Чтобы не вызвать недоумения у читателей, должен заранее предупредить: во времена власти Акаева и Бакиева я поддерживал, защищал на страницах печати оппозицию, в том числе Омурбека Текебаева. Если Омурбек Чиркешович не забыл, он сам подтвердит. Если же совсем не вспомнит, то пусть Омурбек мырза спросит у своих партийцев – у уважаемого мной старшего брата Болота Шера, у уважаемого мной младшего брата министра юстиции Алмамбета Шыкмаматова. Во времена власти Акаева и Бакиева, когда над головой партии «Ата Мекен» кружила черная туча, я по собственной инициативе доводил до народа, поддерживал, еще раз скажу, защищал неуклонную позицию партии с лидером Омурбеком Чиркешовичем и проводимую им политику.
К сожалению, после 7 апреля 2010 года мои отношения с «Ата Мекеном» в корне изменились. Не из-за того что на сегодняшний день партия «Ата Мекен» в обществе называется «Партией мародеров», не из-за обвинений: «Партийцы Текебаева участвовали в разграблении имущества Бакиевых». Я не хочу верить, что ночью 7 апреля 2010 года, когда молодые джигиты лежали, истекая кровью, партия «Ата Мекен» совершала мародерства. Не поэтому «Ата Мекен» вызывает у меня отвращение. Она вызывает у меня отвращение тем, что после 7 апреля 2010 года торопливо созданное во главе с Омурбеком Текебаевым конституционное совещание написало Конституцию, приведшую Кыргызстан к краю бездны, поспешно провело ее через референдум. На этом не успокоилось, ввело статью: «Этот Основной закон не должен изменяться до 2020 года». И сегодня Кыргызстан вынужден жить пленником этого сырого текебаевского Основного закона. Этим он вызывает у меня отвращение.
То, что Основной закон», названный текебаевским, сырой, противоречит менталитету кыргызов: духовным ценностям, национальному мировоззрению, национальному образу жизни, показали парламентские выборы, проведенные в том же 2010 году. Стало нонсенсом неожиданное достижение победы на выборах политической партии «Республика», созданной прямо-таки перед выборами. Это показало, кто с помощью этой Конституции может прийти в парламент, а через парламент - во власть. Это одно. Во-вторых, вызвало раздражение у общества также достижение успехов «ата журтовцами» и «ар-намысовцами».
Говоря одним словом, Конституция Текебаева вызвала раздражение кыргызского общества, кроме аллергии ничего нового больше не принесла. Напротив, отбросила общество на полвека назад. Сырость Конституции, то, что она стала преступлением против кыргызов, а простой народ не заметил этого и проголосовал – это стало видно после создания в парламенте коалиционного большинства и меньшинства, и когда парламентское большинство приступило к формированию правительства. Парламентское большинство поделило, словно оставшееся в наследство имущество, не только министерские портфели, но вплоть до постов заместителей министров, руководителей отделов. Поделили между собой должности губернаторов, акимов, руководителей государственных предприятий. Таких последствий и такой бедственной кадровой политики не было даже во времена Акаева и Бакиева. Вот почему мы говорим, что Кыргызстан живет в плену Текебаева и написанной во главе с Текебаевым Конституции.
Написанная им самим Конституция стала для него самого тягостью, в конце концов получил реванш, и кое-как прицепившейся к коалиции большинства фракции «Ата Мекен» досталось один-два портфеля. Текебаев варит ту же кашу-болтанку, самоуправствует, делает что хочет, работает против единой государственной кадровой политики. Это открыто видно и простому человеку.
Скажем фактами. До этого бывший заместителем министра культуры и туризма Кудайберген Базарбаев выдвинут фракцией «Ата Мекен» на пост министра социального развития, в парламентских комитетах рассматривается его кандидатура. Надо сказать правду, нет ни капли зависти к его становлению министром. Да, раз депутаты согласны, пусть министром будет Базарбаев или кто-то другой. Речь здесь идет о моральной стороне вопроса. Мы к тому, что приказом премьер-министра №147 от 15 апреля 2013 года был объявлен выговор заместителю министра культуры и туризма Кыргызской Республики Базарбаеву Кудайбергену Базарбаевичу и заместителю министра здравоохранения Кыргызской Республики Калиеву Марату Темирбековичу. Говоря одним словом, еще не прошло месяца после объявления выговора Базарбаеву. Еще не остыл выговор. Разве не знают об этом выдвинувшая Кудайбергена Базарбаева на пост министра социального развития фракция «Ата Мекен» и ее лидер Омурбек Чиркешович Текебаев? Конечно, знают. Не то что знают, а прекрасно знают. Но, даже зная, пошли на такие действия. Следовательно, эти действия Текебаева мы можем понять как запугивания объявившего месяц назад выговор Ж.Сатыбалдиева, через Сатыбалдиева фракции СДПК, а через СДПК Атамбаева, мол: «Ну и что вы сможете сделать?» В противном случае разве в Кыргызстане нет другого кадра кроме Базарбаева с неостывшим выговором, способного работать в Кыргызстане министром социального развития? Я удивляюсь депутатам из комитетов, рассмотревших кандидатуру и пожелавших «доброго пути» Базарбаеву, а также Кудайбергену Базарбаеву, который не задумался: «Только месяц назад я получил выговор от главы правительства, как же это будет выглядеть с моральной стороны?»
Раз такое дело, напомню выдвинутому в министры Базарбаеву, выдвинувшей его в министры фракции «Ата Мекен» одну историю. Кудайберген Базарбаев по профессии филолог, 17 апреля 2007 года указом Курманбека Бакиева прыгнул с должности заместителя Октябрьской районной госадминистрации на пост руководителя аппарата правительства. Тогда Алмазбек Атамбаев сразу с приходом главой правительства обратился к Бакиеву 6 мая 2007 года об освобождении К.Базарбаева с должности руководителя своего аппарата правительства. Бакиев подписал указ об освобождении Базарбаева с руководства аппарата правительства только 14 мая. Базарбаев тоже не хотел трогаться со своего теплого и мягкого места, а может быть, опираясь на Бакиева, создал в правительстве ситуацию, как бы запугивая Атамбаева в правительстве. В обществе того времени породил много вопросов политический и кадровый ход Бакиева, который не мог переступить «через голову» Базарбаева. Что скрывать, так Базарбаев остался на пике бакиевской кадровской политической интриги. Можем не сомневаться, может, кто-то забыл об этом событии, но уж Базарбаев точно еще не забыл. Это раз. Во-вторых, совершенно невозможно сказать, что отец политической интриги Омурбек Чиркешович не знает об этом факте. Знает. Без слов понятно, что фракция «Ата Мекен» выдвижением К.Базарбаева в министры социального развития повторяет бакиевский путь.
Если обратимся к вопросу с другой стороны, то экс-директор Русского драматического театра имени Ч.Айтматова Б.Воробьев всего месяц назад обвинял К.Базарбаева: «Требовал с меня 20 тысяч долларов США», и объявил обществу об этом. У меня нет ничего личного к К.Базарбаеву, думаю, просто после трех приведенных фактов с моральной стороны неправильно пока ему становиться министром.
Здесь есть одно обстоятельство, мимо которого нельзя пройти. Партия «Ата Мекен» и ее лидер не смотрят на черные пятна в биографии человека, которого хотят поддержать, они защищают его под крылом, напирая на честь и достоинство, уважение и авторитет партии. А если не хотят защитить, то не смотрят на чистоту человека, отворачиваются от него, будто не видят, не знают.
Скажем еще факт - они укрыли своим крылом каракольского кримавторитета Алтынбека Арзымбаева, Текебаев сделал его депутатом Кара-Кольского городского кенеша от имени партии «Ата Мекен». А когда дело дошло до экс-министра Равшана Сабирова, имеющего собственный вес, лицо, место в кыргызской политике, Текебаев представил себя человеком, который его в жизни не видел, это никогда не принесет ему авторитета. Согласен, кто-то может сказать: «Перед законом мы равны, почему Текебаев должен защищать Сабирова, тогда что будет с принципом?» Правильно, перед законом мы все равны. Человек живет принципами. Если же скажем о законе, принципах, то перед парламентскими выборами 2010 года никто, наверное, не кричал больше Текебаева: «Будем бороться с криминалом». Если бы Омурбек Чиркешович стоял на принципах борьбы с криминалом, то кримавторитет Алтынбек Арзымбаев не стал бы благодаря «Ата Мекену» депутатом Кара-Кольского городского кенеша. Невозможно сопоставлять Арзымбаева с Равшаном Сабировым. Один криминал, другой политик. Отношение «Ата Мекена», в том числе Текебаева, к Сабирову не соответствует человечности.
На сегодняшний день адвокаты Сабирова твердят: «По данному событию у Равшана Сабирова нет никакой вины. Это дело организовано против него». Но никто даже не прислушивается к ним. Только вчера Азамат уулу Нургазы рассказал, что отец обвиняемого вместе с Сабировым Тахира Мырзахметова перед своим назначением городским судьей сказал: «Тахир даст показания в вашу пользу, если…» и попросил у Сабировых 100 тысяч долларов США. А отец Тахира говорит: «Такого события не было». Между тем общественность хорошо знает, что Тахир Мырзахметов был спущен «десантурой» «Ата Мекена» - помощником Сабирова. Если не ошибаюсь, на парламентских выборах стоял под №99 в списке «Ата Мекена». Не кроется ли в этом секрет Текебаева, который делает вид, что не знаком и не знает Сабирова, хотя знаком и знает?
Вот так Кыргызстан, в том числе сами «ата мекеновцы», живут заложниками Текебаева и написанной Текебаевым Конституции. Текебаев кого хочет, того погладит по голове, кого не любит, отворачивается, церемонится. Заранее грозит Атамбаеву, хочет устроить хаос в кадровой политике. А если Текебаев настолько придерживается в жизни закона и принципов, то достаточно было показать это на вопросе выдвижения К.Базарбаева после обнародования ему выговора правительством, после пресловутых 20 тысяч долларов от Б.Воробьева. Эх, Омурбек Чиркешович, не знающий, то ли плакать, то ли смеяться. Оказывается, Атамбаев по-настоящему великодушный человек, если видит выходки Текебаева, но делает вид, что не видит.