Жуматаева: Конфликтов на границе не становится меньше

Фото: Конфликт на кыргызско-таджикской границе, Баткен, Жака-Орук. 8 мая 2014 год.
Автор: Рахат Кенешова
Азаттык уналгысы Азаттык уналгысы
Обратите внимание на дату публикации.

Как можно уменьшить конфликты на границе? "Азаттык" взял интервью у руководителя Ошского представительства фонда "За международную толерантность" Асель Жуматаевой.

"Азаттык": На каком уровне государство защищает права кыргызстанцев, проживающих в приграничной территории? 

Асель Жуматаева: В последнее время произошёл ряд инцидентов и конфликтов на границе. Власть, журналисты обращают внимание на значительные конфликты, в то время как мелких инцидентов в приграничной территории, на спорных участках границы, неуточнённых территориях происходит много.

На прошлой неделе житель села Ак-Коргон Ала-Букинского района в поисках своего скота зашёл на территорию Узбекистана, узбекские пограничники застрелили его за "незаконное пересечение границы" и передали родственникам его тело.

Также в Аксыйском и других районах часто происходят случаи, когда жители не могут вернуть свой скот, пересёкший границу, или не могут вернуться обратно в Кыргызстан, поехав навестить своих родственников в Узбекистане, или переехавшие в Кыргызстан по программе "Кайрылман" не могут получить своё имущество.      

Например, половина населения кыргызского эксклава Барак в Узбекистане переселилась на территорию Кыргызстана, но не может вывезти своё имущество. Фактов нарушений прав граждан на границе происходит много.

"Азаттык": Есть ли особые механизмы защиты прав населения приграничных районов в международной практике? 

Асель Жуматаева: Конечно есть. Должны чётко исполняться достигнутые между сторонами договорённости, решения. У нас в большинстве на спорных участках границы не хватает пограничников, возможности ограничены. Количество узбекских пограничников значительно больше, и они ведут охрану границы в усиленном режиме. Не секрет, что вследствие такого положения соседи проявляют доминантное отношение. По вопросу границы кыргызская власть не держит сильной позиции, не умеет правильно использовать имеющиеся рычаги. Такие выводы возникают в свете последних инцидентов на границе. 

"Азаттык": Есть ли в двусторонних соглашениях, по крайней мере, документы по механизмам расследования инцидента? 

Асель Жуматаева: СМИ сообщается, что "идут переговоры, прошли встречи". Но на этих переговорах не решается судьба конкретных метров или километров территории, не сообщается, на какой уровень вышли переговоры. По моему мнению, мы топчемся на месте.

Кыргызстан нуждается в компетентных специалистах, хорошо знающих карты, способных анализировать и прогнозировать ситуацию. По-моему, последние переговоры не дают результатов. Например, происходит конфликт на границе с Таджикистаном, потом проходят переговоры, а на следующий день на том же месте опять происходит перестрелка или иной инцидент. 

Раз переговоры ведутся на высоком уровне, решения должны выполняться, информация доноситься населению. Обе стороны обязаны исполнять правила. У нас так не происходит. Например, договорились о строительстве дороги, но на следующий день произошёл конфликт из-за её строительства.  

Источник: Азаттык уналгысы

  https://www.gezitter.org/society/35498/ Ссылка на материал: