- Кубатбек Калбекович, судебный процесс по Апрельским событиям порождает много споров. До этого в ходе судебного процесса были предъявлены обвинения в убийстве людей Нурлану Турсункулову, Эльмурзе Сатыбалдиеву, Каныбеку Жороеву, Оксане Малеванной. Также звучали мнения, что это уголовное дело – политический заказ со стороны Белого дома. Вы в то время были генпрокурором. Можете рассказать, почему так произошло?
- Когда я пришёл на должность генпрокурора, следствие было закончено, со всеми материалами обвиняемые были ознакомлены. После того как они ознакомились, все документы без внесения изменений были отправлены в суд. На том следствии Эльмурзе Сатыбалдиеву, Нурлану Турсункулову, Каныбеку Жороеву и Оксане Малеванной не предъявлялись обвинения в убийстве людей. В один день в Белый дом пригласили моего заместителя и начальника следственного управления. Там им поручили вернуть отправленные в суд материалы, предъявить вышеперечисленным лицам обвинения в убийстве людей. Они вернулись и сообщили мне об этом. Я отказался выдвигать такие обвинения, потому что в их действиях не было признаков для подобного обвинения.
Спустя некоторое время меня пригласили в Белый дом. Состоялось большое совещание под началом Отунбаевой с участием руководителей правоохранительных органов, председателя Верховного суда, судей, рассматривающих дело по событиям 7 апреля. Мне выдвинули претензию: "Почему вы вывели из дела обвинения в убийстве людей?" Я отвечал, что не вносил никаких изменений, что материалы отправлены в суд на основании обвинений, которые выдвигались прежним руководством, что в отношении указанных четырёх лиц не выдвигались подобные обвинения. Отунбаева потребовала, чтобы я вернул отправленные в суд материалы и провёл новое следствие. Я отказался. Тогда эту работу поручили моему заместителю Айбеку Турганбаеву. Он вернул дело и отправил его обратно с обвинением в убийстве людей. По закону отправленное в суд дело должно было быть рассмотрено.
- Значит, обвинение исходило со стороны Белого дома?
Материалы на тему
- — Справедливое ли решение принимается по событиям 7 апреля?
- — Осунбек изменил своё мнение
- — "Плоды" работы земельной мафии Бишкека
- — За 23 года не было подобного иска…
Метки
- Да, было неправильно, что обвинение изначально исходило от Белого дома. Сегодня подтверждается, то предъявленное обвинение носит политическую окраску. Во-вторых, в данном уголовном деле нет признаков действий, по которым можно предъявлять такое обвинение. У них не было права отдавать такие приказы, поэтому здесь допущены большие политические и правовые ошибки.
- Почему Эльмурза Сатыбалдиев оправдан по данному эпизоду, а остальные нет?
- Да, раз оправдали Эльмурзу Сатыбалдиева, то и остальные тоже должны быть оправданы. Несправедливо осуждать остальных во главе с Нурланом Турсункуловым на 15 лет лишения свободы. Повторюсь ещё раз, во-первых, обвинение предъявлено неправильно. Во-вторых, в их действиях нет признаков убийства людей. Самое интересное, что прокуратура сначала предъявляет обвинение, а потом отказывается от него. А как быть с вопросом моральной, правовой ответственности людей, которые жили с этим обвинением столько лет? Об этом не думают.
- Какова причина, по-вашему, что уже четыре года судебный процесс никак не может завершиться?
- Причина в проявляемом отношении "Вверх потянешь – сдохнет вол, вниз потянешь – сломается телега". Вот недавно Ассамблея наций подняла инициативу амнистировать всех обвиняемых в событиях 7 апреля. Амнистия объявляется после заслушивания вины обвиняемых и вынесения судебного решения. Конечно, по закону можно амнистировать и по следствию, как например, сейчас на Украине. Но в любом случае хоть немного должна утихнуть боль пострадавших людей, которые потеряли своих близких. Во-вторых, виновники должны быть привлечены к ответственности во избежание повторения трагических событий. Неправильно прикрывать это дело. Но раз предъявляют такое жёсткое обвинение, как убийство людей, то дело должно быть тщательно расследовано, а суд должен вынести справедливое законное решение. К сожалению, допускается ряд политических, правовых ошибок.