Кыргызстан: Содержащиеся на карантине недовольны условиями

Автор: Наргиза Рыскулова, Би-Би-Cи, Бишкек
BBC. Кыргыз кызматы BBC. Кыргыз кызматы
Обратите внимание на дату публикации.

Вернувшиеся в Кыргызстан из-за границы содержатся на бывшей военной базе США. Несколько дней назад на базе сотни людей были на карантине. Часть отпустили домой, но содержащихся на карантине всё ещё много. Они недовольны условиями. Минздрав в свою очередь заявляет, что прилагает максимальные усилия для улучшения ситуации.

В Кыргызстане число заражённых коронавирусом достигло 44 (публикация за 26 марта. - Прим. ред). Кыргызское правительство делит на две категории пассажиров, прибывающих из-за рубежа. Пассажиры, прибывшие из страны с числом зараженных коронавирусом более тысячи, сразу помещаются на карантин. Другие же должны быть на 14-дневном домашнем карантине.

Большинство помещенных на карантин размещены на бывшей военной базе США рядом с аэропортом «Манас». Помещенные на карантин пассажиры говорят, что бывшая казарма не отвечает санитарным требованиям и они подвергаются риску.

На один этаж — один туалет, питание дают не в помещении, а снаружи здания.

Прилетевшую из Дубая Катю (имя изменено) поместили на карантин сразу после прилёта. 32-летняя Катя постоянно курсирует в Дубай по работе. С семьёй проживает в Бишкеке.

«Сразу после прибытия прошли тест по выявлению вируса, нам измерили температуру и раздали по маске. На мой вопрос, почему маска только одна, ведь её нужно периодически менять, ответили, что «на всех не хватит». В казарме холодно, грязно, пахнет плесенью. О стерилизации и дезинфекции речи даже нет», — рассказала Катя.

Свыше ста пассажиров, прибывших воздушным рейсом, размещены по два или три четыре человека в комнате. В комнатах нет окон. По словам Кати, на один этаж имеется всего один туалет, в душах нет мыла. Питание оставляют снаружи.

«Нет возможности проветривать помещение. Все мы помещены в одну казарму, часто в туалет выстраивается длинная очередь. Помещенные на карантин не соблюдают правила, многие не носят маски. При этом они кашляют, чихают. Если кто-то прибыл из страны с коронавирусом или гриппом, то заразит всех помещенных в карантин», — говорит Катя.

После двух дней карантина она прочитала в новостях, что Министерство здравоохранения изменило алгоритм в отношении прибывающих из-за границы. В случае наличия симптомов (повышенная температура, кашель), прибывшие помещаются на карантин. Остальные должны 14 дней сидеть дома и никуда не выходить. В отношении нарушителей этих правил предусмотрены «жесткие меры».

Прилетевшие из Дубая или Стамбула боролись за последние места. В настоящее время многие страны временно приостановили авиарейсы.

Подобные Кате помещенные на карантин также недовольны мерами правительства. Тех, кто прилетел из-за границы после них, отправили домой, а они всё ещё на карантине.

«Мы прошли тест по выявлению вируса. У нас вышли отрицательные результаты. Здесь нет никаких условий. Почему кого-то сразу отпускают домой, а нас всё ещё держат здесь», — возмущается прилетевший из Турции фотограф Стивен Лиой.

Он до этого был в Германии и Турции, поэтому его сразу взяли на карантин. Стивена и несколько других пассажиров изолировали от остальных, они сразу прошли тест по выявлению вируса. Кыргызстанские пограничники явно не хотели пускать Стивена в страну, но его жена является гражданкой Кыргызстана, поэтому разрешили.

«Я из Германии полетел в Турцию. В этой стране более тысячи заражённых коронавирусом. Из-за ограничений на авиарейсы я не успел вовремя прилететь в Кыргызстан. Кыргызстан тоже начал вводить ограничения. Но в такое кризисное время я счел правильным быть рядом со своей женой. Поэтому прибыл в страну, зная, что буду помещен на карантин», — рассказал Стивен.

Ему ещё повезло. Дело в том, что после его прибытия в страну Кыргызстан принял решение, что не примет ни одного иностранного гражданина. Намеревающиеся приехать в Кыргызстан сотни людей застряли в аэропортах в разных уголках мира.

Среди них кыргызские мигранты, пребывающие в России. По словам представителя кыргызской диаспоры в России Турсунбая Кубатбекова, сотни кыргызских мигрантов не смогли попасть в свою страну. Так, около 150 мигрантов три дня назад застряли на границе в Оренбургской области. Они планировали автомашиной приехать в Кыргызстан через Казахстан. Однако Казахстан полностью закрыл границу.

До этого Министерство иностранных дел информировало, что около трех тысяч кыргызстанцев не могут вернуться из-за границы на родину. Часть из них — туристы, остальные — мигранты. На сегодняшний день нет точных данных, сколько кыргызстанцев не могут сейчас попасть на родину. Правительство распространило информацию, что будут предприняты усилия по доставке кыргызстанцев на родину чартерными самолетами.

По прибытии в страну всех проверяют. Стивен думал, что, пройдя проверку, он отправится домой, если коронавирус не будет выявлен.

«В помещении, где я жил, было около 50 человек. Посередине здания установлены блокпосты. Запрещали перемещаться из одного здания во второе. За несколько дней число людей в казарме достигло 300. Базу охраняли, иногда я видел, как распрыскивали хлора. Медицинские работники через день измеряли температуру», — рассказывает Стивен.

На шестой день карантина у Стивена и других людей взяли анализ крови. Было сказано, что при отрицательном результате их отпустят на домашний карантин. Однако во время повторной проверки у одного человека в казарме был выявлен коронавирус. Кыргызстанец, у которого был выявлен вирус, прилетел из Франции. По прибытии в Кыргызстан он в казарме был в контакте с другими, в том числе с пассажиром, с которым был размещен в одной комнате.

«Моя кровать расположена на расстоянии метра от кровати того человека, у которого обнаружен коронавирус. Четыре дня мы лежали в одной комнате. Сейчас мне говорят, чтобы я не покидал комнату. Когда я попросил перевести меня в другое помещение из этой комнаты, в которой есть вирус, никто не внял моей просьбе. У меня не брали анализы. Создается ощущение, что вокруг нет ни медиков, ни охраны», — рассказывает Борис (имя изменено).

Минздрав заявлял, что карантинная зона была организована на бывшей военной базе по причине близости к аэропорту.

Касательно жалоб на условия содержания, Минздрав пояснил, что другого подходящего места для размещения большого количества кроватей не нашлось.

«Это бывшая казарма. Здесь прибывшие проходят санитарный контроль, им предоставляют кровать, постельные принадлежности, питание. Всем этим обеспечивают. Вы нас тоже поймите, мы не можем создать домашние условия. Такой возможности нет, потому что мы должны взять пассажиров на карантин сразу после приземления в аэропорту. Поэтому была отобрана бывшая авиабаза Ганси», — пояснил министр здравоохранения агентству «Клооп».

Стивену снова повезло. Он не был в контакте с зараженным коронавирусом человеком. Его и других людей из помещения, в котором он лежал, отпустили на домашний карантин.

 

Источник: Кыргызская служба Би-Би-Си