Уже несколько недель обсуждается вопрос о поставках автомашин скорой помощи на средства немецкого гранта. Говорится, что техника уже разворована, что она непригодна для работы с больными, что она очень дорогая и так далее.
Я попробовал сам разобраться, что же происходит на самом деле.
Как выяснилось, все закупленные машины — 7 Хундай Портеров, 2 Тойоты Хайлюкс и 6 Тойот Хиас стоят в гараже Министерства здравоохранения. Никто их не раздал и не продал.
Второе, машины самые современные, красивые и функциональные. Некоторые газеты и даже депутаты писали и говорили о том, что лучше бы купили УАЗ (то есть машины скорой помощи старого советского образца), что на Портерах можно только скот перевозить. Это все — полная неправда. Вы можете сами сравнить Портер и УАЗ, которые стоят рядышком, их даже сравнивать нельзя, ни по возможностям, ни по комфорту для врачей и больных. Портеры в несколько раз превосходят УАЗы.
Почему же Минздрав их не принимает и не пускает на работу? Мы побывали в гараже, как, когда там были немецкая делегация с представителями Минздрава и компании поставщика, чтобы все узнать с первых уст.
Грант на покупку современных машин скорой помощи
Приобретение медицинского оборудования, а также автомашин скорой медицинской помощи было запланировано в рамках реализации проекта «Создание национальной системы электронной медицины», финансируемого Германским банком развития KfW.
После обновления и уточнения списка необходимого оборудования были подготовлены тендерные документы для проведения закупки 7 автомашин скорой помощи (включая медицинское оснащение (лот 3) и 8 специализированных машин скорой помощи (включая медицинское оснащение). Документы были одобрены банком KfW.
Местом проведения процедур и оценки тендерных предложений была определена Германия, город Бад, Хомбург, где располагается штаб-квартира международного консультанта проекта, компании «ЭПОС». Все расходы на переезд и пребывание тендерной комиссии в Германии осуществлялись из средств гранта, без привлечения средств из госбюджета КР, на что было получено согласие KfW.
Вскрытие предложений было проведено 26 сентября 2016 года. Всего было 8 предложений. Победителем стала голландская компания Dutch Health BV, общая сумма контракта составляла почти 1,2 миллиона евро.
Согласно контракту поставка и ввод в эксплуатацию машин должны быть завершены до 22 июля 2017 года. Контрактами предусмотрены штрафные санкции за задержку.
Кроме того, учитывая сложность оборудования М3 КР решил провести проверку машин скорой помощи на заводе по переоборудованию машин перед отгрузкой их для транспортировки в Кыргызстан. KfW одобрил этот шаг, предусмотрев для двух человек финансирование поездки из средств консультанта проекта (компании ЭПОС).
Задержка контракта
Но 2 мая 2016 года М3 КР получило письмо от компании DutchHealth о том что к контрактному сроку (30 июня 2017 г.) будут доставлены только часть машин по лоту 7, а остальные в виду их конструкционных трудностей при переоборудовании, не пребудут. Другой причиной задержки изготовления машин СМП были указаны месяц Рамадан, в течение которого, якобы, снижается производительность труда в ОАЭ до 50%. А через месяц, 7 июня 2017 г. DutchHealth BV направляет в Минздрав еще одно письмо, в котором говорится, что оборудование ни по одному лоту не пребудет в сроки, предусмотренные контрактами. Компания DutchHealth BV на запрос Консультанта в письме от 31 июля 2016 г. утверждает, что машины будут готовы для предотгрузочной проверки только к 4 сентября 2017 года.
Эта проверка состоялась в ОАЭ, на заводе по переоборудованию в период с 4 по 9 сентября, которая выявила недоработки, и поставщик обязался их устранить перед отгрузкой. В результате машины были отгружены только через 20 дней после завершения проверки (29 сентября) и прибывали на таможенный пункт КР партиями —с 8 по 27 ноября. Процедура таможенной очистки была завершена 12 декабря 2017 года. В Минздраве КР была создана комиссия по приемке машин, которая при осмотре машин выявила, ряд расхождений технического параметров доставленных машин с контрактными. Среди них есть небольшие недостатки, которые можно исправить легко и быстро, а есть и серьезные отклонения, которые потребуют времени, сил и профессионального подхода:
Главное — салон Тойота Хиас (лот 7) — машин, предназначенных для Бишкека и Оша сделан с недоработками: высота салона оказалась ниже указанного в контракте на 25 см, в результате врачам будет неудобно работать в полусогнутом положении. Мебель в салоне установлена так, что подход к больному ограничен, и это тоже надо менять. Также отсутствовали противотуманные фары, вместо двух сидений сбоку от носилок для медперсонала и сопровождающих имелась только одна скамья, с ящиком под сиденьем. Также отсутствовали часть расходных материалов, как и по лоту 3. Настенное крепление для дефибриллятора имеется, но не вмонтировано в салон машины, так как не помещается по высоте, потолок салона отделан материалом, который не может устанавливаться в машине СМП, так как впитывает влагу и не позволяет проводить дезинфекцию салона и это тоже следует менять.
Вторая проблема - это то, что медицинский отсек Хундай Портеров (лот 3) на 80 см длинней, чем это записано в контракте. У Минздрава возник вопрос — а не повлияет ли длина салона на ходовые качества машины? Отсутствовали дополнительные стоп-сигналы, наружное освещение над дверями медицинского салона, часть расходных материалов (кислородные маски, тест-полоски для измерения сахара в крови, портативный аппарат для измерения сахара в крови).
Для автомашины Тойота Хай-люкс(лот 7) отсутствует дополнительный стоп-сигнал, противотуманная фара, другого сидения в салоне, стационарной системы подачи кислорода, а также, как и в первых двух случаях, нет части расходных материалов и медицинского оборудования. Кроме того, некоторые машины имеют механические повреждения кузова (царапины, вмятины), которые не исправлены надлежащим образом
Извечный вопрос - кто виноват?
В результате, машины не были приняты М3 КР. Если оно сделало это, то все эти проблемы с плеч компании поставщика перешли на плечи министерства.
Надо отметить, что специалистами министерства были составлены официальные протоколы осмотра, которые были направлены компании с предложением дать ответ, когда и как будут устранены данные недостатки. О начале всех этих проблем с исполнением договоров М3 КР поставило в известность банк KfW письмами от 9 августа 2017 года и 15 декабря 2017 года.
15 февраля 2018 года от поставщика (DutchHealth) был получено письмо в ответ на запросы от М3 КР о том, что они искренне сожалеют о сложившейся ситуации и готовы все исправить, просят только дать ей на это время, предлагая дополнительные скидки в 8 процентов к стоимости контракта за задержку. 7 марта 2018 года получено письмо от международного консультанта (ЭПОС) о приглашении независимых международных экспертов для определения возможности приведения технических параметров доставленных, машин техническим спецификациям, предусмотренных в заключенных контрактах. По словам директора консалтинговой компании «Аванко Консалтинг» Владимира Титова, все это вышеперечисленное свидетельствует об очевидном недобросовестном исполнении поставщиком (DutchHealth BV, Нидерланды) контракта по поставке. Мы уже 20 лет работает на этом рынке, и это первый случай в нашей практике такого серьезного просчета, хотя всегда происходят какие-то мелкие недоработки, которые устраняются по ходу дела. Машины сами по себе очень хорошие, но некоторые отклонения от контрактных показателей, как, например, снижение высоты салона на 25 сантиметров, делает невозможным или очень трудным обслуживание больного в салоне машины. Врач должен работать в полусогнутом состоянии. Поэтому министерство добивается точного исполнения контрактных обязательств.
Предусмотренные штрафные санкции еще не могут быть применены, так как поставка не завершена к санкции продолжают накапливаться. Штрафные санкции будут удержаны из очередного платежа.
Со стороны М3 КР проведены все необходимые мероприятия, поставлены в известность Поставщик и Донор (Германский банк KfW). Минздрав предпринял все шаги для решения данной проблемы.
В настоящее время после решения международных экспертов ожидается устранение расхождений и несоответствий полученных машин. Немецкая сторона предложила выяснить специалистам — можно ли исправить все проблемы в Бишкеке? Для этого на этой неделе пришлет международных экспертов, которые смогут дать ответ на этот вопрос. А затем постараться как можно скорее исправить все эти недоработки. А компания-поставщик будет наказана — как штрафами, так и дополнительными скидками. Минздрав в дальнейшем будет думать - стоит ли работать с такой компанией, и какие меры нужно принять, чтобы такое больше не повторилось. Может необходимо повысить штрафы, осуществлять проверки на этапах подготовки поставок и т.д.