В Кыргызстане движение "Референдуму – нет!" начало сбор подписей против референдума через Фейсбук. Между тем члены организации "Новое поколение" обсудили вопрос внесения поправок в Основной закон. Оппозиционные политики, активисты выражают протест против изменения Конституции и проведения референдума. На каком уровне они смогут противостоять, или насколько власть прислушается к их мнению? С этим вопросом Би-Би-Си обратилась к политологу Самарбеку Сыргабаеву.
Самарбек Сыргабаев: В настоящее время на политической арене происходят интересные процессы. Мы видим, что вопрос проведения референдума по изменению Конституции не просто пробудил оппозиционные силы, но и вызвал раскол и деление внутри самой власти. Что касается оппозиционеров, общеизвестно, что на определенном уровне на политической арене царило умиротворение в связи с приближением срока завершения полномочий Атамбаева. Но инициатива, поднятая властью летом этого года, как будто подлила масла в огонь оппозиционных сил. Сейчас они активизировались, всесторонне обсуждают инициативу, выражают свою позицию. Это можно рассматривать как макропроцесс, ставящий целью борьбу за власть. С чем можно это связать? Завершается политический цикл, длившийся 6 лет. Общественность, в том числе власть и оппозиция готовится к новому политическому циклу. Инициирование проведения референдума в это время ускорило этот процесс. Лица из действующей власти предпринимают попытки поиска своего места в новой политической системе, которая установится после президентских выборов 2017 года. Ну а обсуждение, критические мнения можно назвать "технической стороной".
Би-Би-Си: Кажется, в информационной войне между Временным правительством и президентом возникла передышка. Что послужило причиной этого, по вашему мнению? Или, как говорят в народе, Текебаев и Атамбаев взяли тайм-аут?
Самарбек Сыргабаев: Вы правильно это отметили. Если проанализировать информации СМИ, действительно, как бы наступил перерыв. Мы все видим, что конфронтация власти и оппозиции персонифицирована. Противостояние не носит характер массового волнения. Она превратилась в конфронтацию двух личностей, границы сужены. Но обострение этой конфронтации, конечно, усилило бы раскол в истеблишменте власти и негативно сказалось бы на отношении к политике населения. Когда страсти накалились, президент взял тайм-аут, дав возможность привнести мир в политическую ситуацию. По-моему, это был умный ход со стороны президента. Мы не можем точно сказать относительно их примирения, потому что не вращаемся в высоких политических сферах. Но на основе доступной информации и своих умозаключений можно сделать вывод, что персонализированный конфликт между двумя личностями может быть решен на основе негласного соглашения.
Би-Би-Си: По вашему мнению, получит ли поддержку народная оппозиция, собирающая подписи против референдума, или власть с применением административного ресурса достигнет желаемого?
Самарбек Сыргабаев: Поднятие инициативы подтолкнуло оппозиционные силы к масштабным маневрам. Это может быть попытка использовать ситуацию, чтобы накопить очки для следующего политического режима, найти свое место. Озвучиваемые властью положения, конкретные предложения по тексту изменения Конституции кажутся обоснованными. Но почему вопрос референдума поднимается ближе к завершению политического срока? Если посмотреть на это сверху, то, я думаю, эти действия политиков направлены на поиск своего места в новой конфигурации, являются попыткой продлить свою политическую жизнь.