С лозунгом «Кыргызстан нуждается в судебной реформе!» после свержения бакиевской власти началась реформа. Во время первой коалиции судебная реформа остановилась, в итоге спикер ЖК Ахматбек Келдибеков ушел с должности, а после создания второй коалиции начали предприниматься усилия по продвижению вперед судебной реформы. Но поскольку было мало желающих осуществлять изменения с судьями, в конце концов, реформа не претворилась в жизнь. Некоторые аналитики говорят, что отбор судей даже важнее президентских выборов. Причина в том, что проясняет разницу между белым и черным в стране, в каком настрое работает власть для народа.
По мнению директора Института общественных исследований Риты Карасартовой, участвующей в Совете по отбору судей от имени гражданского общества, сегодняшняя власть обманывает простой народ словами: «Идет судебная реформа». «Чиновники не дают свободу судьям, оказывают давление в финансовом отношении», - недовольна правозащитница.
«При отборе судей было много вещей, противоречащих закону. В Конституции написано, что судебная власть ни от кого не зависит. Не завершив судебную реформу, сегодняшняя власть бьет по ногам судебную власть. К примеру, Министерством финансов не было выделено денег судам, кроме зарплаты. А они, получая зарплату, кормят себя и свои семьи. А требуемую на выполнение работы в судебном процессе бумагу, напечатание, оформление ее с целью раздачи участникам процесса, канцтовары судьи должны покупать на полученные ими взятки? Власть не выделила денег ни на какие статьи, кроме зарплаты», - сказала она.
По словам правозащитника Нурбека Токтакунова, то, что сейчас в Жогорку Кенеше рассматривают вопрос президиума Верховного суда, является нарушением закона. «Согласно концепции, написанной гражданским обществом и властью, было решено не создавать президиум», - говорит специалист.
«Цель судебной реформы – в корне сменить судей, повысить зарплаты. Но назначенные судьи работают с прежними зарплатами», - сказала Рита Карасартова, добавив, что не выполнено ни одно требование прославленной реформы:
«Во время прохождения Совета по отбору судей не было выделено соответствующего места, мы продолжали работу, взяв в долг в аренду (помещение) в гостинице «Достук». Этот долг должно было оплатить государство, но только недавно министр финансов Ольга Лаврова сообщила, что денежные средства не будут выделяться на незащищенные статьи расходов. Сейчас у судебной власти большие долги перед государственными учреждениями».
Недовольный Нурбек Токтакунов считает, что назначение Азимбека Бекназаров председателем Конституционного суда – это гарантия нереализуемости реформы на практике:
«Сейчас Азимбек Бекназаров уверенно заявляет, что будет председателем Конституционного суда. Значит, должность председателя Конституционного суда уже давно решена властью. Бекназаров считается кадром, назначаемым президентом Атамбаевым. У них есть цель - объединившись, сделать судебную систему зависимой от власти. Это человек, нарушивший закон. В 2005 году, в бытность его генеральным прокурором, он нарушил международное право по беженцам. Мы, Кыргызстан, ратифицировали международный пакт «О гражданских и политических правах». Согласно ему, есть пункт, который гласит: «Из какого бы государства не прибыли беженцы, пусть даже маньяк, террорист, но если на своей родине они будут подвергнуты пыткам, их не возвращают. Беженцев надо было передать в страну с высоким уровнем судебной системы. Но Бекназаров отдал Узбекистану».
Ну, а кандидат в председатели Конституционного суда Азимбек Бекназаров считает: «Обвиняющие меня выполняют чье-то задание - зарабатывающих себе на хлеб неправительственных организаций». Кандидат говорит: «Неправительственные организации живут на деньги Запада, выполняют шпионскую службу»:
«Ведь если я приду председателем Конституционного суда, то собираюсь же колоть глаза всем властным органам во главе с президентом, нарушителей закона наставлятьна правильный путь. А они меня боятся и с целью: «Уничтожьте Бекназарова», очерняют меня. Когда я был генеральным прокурором, то выполнял международные нормы, но вместе с беженцами проникли убийцы, поэтому вернули их снова на родину. Если бы я нарушил международные нормы, то в Кыргызстан пришла бы хоть от одного государства квота (так в оригинале): «Вы нарушили международные нормы», но квота не пришла. Правильно президент России Владимир Путин уничтожает тех, кто получает деньги Запада, называют себя неправительственными, а сами проводят шпионскую деятельность. Так и надо делать с этими».