Жамин Акималиев: «Мы стали пасынком среди государств, вошедших в Евразийский союз»

Автор: Жамал КАНЫБЕКОВА
Ачык Саясат плюс Ачык Саясат плюс
21 октября 2016
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

Надвигающаяся суровая зима начала показывать свой норов. Я к тому, что по утрам бьет холодный ветер, чувствуется дыхание зимы. Похоже, зимние месяцы изрядно замучают кыргызский народ. Дело в том, что довольно хорошо замечается приход кризиса. Каждый говорит о предстоящей тяжелой зиме. Даже без нашего упоминания вы сами видите на базарах дороговизну. Именно по этим вопросам мы побеседовали с академиком Жамином агаем.

- Агай, пришли холода. А ведь суровый зимний месяц войдет в мгновение ока. Урожай нынешнего года собран, сложен на складах. Скажите, нынешний урожай удовлетворительный?

- Итоги сбора урожая текущего года по сравнению с прошлым годом неплохие. Например, кроме помидоров другие овощи-фрукты, зерновые, хлопок дали в этом году хороший урожай. Также следует отметить, в этом году вдвое больше собрали урожай сахарной свеклы, чем в прошлом году. Вкратце, в целом итоги сельскохозяйственного производства это труды только самих крестьян и скотоводов. Никакой помощи не оказало государство или Министерство сельского хозяйства. Итак, вопрос урожая крестьяне сами решили. Дело в том, что сейчас 95% земель и 99% скота находится в частной собственности. Они не подчиняются Министерству сельского хозяйства. Давным-давно я тоже работал первым заместителем министра сельского хозяйства. Все сельское хозяйство осваивало и запускало в работу государство. Поэтому все проходило так, как напрямую скажет руководитель. А сейчас это две разные вещи.

- Но ведь государство говорит, что выдало крестьянам льготные кредиты?

- Да, правительство хвалится выдачей примерно 4 млн денег на льготные кредиты. Но эти 4 млн сомов получаются не льготными, а тяжелыми кредитами. О льготных кредитах можно говорить, беря в пример Казахстан, они выдают, не превышая 5%. А у наших 10%. И как это может быть льготным кредитом? Эти 4 млн сомов сами по себе утверждены коррупционным путем. От этого получают выгоду только вон те банки. Они берут 10% у крестьян, а 10% выдает правительство. Потому что они (банки) вынуждают соглашаться правительство, говоря «мы выдаем деньги, но если выдадим под 10%, то обанкротимся, поэтому должны давать под 20%». То есть, получают деньги из двух мест. Вот здесь обогащаются только банки. У нас сейчас имеется 350 тысяч крестьянских хозяйств. Из этих крестьян получили кредиты только 2%. А остальные 98% не видали кредитов. Между делом присваивают также области, районы. Называть это оказанием помощи – пустая болтовня. Если и выдает, то ежегодно выдает богатым, потому что это оказалось выгодным для банков. Ведь те возвращают вовремя.

А мы говорили, чтоб в первую очередь выдавали кредиты простым людям. Да еще их ставят на очередь. Это коррупция. Коротко говоря, мы должны сказать «спасибо» крестьянам. Наш народ называют ленивым, но наш народ в сложных условиях мобилизуется, «превращается в быстроногого скакуна», очень трудолюбивый народ.

- Сколько процентов произведенной продукции перерабатывается?

- Каждый год до 35% произведенного продовольствия подвергается ущербу, не продается, не проходит, гниет. Тому есть 3-4 причины. Первая – у нас исчезло такое как «переработка». Например, в советскую эпоху мы перерабатывали больше 50% произведенного продукта. Переработка это сдача колхозами-совхозами продукции, они получают деньги, а остальное покупает само государство и торгует. Если раньше мы перерабатывали 50%, то сейчас перерабатывается только 10%.

Вот уже сейчас не проходит замечательная картошка с Иссык-Куля, Нарына. К тому же в этом году посажено много картошки. Говорили, что 30% прошлогодней картошки не смогли сдать, скормили скоту. Вкратце, нет переработки. Говоря другими словами, перерабатывается лишь 2% картошки, 1% мяса, 1% баткенских абрикосов. Второе – во время созревания нет никаких условий для продажи народу. Власть неспособна помочь продать выращенные продукты. Раньше государство помогало производить, или брало обязательство за год вперед «скупим по такой-то цене». Народ производил в соответствии с этим. Поэтому не было переизбытка.

- Год назад в интервью нам вы говорили: «Мы не готовы вступать в Евразийский союз». Видимо, сказанное вами оказалось правильным.

- Сняли таможенные барьеры, и Темир Сариев горлопанил, раздавая горы обещаний: «Теперь мы вошли на 180-миллионый рынок. Будет свобода, товары пройдут беспрепятственно. Мы получили 4 свободы!». Нет ничего из этого. Хотя сняли таможенные барьеры, но ведь пограничные посты перекрыты. Два года назад в телепередаче я обращался к правительству: «У нас нет отвечающих международным стандартам лабораторий. У нас нет выдающих сертификаты лабораторий, нет ни одной фитосанитарной лаборатории. А у остальных все это есть. Потому что они привыкли к этой вещи. Также должно быть такое как логистический центр, и этого нет. Логистика по-кыргызски – склад. Все хранят на этом складе. У нас нет товарной инфраструктуры, говоря иначе, нет условий. После подписания нами соглашений к нам хлынут их товары. А наши товары к ним не пройдут. Потому что у нас нет тех условий. В-третьих, мы не сумеем устоять в конкуренции перед тремя китами: Белоруссией, Россией, Казахстаном. Во всем Евразийском союзе наш объем - только 2%. Даже при наличии у нас условий они задавят нас. Ведь они сильные государства. У нас нет никакой подготовки. Вот до сегодняшнего дня не снимается ветеринарный контроль. По этой причине ни один килограмм нашего мяса не проходит к ним. Говорили «молоко пройдет», и от этого нет выгоды. По сравнению с прошлым годом в этом году Казахстан вернул обратно 300 тысяч тонн овощей и фруктов. Недавно Россия вернула 700 тысяч тонн абрикосов. Мы подписались, значит, не имеем права не впускать их. Итак, мы впустили всех. Теперь наши товары не проходят, а их все товары проходят.

- На наших базарах и раньше много встречалось казахстанской пшеницы, муки. Наверное, сейчас еще больше увеличилось?

- Да, казахстанская мука проходит к нам, а из нее выходят черви. Кроме того, проходит их пшеница. Проходит их сахарный песок, потому что мы сами не обеспечиваем себя. Приходит растительное масло. Меня огорчает, что казахстанские яйца заполонили, а наши яйца не проходят, портятся. И нет человека, который прекратил бы это. Хотел бы прекратить, так подписался, что к нам будет проходить всё. Эти три кита поступили чрезвычайно умно. Мы не занимаем их рынки, а у них был большой план захватить наши рынки. Мы им поверили, а теперь не можем выйти. В общей сложности экспорт сократился до 30%. В том числе молоко на 70%, мясо на 2,5%, хлопок в 2 раза. Текстиль сократился в 2 раза, и что же происходит с Дордоем!  Вкратце, мы жили себе просто и вдруг подошли к уничтожению. Еще многие другие ученые специалисты кроме меня предостерегали. Но сказали: если мы не вступим, то умрем, так как они нам перекроют дорогу. А что, сейчас не перекрыли?

- Не снимается ветеринарный контроль, как следствие наше мясо не проходит?

- Когда в мае президент Алмазбек Атамбаев ездил в Астану и поднял вопрос о ветеринарном контроле, они сказали «ладно». До сих пор не снимают. После этого в августе премьер-министр ездил в Сочи и сказал об этом, Казахстан сказал «ладно». До сих пор нет.  «Ваш скот не проходил идентификацию. Много заразных болезней, у вашего скота нет паспортов, нет у вас и лабораторий. И с какой стати вы рветесь пройти? Почему это не подготовили? Нет следов от выданных денег, нет результатов работы». Крестьянство подошло к банкротству. Вот, картошка не прошла. Возвращают овощи. Абрикосы все гниют. Превосходные баткенские абрикосы дешево продаются в Таджикистане, те перерабатывают и в три раза дороже продают России. Теперь, будто всего этого мало, столкнулось с банкротством и скотоводство. Год-два назад живой скот мы переправляли в Казахстан. Сегодня простой народ никуда не может продать свой жирный отлично откормленный на джайлоо скот. Вот теперь цена на скот упала вдвое.

- Следовательно, нет руководителя, обращающего на это внимание?

- Сейчас большим руководителям дела нет до народа. Они заняты тоями-празднествами на государственном уровне. Какие только средства не тратятся на эти тои. Разбухли руководители областей, районов, разъезжают на машинах и гуляют на тоях в городе. Только и видишь гуляющих людей. Вкратце, сейчас времена, когда  у наших больших руководителей каждый день тои, праздники. Той тоже хорошая вещь, но ведь наступает и день после тоя. Я боюсь, каким будет наше положение, если останемся в Евразийском союзе. Нет человека, слышащего нас. Наши же соседи казахские сородичи не считают нас за ровню, уже не считают за человека. Мы попали в пропасть и остались запертыми в ней.

Теперь пусть с мучениями, но потерпим еще один год, если и тогда не будет никакого толка, мы должны выйти из ЕЭАС. Они заперли нас в капкане. А мы подписали и отдали, не читая их правила. Это было выгодно большим государствам.

- Каково положение с налогами, поступающими в государственный бюджет?

- Говорили «вступим в Таможенный союз, разбогатеем за счет таможенных пошлин», а таможенные пошлины сократились в 4 раза по сравнению с прошлым годом. Выяснилось, около 70% поступающих импортных товаров входят к нам контрабандой. Например, указывают 10 тонн груза как 100 килограммов. Так и платят мало денег. А ведь все это пропускают наши же, свои. Значит, что-то берут. Установлено, объем налогов, должных поступить в государственный бюджет, за один год сократился на 3 млрд сомов. Вот полученная нами «выгода».

- К примеру, как можно выйти из этого обстоятельства?

- Я говорю: ставьте вопрос ребром. Говоря другими словами, установите срок: «да» или «нет». Если не решат в те сроки, давайте выйдем. Эти ставят, но никто не слушает. Дело в том, что в системе управления Евразийского союза Кыргызстану не досталось ни одного руководящего места. Вкратце,  вреда больше, чем пользы. Что будет, если из-за этого снизится уровень жизни народа? Что будет при возникновении социального недовольства? Надо быть осторожней, давая обещания. Мы стали пасынком среди государств Евразийского союза. Я убежден как ученый. В дальнейшем будет еще хуже.

Источник: газета «Ачык саясат плюс» №37 от 21.10.2016/стр.5

  https://www.gezitter.org/tamozhennyj_sojuz/54522/ Ссылка на материал: