Прошел год с вооруженного конфликта в Баткене: что изменилось?

Обратите внимание на дату публикации.

Год назад между двумя странами в селах, граничащих с кыргызско-таджикской границей, в Баткенской области произошел один из крупнейших вооруженных конфликтов в истории Кыргызской Республики.

Конфликт начался 28 апреля на головном водораспределительном узле села Кок-Таш Баткенской области. Ссоры жителей перешли в забрасывание камнями, а затем в трехдневные вооруженные столкновения в Баткенском и Лейлекском районах.

В результате конфликта погибли 36 кыргызских граждан, в том числе двое детей. Также получили ранения 189 кыргызстанцев. Власти Таджикистана подтверждали, что в результате столкновений с их стороны 19 человек погибли и 87 получили ранения.

1 мая после переговоров председателя ГКНБ Камчыбека Ташиева с главой спецслужбы Таджикистана Саймумином Ятимовым обе страны договорились о выводе войск из этого района, где была перестрелка. 

Президент Садыр Жапаров объявлял 1-2 мая Национальным днем траура.

«Мы не будем просить Таджикистан о помощи»

В МЧС Кыргызстана сообщали, что в Баткенской области в результате нападения разрушено 140 жилых домов, 34 магазина, 27 АЗС, 15 социальных объектов (школы, детские сады, ФАПы и др.), 5 столовых и 3 ресторана. В общей сложности в результате конфликта Баткенской области был нанесен ущерб более чем на 1,3 миллиарда сомов.

Тем не менее, Камчыбек Ташиев заявил 2 мая во время встречи с жителями села Максат в Лейлеке, что Кыргызстан не будет требовать компенсации от Таджикистана.

«У нас есть свои силы и возможности», — сказал он. «У нас есть возможность построить дома для наших людей. Если когда-либо Таджикистан раскается в своих действиях и предложит помощь, говоря о возмещении ущерба, мы это рассмотрим. Но сегодня мы не просим помощи у Таджикистана», - сказал тогда председатель ГКНБ.

Кыргызское правительство выделило пострадавшим селам области 700 миллионов сомов, из которых 500 миллионов пойдут на строительство социальных объектов, а остальные 200 миллионов – на восстановление разрушенных домов.

Кроме того, гражданами и мигрантами за рубежом на специальный счет полномочного представительства президента в Баткенской области поступило 119 миллионов 659 тысяч сомов. Более половины этих средств было потрачено на строительство систем отопления, освещения и обеспечения чистой водой в пострадавших селах, а также на лечение пострадавших жителей.

За счет гранта правительства Турции взамен 140 разрушенных домов в Баткенской области построены дома облегченной конструкции – 100 в Лейлекском районе и 40 в Баткенском районе. Президент Садыр Жапаров также пожертвовал 100 тысяч сомов 140 пострадавшим семьям.

Власти пообещали, что новые дома будут построены через два месяца, но строительство было завершено в октябре 2021 года. Местные активисты пришли к выводу, что новые дома не отвечают требованиям безопасности. По словам активистов, стены жилья были сделаны из «непроницаемого» ДСП (древесного смоляного материала) и пластика, а фундаменты домов были всего 25 см.

Кроме того, частные предприниматели профинансировали строительство новых домов в Чет-Булакском районе Баткенской области для семей 36 граждан Кыргызстана, погибших в ходе вооруженного конфликта. Новый городок назван в честь 12-летней Мадины Рахматжановой, застреленной таджикскими войсками в поселке Интернационал Лейлека.

Делимитация границы

Правительственные делегации во главе с Ташиевым и Ятимовым 1 мая договорились о прекращении огня и подписали протокол №39 из четырех пунктов.

В протоколе согласована демаркация некоторых спорных участков границы между Кыргызстаном и Таджикистаном с использованием документов и материалов 1924-1927 гг. по национально-территориальному разделению и документов паритетной комиссии 1989 г.

Так, топографическим рабочим группам предназначалось проведение проектных линий пограничных пунктов №43 - №61 в Кулунду, Жаны-Жерском айыл окмоту Лейлекского района и №135 - №141 в Кара-Бакском айыл окмоту Баткенского района.

Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев заявил, что к 9 мая будет уточнено 112 километров кыргызско-таджикской границы, тогда как из 972-километровой границы между двумя странами было уточнено всего 519 километров. В феврале кабинет заявил, что согласован 81 километр границы.

Президент Садыр Жапаров написал в социальных сетях 15 апреля, что в общей сложности уточнено 664 километра кыргызско-таджикской границы. Жапаров сказал, что процесс демаркации идет «медленно». Глава государства также написал, что «имеет намерение решить пограничный вопрос до окончания своего президентства».

Слова Жапарова подтверждал президент Таджикистана Эмомали Рахмон в ходе встречи с официальными лицами и активистами города Исфары. Рахмон отметил, что за последние 20 лет межправительственные комиссии провели 170 заседаний по уточнению границы.

Кроме того, в протоколе №39 было согласовано, что Кыргызстан и Таджикистан договорились о строительстве альтернативной дороги, соединяющей село Ходжаи-Ало Исфаринского района с анклавом Ворух. В настоящее время дорога, соединяющая Ворух с Таджикистаном, проходит через село Ак-Сай в Кыргызстане. Кольцевая дорога пройдет через восточную часть поселка Капчыгай в поселке Ак-Сай.

Вместе с тем правительство приступило к строительству 48-километровой стратегической автомобильной дороги Мин-Булак – Чорго - Ак-Сай. Основная цель этой дороги – обеспечить объездную дорогу до поселка Ак-Сай, которая будет обходить территорию Таджикистана.

Строительство автодороги Ходжаи-Ало-Ворух еще не началось.

После конфликта 27-28 января этого года на участке Торт-Кочо Баткенской области таджикская сторона вновь подняла вопрос строительства альтернативной автодороги.

Однако Камчыбек Ташиев сообщил, что строительство указанной дороги начнется после того, как будет полностью урегулирована кыргызско-таджикская граница. Также Ташиев добавил, что обход не будет транспортным коридором для Таджикистана.

«По исполнению протокола №39 об этом месте полностью написано: для строительства дороги на Ворух, во-первых, мы должны сначала определить статус дороги. Статус дороги определяется только на основании государственного соглашения (…). И говорить на пустом месте, что (Лейлек) останется в анклаве— так мы никогда не оставим Лейлек в анклаве», —говорил Ташиев.

Особый статус Баткена и «пограничные правовые полномочия»

После пограничного конфликта Жогорку Кенеш 22 июля 2021 года одобрил законопроект «О статусе Баткенской области». Для социально-экономического развития Баткенской области 62 селам присвоен «особый статус» и ряд льгот и привилегий.

Вместе с тем депутаты инициировали поправки в закон «О Пограничной службе».

Имеющие пограничные полномочия – это местные жители, которые оказывают помощь Пограничной службе ГКНБ и предоставляют им различную информацию. По закону они до этого должны уже пройти военную службу.

Один из инициаторов, Абдывахаб Нурбаев, заявил, что депутаты намеревались предоставить во время военной агрессии другой страны оружие местным жителям, имеющим статус «приравненного» к пограничникам. Нурбаев также отметил, что приравненные к пограничникам будут проходить периодическое обучение и получат статус «пограничников» в случае ранения. Предоставляемое им оружие будет храниться на погранзаставах.

В июле 2021 года Жогорку Кенеш внес изменения в «Закон о Пограничной службе». Глава страны Жапаров подписал оба законопроекта в сентябре 2021 года.

Возбужденные уголовные дела

Генеральная прокуратура квалифицировала действия Таджикистана в приграничном вооруженном конфликте как «военную агрессию» и начала досудебное расследование по статье «Преступления против мира». Следственные дела возложены на ГКНБ, МВД и Военную прокуратуру.

Позднее в МВД подтвердили, что в связи с пограничным спором было возбуждено всего 11 уголовных дел.

Правозащитники установили, что 10 жителей поселка Интернационал, взятых в заложники таджикскими силовиками, подверглись пыткам. Национальный центр по предупреждению пыток позже подтвердил факты пыток и обратился в Генпрокуратуру.

Независимые юристы и активисты также подали жалобу прокурору Международного уголовного суда (МУС) в Гааге Кариму Хану с требованием провести расследование действий таджикских военных. После того, как жалоба была зарегистрирована, администрация президента раскритиковала действия адвокатов, заявив, что «некоторые силы могут хотеть воссоздать напряженность в двусторонних отношениях». На данный момент неизвестно, было ли начато расследование по факту обвинений.

В свою очередь Генеральная прокуратура Таджикистана предъявила гражданам Кыргызстана и пограничникам обвинения в «убийстве» и «военной агрессии».

В сентябре 2021 года Лейлекский районный суд признал двух граждан Таджикистана Абдурозика Каххорова и Аскара Юнусова виновными в преступлении против мира и «мародерстве» и приговорил их к пожизненному заключению. Подсудимые жители Лейлека Акмалжон Исоев был приговорен к 15 годам лишения свободы, а Аюбжон Урунов и Амонжон Бабожонов – к 8,5 годам лишения свободы за поджог домов и пособничество в грабежах.

Спустя три месяца Баткенский областной суд изменил приговоры Каххорову и Юнусову и приговорил их к 20 годам лишения свободы.

Власти Таджикистана не обнародовали никакой информации о гражданах Кыргызстана, осужденных в связи с пограничным конфликтом.

На заседании Жогорку Кенеша 6 апреля генпрокурор Курманкул Зулушев заявил, что расследование вооруженного конфликта на границе завершено, но дело будет приостановлено. Зулушев сказал, что привлечь к ответственности подсудимых было сложно, потому что они были иностранными гражданами.

Последующие конфликты и новая техника

Конфликты на кыргызско-таджикской границе не прекращаются со времени вооруженного конфликта в апреле 2021 года: в прошлом году было зарегистрировано несколько инцидентов в Баткенском, Лейлекском и Чон-Алайском районах.

Тем временем кыргызские власти передали Пограничной службе Государственного комитета национальной безопасности 40 турецких бронетранспортеров, а позже и боевых беспилотников Bayraktar и снайперское оружие. Камчыбек Ташиев сообщил, что на эту технику было потрачено около 300 миллионов сомов.

27-28 января этого года в ходе вооруженного конфликта на кыргызско-таджикской границе получили ранения 11 кыргызских граждан. По данным таджикской стороны, их 13 человек получили ранения, еще двое погибли.

Пограничники двух стран 10-11 марта открыли огонь в Баткенской области, никто не пострадал.

25 марта президент Жапаров на церемонии передачи Пограничной службе 50 бронированных бронетранспортеров сообщил, что в 2022 году на охрану границы выделено 3 миллиарда сомов.

Последнее приграничное столкновение произошло 11 апреля, когда таджикские силовики вошли в район Селкана Лейлека. После того, как кыргызские пограничники произвели предупредительные выстрелы в воздух, таджикская сторона открыла по ним огонь.

В результате стрельбы получили ранения один военнослужащий и местный житель. Кроме того, таджикские военнослужащие открыли огонь из минометов по селу Достук, информировалось о повреждении двух домов.

 

Источник: BBC. Кыргыз кызматы

  https://www.gezitter.org/politic/104867/ Ссылка на материал: