Видео с кадрами деятельности управляемой китайцами ослиной фермы в селе Мады Кара-Сууйского района Кыргызстана бурно обсуждают в интернете. Для получения уточняющей информации мы обратились к главе Госинспекции ветеринарного и фитосанитарного контроля Калысбеку Жумаканову.
- Здравствуйте, Калысбек мырза. В интернете звучит критика по поводу санитарного состояния вокруг ослиной фермы в селе Мады Кара-Сууйского района. Опубликовано соответствующее видео. Что вы знаете об указанной ферме?
- Действительно, в Кыргызстане есть фирма, которая экспортирует в Китай ослов. Расположена, как вы правильно сказали, в Кара-Сууйском районе. Там организована специальная база, где закупают ослов у местного населения. Местные службы ветеринарного контроля посетили эту фирму. Проверяются образцы крови каждого животного, проводится идентификация, затем экспортируют в Китай. Однако на ферме не дано разрешение на забой. По условиям соглашения, ослов экспортирует живьём.
- Но ведь в видео дохлые ослы лежат выброшенными в яму?
- Нет, там не забивают. Когда мы позвонили по данному видео, сказали, что это монтаж. По-моему, могли опубликовать видео, снятое в другом месте. Лично сам я не видел это видео.
- Допускает законодательство Кыргызстана заниматься таким бизнесом?
- Бизнес есть бизнес. Не надо вычленять отдельно ослиный бизнес. Разве нельзя делать бизнес на ослах? Вообще, у нас странный менталитет. Когда речь идёт про ослов, воспринимают иначе. Ослы, как и лошади, мулы, зебры и т.п., относится к непарнокопытным животным. В отдельных странах мира ослятину принимают в пищу. Даже в Европе, Италии. В Китае высокий спрос на ослятину. Но у нас она считается нечистой едой, поэтому не едят. Просто мы привыкли ещё со времён СССР. Например, ослятину, свинину считают нечистой едой, не "адал". А почему молчим по поводу свинофермы? Ослы являются чьей-то собственностью, кто-то их покупает, экспортирует, делая бизнес. Мы же не можем запретить чью-то частную собственность. Этого не допускает закон. Непарнокопытные экспортируются по одному коду. Это не противоречит ни нашему, ни международному законодательству. Мы с самого начала не разрешили китайцам забивать здесь, потому что это противоречит нашему менталитету, вследствие чего мы заключили соглашение о том, чтобы экспортировали живьем.
- Сколько в Кыргызстане имеется ослиных ферм?
- Всего одна. Расположена в 1,5 км от села Мады Кара-Сууйского района. Раньше там был мясокомбинат. Сейчас ослиная ферма. Органы ветеринарного контроля проводят систематическую проверку.
- Местные жители говорят о дискомфорте, который создается миазмами от ослиных туш и их экскрементов, дескать, из-за этого дети болеют желтухой. Вы исследовали эту ситуацию или же приводили какое-либо проверку?
- Это неправильно, желтуха так не распространяется. Пути заражения с медицинской точки зрения другие. Конечно, мы тоже проверяем, но желтухой там не заражаются. Осел – это разновидность лошади. Нет такого запаха, как от свиней.
- Закон допускает забой ослов?
- В законодательстве нет статьи, запрещающий забой ослов. Но с учетом нашего менталитета и других факторов мы не дали разрешения. А если решат продавать ослов, то это бизнес. Государству от этого вреда нет.