Атамбаев тоже мог бы при желании оставить себе власть. Ведь он запугал и посадил, кого «следовало» запугать и посадить, зачистил политическое поле. Была возможность исправить Конституцию, остаться на следующий срок. Тем самым он показал бы не свою силу, а слабость. Пойдя на такой путь, он бы оставался в истории как вышедший за рамки президент, и рано или поздно был бы изгнан из страны. Атамбаев понял этот вопрос, решил уйти в положенное время. В других государствах это стало плохим явлением, может быть причиной, почему они по мере сил пытались подавить нашу власть. Перед уходом из власти Атамбаев должен сделать еще одно важное дело. Каждый человек, уходя с должности, старается сделать по мере своих сил хорошие вещи. У Атамбаева есть еще одно невыполненное дело. Если выполнит, это принесет большой авторитет. Атамбаев лично сам судит, используя представителей гражданского общества, средства информации, судей. Многим предъявил миллионные иски. Он бы сделал хороший шаг, если б перед уходом сказал: Считаю их всех виновными, но уходя, я отзываю все свои заявления.
- Вышли окончательные итоги выборов, стало известно, кто будет следующим президентом. Но с официальным вступлением нового президента к работе в стране складывается интересное положение. Вместе с новым президентом вступит в силу и новая принятая Конституция. Сам президент говорил, что в ней много возможностей предоставлено премьер-министру. Не возникнет ли спор между новым президентом и премьер-министром за власть, и не будет ли расхождения из-за этой вещи?
- В близкие дни может произойти конфликт по двум направлениям. Первый – очень высока вероятность возникновения большого конфликта между Алмазбеком Атамбаевым и Сооронбаем Жээнбековым. В истории было много случаев, когда отец с сыном не могли поделить власть, убивали друг друга. Второе, также есть вероятность появления большого расхождения между сегодняшним премьер-министром и избранным президентом. Мы хорошо знаем о неважных отношениях между ними, что они государственные служащие двух разных взглядов. Говорит же, что больше власти дано премьер-министру. Я могу считать власть только по 2-3 показателям. Самый первый показатель – кто подписывает указ при назначении премьер-министра? Президент. Второе, в чьих руках силовые структуры? Президента. В таком случае, у премьер-министра нет никакой власти. Кыргызстаном правит тот человек, в чьих руках находятся ГКНБ, Генеральная прокуратура. Основная сила будет в руках Сооронбая Жээнбекова. Ее использование зависит от самого Сооронбая Жээнбекова. Сооронбаю мырзе достались в наследство трудно разрешаемые вещи. Как решится казахско-кыргызский вопрос? Это большая головная боль нового президента. После него стоит кыргызско-казахско-китайский вопрос. И в этом направлении есть много вопросов. Начнутся ли в стране экономические реформы? Сможет ли провести политическую реформу? Сооронбай Жээнбеков желает быть в тесной связи с Россией. Но в какой связи мы будем со всем миром? Вот эти вопросы стоят перед новым президентом.
- С уходящим человеком перестают считаться. Не ждет ли и казахская власть официального вступления в работу нового президента, ожидая «будем вести переговоры не с уходящим человеком, а с приходящим руководителем»?
- Думаю, казахи не сделают новый шаг с приходом Сооронбая Жээнбекова во власть. Ведь хотим мы или нет, мы зависим от Казахстана по многим вещам. Транзит, уголь, пшеница, продукты питания – делающие нас зависимыми важные вопросы. Поэтому первый шаг придется делать нам. В решении казахско-кыргызского вопроса видимо понадобится вмешательство посредничающих политических фигур. Например, между Эрдоганом и Путиным посредничал сам Назарбаев. Кроме этого надо воспользоваться народной дипломатией.
- Вы сказали о высокой вероятности возникновения в близком времени двух конфликтов. Вы также сказали, что основная власть будет в руках Сооронбая Жээнбекова. Сможет ли Сооронбай Жээнбеков победить эти два конфликта?
- С моей точки зрения в ближайшее время Жээнбекову сложно стать полноценным президентом. Атамбаев с сильным характером, как знающий взлеты и падения политики человек оставил себе вожжи управления властью. Поэтому трудно сказать, что Сооронбай Жээнбеков быстро возьмет в свои руки всю власть. Премьер-министр – человек Атамбаева, большинство парламента – подчиняющиеся Атамбаеву люди, в силовых структурах сидят полностью преданные Атамбаеву люди. Но если Жээнбеков хочет стать настоящим президентом, он постарается взять власть в свои руки.
- Внутри СДПК в парламенте не все говорят «только один Атамбаев» У каждого есть принадлежащая ему группа. Чыныбай Турсунбеков снят с поста спикера. Он тоже смог создать свою группу. Наверное, разделившиеся группами депутаты для самосохранения больше склоняются к новому президенту?
- Атамбаев привел новых людей на высшие должности. Они считаются не имеющими политического веса. Завтра с ними никто не будет считаться. Весомые политики находятся вовне. Парламент тоже дошел до грани роспуска. В скором времени могут пройти снова выборы. У не поддерживающих Атамбаева людей меньше ресурсов.
- Скоро приступит к работе новым президентом Жээнбеков. Останется ли Жээнбеков на политическом поле оппозицией к Жээнбекову, или же позиция изменится?
- Сейчас множество политиков находятся в режиме ожидания. Приходящему новым президентом человеку будет дано время для проявления себя, работы. Если изданные Жээнбековым 5-6 приказов будут с ошибками, тогда создаст для себя очень сильную оппозицию. Лично я знаю Сооронбая мырзу много лет. Не одного лишь Сооронбая мырзу, но и всех его братьев знаю 20 лет. Со всеми у меня нормальные отношения. Они все ходят ровно, точно выполняют свою работу. Они не те люди, которые алчно рвутся, чтоб ухватить и подцепить.