В программе "Кабар даамында" мы организовали обсуждение по охотничьим проблемам и законе о введении заперта на охоту. Гостями студии стали депутат парламентской фракции "Ата Мекен" Эмиль Токтошев и глава департамента рационального использования природных ресурсов Государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству Алмаз Мусаев.
- Какую поддержку получит закон о введении моратория на охоту?
Эмиль Токтошев: Инициирован законопроект "О введении моратория на охоту в Кыргызской Республике", согласно которому на всей территории республики вводится мораторий на охоту до 2030 года на диких животных, за исключением волков, лис и шакалов. В настоящее время документ выставлен на общественное обсуждение на сайте Жогорку Кенеша. Общество позитивно относится к предлагаемым мерам. 95% пользователей поддерживают инициативу. По-моему, проект будет поддержан.
- Возможно ли с помощью данного закона полностью запретить охоту на территории республики?
Материалы на тему
- — Бесконечные трудности перехода к единой системе
- — В практику выборов депутатов местных кенешей будут внедрены новые технологии
- — В Москве будет учрежден Кыргызский Дом науки и культуры
- — Президент отклонил законопроект о трансплантации органов
Метки
Алмаз Мусаев: Мораторий следовало вводить с учетом видов животных и условиями среды обитания. Население не готово к повсеместному и полному запрету охоты. Думаю, проблема этой мерой не решится. Мораторий можно вводить, если будет финансирование в усиленном режиме со стороны государства учреждений по защите природы. Повсеместный запрет на долгосрочный период создаст трудности. Я боюсь, что мы не успеем.
- Введение моратория предусматривает контроль за исполнением. Будет ли правильным, к примеру, возбуждать уголовное дело в отношении тех, кто застрелил снежного барса, а не наказывать их только штрафами?
Эмиль Токтошев: Кыргызстан имеет богатства как в своих недрах, так и на поверхности. Так и дикая фауна Ала-Тоо является нашим богатством. Действующий закон предусматривает наказание для браконьеров в виде штрафа. Прибывшие из-за границы охотники платят за убитого снежного барса 500 тысяч сомов и уезжают. Даже если мы поднимем размеры штрафа, это не поможет. Я думаю, что введение уголовного наказания поможет решить проблему.
- С какой периодичностью департамент проводит мониторинг за численностью популяций диких животных? Сколько зарегистрировано?
Алмаз Мусаев: Закон об охоте был принят в 2014 году, и мы принялись за реформирование охотничьих хозяйств. Первым шагом было их сокращение с 70 до 24. Основные охотничьи хозяйства расположены в Иссык-Кульской и Нарынской области.
Подсчет популяции животных проводится один раз в год. Если раньше популяции сокращались вследствие охоты, то в последнее время по другим причинам.
Например, уменьшается численность фазанов из-за расширения площади сельхозугодий, осушения болотистых земель и камышовых зарослей. В советское время скот летом вывозили на пастбище, затем в зимовья. Сегодня развитие стихийного животноводства негативно сказывается на среду обитания горных козлов и баранов. Вследствие деятельности предприятий и глобальных климатических изменений идет процесс таяния ледников, что сужает ареал обитания дикой фауны.
Если не проводить регуляцию популяции животных, то это может привести к росту различных заболеваний. Например, при росте популяции наблюдается падеж кекликов, зайцы, сурки заболевают чумой.
Государственный мониторинг проводится раз в 5 лет. Создан электронный портал общественного подсчета, где каждый может внести в таблицу замеченное им животное, получить с сайта информацию.
С каждым годом растет браконьерство. В 2015 году было возбуждено 700 дел по фактам браконьерства, применены штрафные санкции на общую сумму 5 млн 800 тыс. сомов, в том числе по 584 делам выписано 900 тыс. сомов штрафа, взыскано 3 млн 900 тыс. сомов. Остальные дела в суде и органах прокуратуры. Стоит отметить, что большую трудность создает взыскание штрафов в крупных размерах.
Большинство браконьеров привлекают адвокатов. Бывает, что доказать вину бывает очень трудно. Всё это надо было систематизировать, навести порядок в областях и потом вводить запрет. В республике есть около 20 тыс. законно зарегистрированных охотников. Охотничьи магазины жалуются, что торговля прекратилась.
Эмиль Токтошев: Поэтому мы и пытаемся написать качественный закон, чтобы устранить хаос. Убил охотник запрещенное к отстрелу животное – ответит. Закон должен работать для всех: чиновников, простых граждан.
- Сообщается, что охота превратилась в бизнес. Есть ли доказательства, конкретные цифры?
- Во всем мире охотничьи туры считаются самым дорогим видом туризма. Трофейная охота выступает как хобби. К примеру, на севере России охота – необходимое условие выживания. У нас чиновники рассматривают охоту как хобби, а для чабанов она является средством пропитания. В то же время имеются факты продажи мяса диких животных. Сыздавна запрещается продавать мясо кайберенов (дикие жвачные животные). Мы принимаем соответствующие меры.
Эмиль Токтошев: В детстве мы видели на джайлоо во время выпаса скота косуль с выводками, стада горных баранов и козлов, фазанов. Сейчас такое ощущение, что все они вымерли. Это прискорбно. Великий писатель Чингиз Айтматов в своем романе "Когда падают горы" провидчески писал о бережном отношении к природе через образ снежного барса. Хорошо бы всегда помнить об этом.