— Вы, как сторонник системы президентского правления, в какой степени можете верить в то, что она заработает в нашем обществе?
— В принципе не бывает плохой системы правления. Это зависит от реализующих ее людей. По-моему, и у президентской, и у парламентской системы правления есть свои преимущества и недостатки.
В связи с тем, что общество живет в определенной эпохе, ему соответствует система, связанная с этим государством, сознанием общества, обычаями и традициями, совокупностью народных устоев.
Но обществу эта выбранная система не может подходить всегда. Потому что и общество растет, развивается. В том, что президентская система заработает, есть уверенность. Как будет на 100 процентов установит время и Кудай Таала.
— Как смотрите на высказывание «право парламента ограничилось, власть перешла в одни руки»?
— Президентскую систему мы установили в виде закона. Мы ведь видели, парламентская система нам не подошла. С 2010 года в государстве работала система парламентского правления. Но парламент не то чтобы управлять страной, он не смог управлять сам себя. Партии не смогли созреть.
Не присоединяюсь к сказанному «согласно сегодняшней системе правления ограничилось право парламента». Это слова не имеющих понятия о государственном устройстве, о юридической науке.
По закону парламент и сейчас сильный. Например, парламент определяет границы. Делает демаркацию, денонсацию. Ведет контроль судебной системы, формирования совета по отбору судей. Утверждает бюджет правительству, имеет еще множество полномочных прав. Другое дело, смогут они или нет воспользоваться своими полномочными правами.
Президентским правлением Садыр Жапаров не возьмет государственную власть полностью в руки. Он всего лишь формирует правительство, берет на себя общую ответственность.