Кыргызы говорят «бывает праздник, и день после праздника». Прошла и ожидаемая народом революция, а затем и парламентские выборы ради установления законной власти, нового времени, новой системы, уже и итоги выборов вышли. Не только наш народ, но и весь мир ожидает, когда же в Кыргызстане установится правительство, когда начнет работу новый Жогорку Кенеш. К сожалению, эйфория по поводу революции и парламентских выборов забывается, и после выборов прошло уже 2 месяца, а СДПК почти месяц назад получила мандат на создание коалиции, а Правительство все еще не создано. Пять партий, победивших на выборах, не проявляют рвения по объединению, и происходит «куча мала». Все, кому не лень, от экспертов до общественности и СМИ, «переженили» между собой победившие партии. Одни говорят, что объединятся CДПК, «Ата-Мекен» и «Республика», а другие-партии «Ата-Мекен» и «Ар-Намыс» с «Республикой». Говоря по правде, курс этих политических партий, их политические программы, место, занимаемое ими в общественно-политической жизни и их позиции дают поводы для подобных предположений. Однако, все политологи, в том числе мой друг-историк и политолог Табылды Акеров считает, что обещания политических партий народу, выбранная ими позиция это только верхушка айсберга. А истинное содержание политических партий, их стратегии, цели находятся как айсберг на дне океана. Не от этих политических партий и их программ, а от интересов кыргызских кланов до сих пор не может установиться власть, так как именно эти кланы не могут между собой поделить ее. Вот почему снова и снова фракции приходят к согласию друг с другом, но коалицию создать не могут.
О том, что Кыргызстан это-страна кланов, первым сказал Табылды Акеров более 20 лет назад. До сих пор в Кыргызстане кланы не просто укрепились и успокоились, а пустили глубокие корни и расцвели. В печати открыто не говорится, но существуют Нарынские кланы, Иссык-кульские, Чуйские, Джалал-Абадские, Алайские, Ошские, Баткенские, Таласские кланы. Ни для кого не секрет, что более старшие роды «подзатыльниками» приучают младших родов к повиновению. В Кыргызстане и власть, и богатство делятся в соответствии с влиянием указанных кланов, а тому или иному политику или бизнесмену просто бросают «кости». От этих «костей» происходит сыр-бор, обиды, но это все временно.
Что мы называем кланом? Говоря простым языком, это-группа людей, объединенных для раздела и владения властью и богатством страны, а также степенью влияния. Такие кланы есть не только в Кыргызстане, но в той же России, в соседнем Казахстане, да и вообще во всем мире. Что касается наших кланов, они объединены согласно территориальной известности, или точнее, по месту рождения. Когда Акаев только пришел к власти, оставалось влияние таких кланов. Многие дела делались по их желанию и ради их интересов. Возьмем тот же «Кумтор». Скажем о приватизации и передаче в частную собственность колхозно-совхозных земель. Хотя Акаев стоял во главе государства, но в первые годы его правления влияние кланов на него было очень сильным. Он всегда стремился уйти от этого, но покружив туда-сюда, в конечном итоге, он оставался заложником интересов этих кланов. И решения государственной важности принимались согласно их желания. Много писалось и много говорилось, и об этом все знают, о спорах по разделу влияния на власть между Таласским и Кеминским кланами. Наверное, все знают, что в этих спорах всегда побеждали Чуйские и Нарынские кланы.
Мне один аксакал, покачав головой, сказал:-«Усен Сыдыков собрал на Юге известных в политике джигитов и дал благословение Курманбеку Бакиеву. Чем же все это кончится?»,-тяжело вздохнул он. По правде говоря, этот человек оказался прозорливым, как сказал, так все и закончилось плохо. Когда Бакиев пришел к власти, Усенов намекал, дескать, «я тебя привел к власти», и захотел стать равным с Президентом, но Курманбек Салиевич как-то не оценил его добродетели, а ведь это должно было послужить ему уроком. Тем не менее, после 7-го апреля 2010 года Усен Сыдыков вызвал большой переполох. По-нашему мнению, тогда Усен-аке как бы намекая на поговорку «хоть волк и состарился, но сил на одну овцу хватает», видимо, он пытался объединить южные кланы в одно целое.Однако, хорошо понимающие тяжелую политическую ситуацию в стране молодые роды Джалал-Абадских, Алайских, Ошских кланов, похоже, не захотели его поддержать. Тем самым они показали себя более умными, чем состарившийся Усен-аке. В добавление ко всему, этот человек, играющий роль старейшины клана, обидел молодежь и все об этом знают. Усен Сыдыков обеспечил благословением южных кланов Курманбека Бакиева, и вызвал для этого самых известных членов клана. Позже Усен Сыдыков, несмотря на своеволие Бакиевых, сумел отставить свои личные амбиции, вмешался в политику, но тем не менее не смог защитить более известных всей республике южных политиков. Мало того, он сам получил отпор от Бакиевской власти.
Даже несмотря на это, после 7-го апреля он снова попытался было поднять голову, но попытка оказалась безрезультатной. Говоря коротко, клан в Кыргызстане означает, что группа лиц занимается разделом власти и богатством страны. По-нашему мнению, в этом смысле не фракции не могут прийти к согласию по созданию Правительства, а кланы, поскольку на парламентских выборах именно кланы сорили деньгами, бегали за ту или иную партию и обеспечивали их голосами. Иначе, откуда у партии, имеющей меньше 5-10 тыс.членов, найти такие человеческие и материальные ресурсы. Любой политик со свежим взглядом на кыргызскую политическую жизнь заметит, что за последние 5-10 лет в Кыргызстане может быстро измениться ситуация, в том числе вспомним митинги в ноябре, апреле, феврале, 24 марта и революцию 7 апреля, и неизбежно увидит влияние кланов. Если учитывать влияние кланов на революцию, то раздел власти кажется просто детской игрушкой. Мы, простые люди радуемся, что вот случилась революция, и просто верим в светлое будущее. Как мировая политика и экономика зависит от евреев, так и судьба простых людей у нас зависит от этих кланов. Пусть только простой человек наступит на «хвост» члену какого-либо клана, как завтра же окажется на улице. Таким образом, судьба Кыргызстана, его будущее являются заложником клановых интересов. Что сказать, огорчает, что кланы не могут поделить власть. Даже простым людям понятно, что если СДПК возьмет премьерство себе, парламент отдаст «Ата-Мекену» или «Ар-Намысу» и притянет к себе «Республику», это бы устроило всех. Мы в этом смысле понимаем себя заложниками кланов. В Кыргызстане клановые интересы выше, чем интересы всего народа и будущего государства. И всегда клановые интересы в Кыргызстане стояли выше государственных. Поясним теперь, почему Кыргызстан еще и заложник криминала. Когда мы говорим о криминале, мы не подразумеваем криминальный мир или криминальные авторитеты, мы подразумеваем под криминалом «беловоротничковых» чиновников в галстуках. Для простых людей их судьба связана с судьбой Кыргызстана.
Каким же оно будет завтра, наше бедное-бедное Отечество?