"Правительство не сумело принять своевременные меры для стабилизации обстановки в стране". Многие говорят так, выражая недовольство правительством. Есть основания для таких заявлений.
27 мая начался в Иссык-Куле митинг, связанный с Кумтором. Местные жители говорили о влиянии Кумтора на экологию и здоровьи местных жителей, требовали заняться социальными проблемами вроде строительства больницы. Так как правительство не отреагировало на должном уровне, митингующие обесточили Кумтор и прилегающее село. Только тогда правительство зашевелилось. Милиция задержала около 100 митингующих, взяла с них объяснительные, а Генпрокуратура возбудила уголовное дело. Однако отправившийся на переговоры вице-премьер-министр Шамиль Атаханов был вынужден сказать: "Никого задерживать не будем. Дайте время для решения вопроса, связанного с Кумтором". В ходе событий пострадали 70 человек, сожжен автобус МВД.
1 июня на место событий прибыл Жанторо Сатыбалдиев и пообещал, что Кумтор будет финансировать ремонт автотрассы Балыкчи-Каракол. Он представил народу Токона Мамытова - нового уполномоченного представителя в области. В последнее время Токон Мамытов исполняет роль "пожарника" в стране. В начале года Токон Мамытов стал главой Пограничной службы после конфликта между кыргызами и таджиками из анклава Сох. После сложившейся ситуации в Джеты-Огузском районе его назначили на должность уполномоченного представителя правительства.
31 мая в здание Джалал-Абадской областной администрации зашли сторонники Камчыбека Ташиева и признали Медера Усенова "народным губернатором". Так как последнего задержали сотрудники ГКНБ, народ перекрыл автотрассу Бишкек-Ош. Конечно, они сделали это в поисках справедливости. Но... Поиски справедливости не должны сопровождаться несправедливостью для других. Пострадали люди, которые везли овощи и фрукты в Бишкек. По словам некоторых водителей, чтобы перевезти товар некоторым водителям пришлось дать взятку в размере 9000, 15000 сомов. Конечно, это не красит людей, которые требовали отпустить Медера Усенова.
Беспорядки длились с 31 мая по 5 июня, но глава правительства Жанторо Сатыбалдиев соизволил сделать беспечное заявление только 4 июня: "Ситуация в Джалал-Абаде будет разрешена путем переговоров, мы не собираемся применять силу".
5 июня глава правительства должен был принять участие на правительственном заседании по Кумтору. Но так как митингующие в Джалал-Абаде открыли дорогу, он отправился туда. Он не явился туда, когда дорога была перекрыта, простаивали тысячи автомобилей, все ждали его. В это время он должен был участвовать на заседании ЖК по Кумтору, за него отдувался перед депутатами Шамиль Атаханов.
В эти дни усилилось недовольство по отношению к Жогорку Кенешу, который свалил всю вину на правительство, а сам спрятал голову в песок. Говоря простыми словами, депутаты Жогорку Кенеша не смогли собраться и принять какое-то решение, когда север и юг страны оказались под волной митингов. Они продемонстрировали, что проявляют активный интерес только к тем вопросам, которые касаются их самих.
Единство народа пострадало из-за беспечности правительства. Северяне сопереживали тем, кто страдал от перекрытия дорог, и нелестно отзывались о митингующих. Интернет заполонили гневные сообщения. Правительство и организаторы митинга не имели права допускать внутренних противоречий среди народа.
Парламент - полуживой, правительство - беспечное. В таких обстоятельствах возрастает роль президента. В это же время депутаты выражают свое недовольство: "У нас парламентская страна, так почему влияние президента усиливается?"