Нынешняя мертвая тишина на политическом пространстве Кыргызстана имеет как бы два значения. Или мы стоим перед порывом урагана, или перешли к новому формату менее громких взаимоотношений действующих сейчас в государстве политических сил. Мы попробовали проанализировать ситуацию.
В последние два месяца прессу оппозиционного характера переполнили единогласные комментарии и интервью «пророческого» характера политиков, общественных деятелей и экспертов о возникновении острого конфликта между президентом и премьер-министром. Они считают вопросом времени пробегание черной кошки между первыми людьми государства. Далее дают предположительные обещания, что Сооронбай Жээнбеков после углубления корней на своей должности «очистит» молодого премьер-министра и его команду.
«Премьер открыто не согласен работать под контролем президента. Уже сейчас между кабинетом министров и аппаратом главы государства начались противостояния. Пока еще не дошло до категорического противостояния между первыми лицами, но у нас аппараты очень способные, они легко доведут ситуацию до конфликтного положения», - предполагает политолог Валентин Богатырев. Эксперт не смог озвучить доказательства в подтверждение своей теории взрыва в тандеме власти. Или такой ситуации нет, или она недостаточно убедительна.
Вероятный конфликт между Жээнбековым и Исаковым политологи хотят объяснить нахождением сейчас власти в фазе двоевластия. Такое положение дела нетерпимо для обоих политиков в равной мере. Или стоящим за их спинами силам (родственникам, друзьям, единомышленникам).
Материалы на тему
- — Хватит духа у Сооронбая Жээнбекова выступить против ОПГ?
- — Нам нужна свобода слова или свобода сплетен, клеветы?
- — В Кыргызстане на дотации 80% айыл окмоту
- — Организация Ага-Хана построит в Нарыне школу, жилые дома, гостиницу, а в Бишкеке будет участвовать в реконструкции ботанического сада
Метки
Тем не менее, если абстрагируемся от того, что идут достаточно открытые действия по искусственному обострению положения между Сооронбаем Жээнбековым и Сапаром Исаковым, то пока слава богу, еще не возник конфликт их полномочий.
Со времени прихода Сооронбая Шариповича на президентскую должность он занят внешней политикой, внешней безопасностью и другими внешними вопросами, входящими в компетенцию главы государства согласно Конституции. Сапар Жумакадырович строит внутреннюю политику.
Как пример открытого распределения полномочий можем взять эпизод с недавней аварией на Бишкекской ТЭЦ. Нештатную ситуацию на электростанции контролировало правительство. Для этого создан оперативный штаб. Президент напрямую не вмешивался в процесс урегулирования процесса. Тем не менее, был всегда осведомлен о подробностях происшествия. По данному вопросу организована встреча с премьер-министром.
Он дал ряд поручений по контролю хода ремонтно-восстановительных работ на ТЭЦ. В итоге вопрос решился в короткий срок.
Следует напомнить, пока на отечественном информационном поле не превратилась в моду скользкая тема о вероятности несостыковок между премьер-министром Сапаром Исаковым и Сооронбаем Жээнбековым, он разъяснил перед общественностью свою лояльность к президенту.
- «Я открыто отметил свою позицию по отношению к Сооронбаю Шариповичу. Я его очень уважаю и обещал себе относиться к нему как к старшему брату. Говоря иначе, со своей стороны никогда не доведу ситуацию до конфликта», - заявлял премьер перед Новым годом на «прямой связи», организованной «Вечеркой».
Кроме того, отметил невозможность противостояния на уровне аппаратов, потому что сам Сапар Жумакадырович говорил «ясно понимаю механизм работы президентского аппарата».
- «Я знаю, когда надо выходить на прямую связь к самому президенту, а когда лучше говорить с руководством его аппарата. Это поможет избежать возможных противоречий», - говорил премьер.
Можно и клин вбить
Кому и зачем нужны информационные атаки в духе «не будет согласия между президентом и премьер-министром»?
В первую очередь тем, кому очень выгодно разрушить доверие между ними, а затем вывести из большой политической игры. Безусловно, в условиях двусторонней конфронтации упадет их авторитет как в отдельности, так и совместно. Для зарящих глаза на власть в настоящее время развитие этой истории – идеальный вариант.
В то же время все понимают, у каждого участника команды «Жээнбеков и Исаков» сила в единстве. Да еще они пришли для реализации начатых экс-президентом Алмазбеком Атамбаевым реформ по утвержденной идее и соответствующей власти.
У большинства сохранилось в памяти, как на заседании правительства выступал Сооронбай Шарипович в качестве премьер-министра:
- Если бог даст и народ изберет меня президентом, я продолжу начатые президентом Алмазбеком Атамбаевым большие изменения, продолжу путь развития. Постараюсь удержать все достижения. Надеюсь, у меня достаточно опыта, совести и потенциала, чтоб взвалить на себя ношу народа и государства».
Это краткий фрагмент во время выдвижения на должность главы правительства из программы Сапара Исакова, по его выражению, из поручения Атамбаева, из программы общего развития «Национальная стратегия устойчивого развития-2040».
Итоги президентских выборов показали, что продолжение этого пути и народу нравится. Также проголосовали за тандем.
Поэтому если реализуется на практике предполагаемый сценарий, что президент и премьер-министр не будут одной командой, и они будут изо всех сил рваться для сохранения власти, тогда большинство кыргызстанцев будет разочаровано. В настоящее время народ верит, что тандем – гарантия стабильности в государстве и гарантия продолжения проложенного экс-президентом курса.
Очень много желающих занять и завладеть освободившимся местом президента и премьер-министра. Все-таки оппозиция на сегодняшний день невиданно измельчала. Правильно ли воспринимать всерьез «сбитого летчика» как Феликс Кулов? В то же время беглый олигарх Омурбек Бабанов сказал о своем окончательном уходе из политики, но если появится один какой-то шанс стать главой КР, он явно прибежит в мгновение ока.
Помимо этого, какой бы благоприятной ни была ситуация, нельзя забывать и о бакиевцах, пытающихся раскачать ситуацию в свою пользу.
Возьмем к примеру того же Адахана Мадумарова, который просил находящихся за рубежом соотечественников признать нелегитимными президентские выборы и собрать подписи. После этого сделал турне по населенным пунктам, расположенным вблизи золоторудных месторождений. Встречи политика с населением задуманы или как заблаговременно продуманная специальная акция протеста, или он по своей природе всегда так ходит. В общем, учитывая все эти действия, тандем президента и премьера должен быть крепким.
Кого пугает возвращение очищения?
Тема двоевластия в предположениях экспертов оппозиционного настроя сопровождается неэффективностью парламентского правления: партии участвуют в президентских выборах только формально, фракции живут коротко, из-за партийных списков выборы в Жогорку Кенеш потеряли доверие.
«Перед получением независимости и в ее первые месяцы мы видели истинный облик парламентаризма – шли широкие обсуждения, создавались группы и комиссии, расследования доводились до конца. В то время в Жогорку Кенеше сидели сливки страны – по-настоящему образованные, с сильным интеллектом, богатым опытом управленческой деятельности. К сожалению, все это прекращено», - вспоминает прошлый спикер парламента времен Бакиева Зайнидин Курманов.
Нелегко исправить сложившуюся ситуацию. По итогам анализа Валентин Богатырев, убедившийся в бесполезности партийной системы, говорит: «Это толкает к подготовке новых изменений в Основной закон».
Понятна направленность внесенных изменений в Основной закон: переход от президентско-парламентского правления назад в прежнюю форму президентского правления. Появляется вопрос: Почему? Но эти же эксперты отмечают: парламентаризм – будущее человечества, но нам не подходит.
З. Курманов говорит: «Мы должны терпеливо и крайне аккуратно строить парламентское правление. Тем не менее в неразвитых странах парламентаризм превращается в инструмент манипуляции верхушки власти, мы это видим на своем опыте».
Почему некоторые политологи не могут видеть будущее развитой системы парламентского правления в Кыргызстане? Может быть, переход в ту сторону находящихся сейчас в оппозиции связан с возвращением на шахматную доску влиятельной политической фигуры Алмазбека Атамбаева?
Для оппонентов образ экс-президента выглядит в двух видах. Как ни говори, А. Атамбаев останется фактором объединения ряда политических противников. Он сам стоит во главе игры против плохих «наверху». Острота и открытость А. Атамбаева послужила основой для атак на него. Это создало условия для оппозиции показать себя обществу существующей.
В то же время А. Атамбаев непримиримая фигура против сторонников Акаева и Бакиева и других грязных элементов. Он по-прежнему не нравится некоторым политикам, и остается опасным игроком, с которым невозможно не считаться. Его возвращение в политику лидером СДПК (на сегодня единственного партийного объединения) – показывает, что в настоящей политике нет места сторонникам Акаева и Бакиева.
- «Кого выберут лидером СДПК – это дело самих ее членов. Но мне захотелось снова повторить некоторым личностям ранее сказанное, написанное мной. Какой бы президент ни был, после ухода с должности руководить какой-то партией это неправильно и считаю вредно для страны», - в каком-то интервью выражал обеспокоенность Феликс Кулов.
На самом деле возвращение А. Атамбаева посредством СДПК в политику «неправильно и вредно» не для страны, а в первую очередь для прогнившей партийной системы.
Экс-президент обещал хорошенько приступить к реформированию партии социал-демократов. Он смог проявить себя тренером кыргызской политической элиты. Есть уверенность, что в скором времени он еще раз проявит это качество – очистит ряды, обновит идеологию, создаст объединение, рассуждающее по-настоящему в силе и единстве.
Ожидается, что эти перемены перейдут и к другим партиям, подтолкнут к переменам, работе по-новому, предложат избирателям качественное, новое политическое общество. Беря в целом, это объединение сейчас не нужно. Но в будущем должно привести к крупным переменам в парламенте – структуре, которая станет центром полноценных политических решений.