Адилет Айтикеев, член НОД: "Мечта Текебаева привести в парламент уличную оппозицию не сбылась..."

Автор: Анарбек Азимов
Искра плюс Искра плюс
14 октября 2015
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

- Адилет, подошли к концу парламентские выборы. Все по-разному оценивают эти выборы. А что ты думаешь о выборах?

- Мое мнение противоречивое. Было новшество, которым мы можем в какой-то степени гордиться. Речь идет о биометрике. Если нам удастся устранить недостатки этой системы, то у нас откроется дорога к чистым выборам. Конечно, судя по видео из интернета, были попытки исказить результаты выборов, путем подкупа наблюдателей на избирательных участках. Но в Кыргызстане у каждого избирателя появилась возможность голосовать за ту партию, которая по душе. Голоса в основном подсчитывались правильно. Вся проблема была вне избирательных участков. Сильнее прежнего практиковались такие методы, как подкуп голосов, давление, подвоз. Тем не менее внутри участка каждый гражданин имел право проголосовать за любую партию. Никто не заходил в участок, не снимал на телефон или камеру то, за кого люди голосуют. Никто пачками не сбрасывал бюллетени в урну. Не было грубых нарушений на тех участках, на которых наблюдатели работали хорошо. Мне понравилась биометрика. Пока государство не начало вести системную, полноценную работу, я не верил в биометрику. Потому что вместе с биометрикой остро стоял вопрос информационной безопасности. Тем не менее используя эту технологию на выборах, можно было хотя бы сформировать избирательную систему.

- Удовлетворил ли вас выбор избирателей, результат выборов?

- В таких случаях говорят: "По ослу и путы". С одной стороны можно понять избирателей. Голова у них кругом. Многие не знают, за какую партию проголосовать, а другие никому не верят. Потому что партийные программы в основном похожи. А в составах партий кого только нет. Доверишься одному кандидату, хочешь проголосовать за его партию, но в его партии можно обнаружить 10 воров и бандитов. Поэтому не было широкого выбора у избирателей. Тем не менее эти выборы показали, что у нас не сформировалось партийное, командное понятие. Почти никто не голосовал за партийные программы. Основную роль играли симпатии к лидерам, кандидатам, деньги, землячество и трайбализм. Наш народ голосовал по этим критериям. Поэтому, ответственность лежит на самих избирателях. Потому что народ сделал свой выбор.

- Что ты думаешь о формировании парламента по партийным спискам?

- Я против того, чтобы проводились выборы по партийным спискам. Потому что ни у одного избирателя нет реального права выбора. У избирателя нет права голосовать за тех кандидатов, которых он поддерживает и зачеркнуть имена тех кандидатов, которые ему не нравятся. По-моему, нам следует вернуться к одномандатным округам, или нам нужно перейти к системе, при которой за каждого кандидата голосуют отдельно. В любом случае, нам нужно создать условия, чтобы каждый избиратель мог голосовать за каждого кандидата в отдельности.

К примеру, возьмем одномандатный округ. Как и раньше, с каждого округа будут выдвигаться кандидаты. Но не самостоятельно, а от какой-либо партии. К примеру, у какой-то партии может быть только один голос в парламенте. А у еще одной партии будет 50 голосов. Правительство будет формировать та партия, чьих кандидатов будет больше всего в парламенте. Здесь, как вы заметили, уменьшается влияние партийного лидера. Лидер советуется с избранными депутатами по каждому вопросу. Только тогда парламент будет формироваться из сильных депутатов.

Некоторые прошедшие в парламент партии работали по окружной системе, сейчас устраняют из списка тех кандидатов, которые не набрали достаточно голосов в своих округах. Вполне возможно, что все это закончится недовольствами, скандалами. Такой шумихи бы не было, если бы каждый кандидат на основании закона прошел бы в парламент от своего округа.

- Каким бы сильным не был депутат, у нас могут его сломить, возбудив уголовное дело и посадив.

- В действующем Основном законе говорится: "Если депутат будет задержан при совершении тяжкого преступления, то он привлекается к ответственности в рамках закона". А наша власть и правоохранительные органы исказили эту статью, роются в коррупционном прошлом депутатов. Это неправильно. Депутатов можно привлекать к ответственности только в одном случае - если они будут задержаны при совершении преступления. В других случаях нужно добыть разрешение более 50% парламента. Только тогда у нас сформировался бы независимый парламент. А эти опираются на толкование Текебаева и сажают депутатов парламента как хотят. Что касается уголовных дел, возбужденных в отношении депутатов ЖК, то законными можно назвать только меры, принятые в отношении Хаджимурата Коркмазова, задержанного при получении взятки. Все остальные уголовные дела были возбуждены с нарушением закона. Ни в одном случае не было получено разрешение парламента. Ни в одном случае не было получено разрешение парламента. Что касается мандата Урмат Аманбаевой, то была придумана норма, которой нет в законе. По просьбе Генпрокуратуры Центризбирком самостоятельно лишил ее мандата. Но такую норму мне не удалось найти в Основном законе.

- Как вы оцениваете работу этого парламента?

- Новый парламент в основном состоит из партий, прислушивающихся к власти и трусливых депутатов. Все принятые в этом парламенте решения будут соответствовать намерениям и воле власти.

По-моему, власть будет вносить изменения в Основной закон. Потому что уже созрело соответствующее общественное мнение. Президент Атамбаев выберет удобную для себя форму правления. Или мы перейдем к президентской системе по примеру США, где нет премьер-министра, или мы перейдем к полноценной парламентской системе. Потому что действующий Основной закон создает неудобства для различных политических сил. Вполне возможно, что будет отменена статья об императивном мандате депутатов, депутаты будут зависимы от партийного лидера или партийного руководства. Потому что к концу работы этого созыва все партийные лидеры пострадали от упомянутой статьи. Кроме того, по-моему, будет введена норма, по которой по решению партийного совета могут вноситься изменения в предвыборные списки. Кроме того, в новом Основном законе будет сокращен состав парламента. Потому что полно недовольств среди общественности по этому поводу. Вполне возможно, что мы перейдем к двухпалатному парламенту, как говорил Бабанов.

- Какой будет ваша дальнейшая деятельность?

- Я и впредь буду придерживаться этой позиции. Буду выражать свою точку зрения об актуальных проблемах общества, страны, буду критиковать власть. Потому что я верю в то, что моя позиция имеет под собой почву, что она перспективна. Рано или поздно, во власть придут силы, которые воплотят в жизнь наши цели.

- В данное время некоторые твои друзья, приятели оказались в списке влиятельных партий, близки к тому, чтобы заполучить депутатские мандаты. Не огорчен ли ты этим?

- Я рад тому, что мои друзья попали в парламент. Хочу, чтобы они полностью выполнили обещания, которые давали народу. Я ими не восхищаюсь, потому что они будут вынуждены работать под влиянием партийных боссов, хозяев, беспрекословно выполнять их поручения. Перед ними есть выбор - работать так, как я сказал или отказаться от всего.

Мне сейчас 29. Если будет на то Божья воля, если я буду в добром здравии, мы покорим многие высоты для Кыргызстана. Основная победа в политике заключается не в молодости, а в выборе правильного и эффективного пути. В парламенте Бакиева были такие ребята, как Максат Кунакунов, Алишер Мамасалиев. Они чистые, отличные джигиты, но из-за грязной политики Бакиева долго не могли выйти к народу, продолжительное время были в подполье. Максим Бакиев тоже был молод, но что он сделал для народа? Был такой молодец, Алиясбек Алымкулов, на протяжении 4 лет управлял Министерством молодежи. Никто его не трогал. Но как он служил стране? Нынешнему министру молодежи Айбеку Азыранкулову 36 лет. До этого был главой айыл окмоту, депутатом ЖК, губернатором Чуя. Но никто не может указать на то, как он послужил стране.

Поэтому можно добиваться перемен только в том случае, если во власть придут люди, чьи идеи будут совпадать. В этом можно убедиться на примере мировых реформаторов. К примеру, автор экономического чуда в Сингапуре - Ли Куан Ю, осуществивший модернизацию в Китае Ден Сяо Пин. Они совершили колоссальные реформы для своей страны в возрасте 75-80 лет.

Возьмем, к примеру, наших политиков. Мне не нравятся идеи Текебаева и Мадумарова, которые в 30 лет стали депутатами и закалились в политике. Хотя они и были молоды, но навязывали стране коммунистические, социалистические идеи, плановую экономику. В отличие от них почти 70-летний Омурбек Абдырахманов может предложить идеи, которые не придут в голову большинству молодых политиков. Некоторые мои друзья из политики с важным видом говорят: "Мы жили бы хорошо, если бы Акаев не расформировал колхозы". Эти мои друзья не видели колхозы даже краем глаза. Они бы говорили сейчас по-другому, если бы как я в 3-4 классе сушили табак из колхоза, выкапывали бы свеклу, работали бы бесплатно. Многие забыли, что в 1992-1993 гг. почти все колхозы и совхозы Кыргызстана просили у государства дотации, чуть ли не обанкротили страну. Чего можно ожидать от молодежи, которая ностальгирует по СССР, когда весь мир развивается по иному пути, по пути рыночной конкуренции?

Беседовал: Анарбек Азимов,

"Кыргызтудей"

Источник: газета "Искра плюс" №53 от 14.10.15 / стр. 3

  https://www.gezitter.org/politic/44352/ Ссылка на материал: