— Кожобек мырза, на судебном процессе по модернизации ТЭЦ Бишкека из 120 депутатов ваше имя звучало наиболее часто. В ваш адрес звучали нелицеприятные мнения, что «вор», «завистник», «интриган». Что по этому поводу думаете?
— Я такие слова слышал и сам. Слышал, что на судебном процессе по модернизации бишкекской ТЭЦ Сапар Жумакадырович говорил «Кожобек Жайчыбекович — лжец и сквалыга». Я не лжец. Также не люблю тех, кто лжет. Поэтому Сапару Жумакадыровичу следовало высказываться обдуманно, а не говорить подобно малому ребенку. Общественность хорошо знает, что в свое время он несколько раз ездил в Китай в интересах китайской компании и исполнял непосредственные указания президента. Он утверждает, что «когда сидел в СИЗО, многое обдумал и понял, что «воду мутил Кожобек Рыспаев»? На вопрос, как именно мутил воду, он отвечает: «Когда Кожобек Жайчыбекович в устной форме спрашивал у меня, почему все приходит по такой дорогой цене, я сказал: «Сделайте запрос в письменном виде, докажите и потом говорите».
Затем Сапар Исаков заявляет, что я лгал. Можно поднять стенограмму, я ходил на ТЭЦ. Аварии тогда еще не было. Мы, профильный комитет парламента, проводили выездное заседание на ТЭЦ, чтобы на месте посмотреть, как работает модернизированная ТЭЦ. Когда мы ознакамливались с ситуацией на теплоэлектроцентрали, мы спросили: «Неужели на транспортные расходы ушло 40 млн, на административные и прочие расходы — 80 млн долларов? Почему не расписаны конкретно эти расходы?» Все это есть в стенограмме.
Мы тогда сказали «Электрическим станциям», чтобы нам письменно все расшифровали. Мы спросили, неужели людей все время возили туда-сюда. Я тогда говорил, что на такие деньги я могу «переселить весь Бишкек». Что, Сапар Исаков построил, привозя все из Китая? Был демонтаж. Чьи компании работали? Вы сами знаете, что это были компания тогдашних чиновников. Они обогатились, они провели распил денег. Жогорку Кенеш просто ратифицировал. После этого мы твердили, что распределением денег в последующим будет заниматься исполнительная власть. Но ведь построили с помощью местных строительных материалов, а не привозили из Китая цемент, арматуру, профнастилы и прочее? Из Китая прибыло только оборудование. Остальное все закуплено здесь.
Материалы на тему
- — Салянова: «Депутатский мандат мне пока не нужен»
- — Дело Аиды Саляновой: Процесс отложили на 12 декабря
- — В Бишкеке отстроят вторую ТЭЦ за 200 миллионов
- — Правильно, что адвокаты позволяют себе лишнее и политизируются?
Метки
— Почему это не было озвучено в свое время ?
— Если посмотришь на наши предупреждения и примечания во время нашего рассмотрения в комитете, то мы еще тогда говорили об отсутствии технико-экономического обоснования. Нам китайский «Эксимбанк» выделяет 386 млн долларов в кредит, мы должны вернуть с процентами. Мы, парламент, ратифицируем, исходя из того, чтобы нашему народу нужна ТЭЦ. Должна была ведущая дальнейший контроль исполнительная власть проводить экономию? Но они сказали: «Это китайские деньги, под ключ», — и выдали. Мы их за руку не поймали, но наличествует чрезмерная завышенность цен на все оборудование, необходимые материалы. Не удосужились даже сделать правильный отчет. В общем, в решении нашего комитета написано, что все процедуры проведены неправильно. Я в комитете не один, есть и другие члены, они голосуют. После этого на пленарном заседании ставится на голосование в третьем чтении.
— Сапар Исаков заявил, что вы лоббировали интересы компании СМЕС. У вас есть связи с этой компанией?
— Я не единственный кричал про СМЕС. Из этой компании пришло письмо в Жогорку Кенеш, фракции, комитет. Мы, исходя из предложения компании СМЕС, кричали, что эта компания специализируется в данном направлении, что у нее имеется опыт строительства ТЭЦ, что это большая компания, ее предложение дешевле на столько-то миллионов, и спрашивали, почему не рассматривают ее предложение? А почему мы не должны были этого говорить? Озвучить это, спросить, почему нарушены процедуры, вовсе не означает лоббирование интересов этой компании. Если это нужно государству, тогда всегда надо лоббировать.
— В судебном зале также прозвучало, что Кожобек Рыспаев перешел из партии «Ар-Намыс» в СДПК из политической конъюнктуры. Что скажите по данному поводу?
— Если завтра партия «Ар-Намыс» будет распущена, я должен сидеть и пинать землю со словами «я арнамысовец»? В таком случае пусть идут и спросят у Феликса Шаршенбаевича: «Как перешел Кожобек Рыспаев? Пишут, что он вас предал. Это правда или ложь?» — и он все расскажет. Мы обсуждали переход с Феликсом Шаршенбаевичем.
— Вас СДПК пригласила или пошли сами?
— В 2010 году, когда «Ар-Намыс» была в оппозиции, а Алмаз Шаршенович был премьер-министром, в стране ситуация была нестабильная. Каждый день пикет, каждый день митинг. Коалиция то формируется, то распадается. И вот тогда мы, 10 депутатов от «Ар-Намыса», поддержали коалицию, исходя из того, что надо поддержать, чтобы в стране была стабильность. Тогда Алмаз Шаршенович говорил такие слова: «Даст бог, в 2015 году вы станете депутатами от СДПК, я постараюсь это сделать». В итоге он сделал депутатами не всех десятерых, но среди пришедших были я, Артыков, Жетигенов. Ведь есть такие, что приходят в парламент с одной партией и откалываться еще до окончания срока. Почему про них не говорят?
— По вашему мнению, каким решением стало осуждение Сапара Исакова на 15 лет тюрьмы?
— Я не судья и не прокурор. Судебные, правоохранительные органы взяли показания примерно 90 свидетелей, оценку, расчеты независимых экспертов, все рассмотрели и вынесли решение. В то время Сапар Исаков был самым близким к президенту человеком, исполнял его поручения. Он был «любимчиком».
— Были высказаны слава, что вы намеревались нанять независимых экспертов и все пересчитать, но позже пожалели деньги. Что вы можете сказать?
— Я что, делаю деньги из воздуха или ворую откуда-то, чтобы нанимать на собственные средства оценщиков? В этом заинтересовано государство. Государство должно нанять экспертов, оценщиков, чтобы проверить. Разве были денежные отношения между мной и Сапаром Жумакадыровичем, чтобы он называл меня жадиной? Или он ходил со мной на обед? Нельзя голословно так заявлять.
— А давал на следствии показания против вас Чыныбай Турсунбеков?
— Журналисты огульно написали, что «Чыныбай Акунович вот так сказал». Я спросил у Чыныбая Акуновича, разве можно так голословно заявлять. Он пояснил: «Кожобек Жайчыбекович, в моей памяти остались только вы. Вы больше всех сопротивлялись, поэтому в связи со СМЕК я упомянул ваше имя. Я сказал: «Но ведь компания СМЕС писала вам письмо?» Рассматривалось во фракции. СМЕС писала во фракцию, чтобы они тоже участвовали в модернизации ТЭЦ. До Турции депутаты ездили и ознакамливались с деятельностью компании по приглашению СМЕС. Чыныбай Акунович и не говорил, что я лоббировал интересы СМЕС, сказав только: «Кажется, я слышал от Кожобека Жайчыбековича».
— В последнем слове Сапар Исаков, сказал, что никакой его вины нет. Может, он действительно невиновен?
— Есть хорошая кыргызская пословица, что «вор ест досыта, отрекается до смерти». Вообще, не надо осуждать воров, сажать их в тюрьму. Совершивших экономические преступления надо заставить все вернуть государству. Государство должно получить пользу. Не надо их сажать и потом кормить в тюрьме. Преступления совершают умные люди. Создают схемы, учатся, как можно присвоить деньги, как их использовать. Они присвоили деньги государства, пусть их вернут. И неправильно, что потом они называют кого попало «лжецом» и говорят, кого надо осудить.
— Адвокаты потребовали привлечения к ответственности по делу о коррупции при модернизации ТЭЦ спикера Жогорку Кенеша и глав парламентских комитетов. Вы чувствуете свою ответственность?
— Я так скажу. Вот мы принимаем бюджет, и есть те, которые его пилят, воруют. Тогда получается, что все депутаты должны быть привлечены за это к ответственности, потому что они ратифицировали и приняли? Мы коллегиальный орган. В 3-м чтении голосуют 120 депутатов. Спикер — это просто модератор, он не в одиночку принимает решение. Просто ставит на голосование, а уже депутаты голосуют за или против.
— В последнем слове у Сапара Исакова перехватило горло, он даже заплакал. Народ сейчас его очень жалеет. А вы не жалеете?
— Кыргызы — жалостливый, великодушный народ. Кто-то увидел слезы и подумал: «Сапар заплакал, значит, он, бедняга, невиновен». Сапар Исаков не выставлял на голосование в 3-х чтениях, не проводил через коллегиальный орган, подобно нам. Он является человеком, который в свое время напрямую доносил поручения президента. Весь народ это знает. Он доносил, что Алмаз Шаршенович поручил сделать то-то и это. Самыми приближенными людьми Атамбаева были Икрам [Илмиянов] и Сапар. Именно они сидели в своих кабинетах и доносили по адресу распоряжения президента и непосредственно включались в их исполнение. Слезами горю не поможешь, надо отвечать.
Источник: Youtube-канал «Медиа Центр»