— Как оценивается Кыргызстан в глазах мирового сообщества после переворота? Сможем ли мы в дальнейшем повысить свой авторитет как государство?
— Нынешнюю власть официально не признало ни одно иностранное государство. Мировые издания пишут: «В Кыргызстане установилась временная власть». Да, Садыр Жапаров не избранный народом президент, он исполняющий обязанности главы государства в переходный период. Мало того, стратегический партнер в лице России приостановил финансовую поддержку, опасаясь, что нынешняя власть связана с криминалом. И другие страны не очень-то заинтересованы в оказании поддержки. Мы можем повысить наш авторитет, если законы не будут нарушаться, соблюдаться права человека, выполнять международные соглашения, вести настоящую борьбу с коррупцией, открыто и честно проводить выборы депутатов Жогорку Кенеша. Иначе Кыргызстан прославится на весь мир как нестабильная страна.
— В данное время усиливается критика, связанная с кадровой политикой. К работе привлекаются старые лица, подхалимы, как в выражении: «Своя рубашка ближе к телу»? Или нет возможности отбирать кадры-профессионалы из-за сложившейся ситуации?
— Именно эта кадровая политика погубила бывших президентов. Они вынесли себе приговор (!), назначая сватов, друзей, братьев, знакомых. Сегодня ничего не изменилось. «Из огня да в полымя». Нет человека, который бы вспомнил лозунги: «Должны прийти чистые, молодые кадры». Все это осталось на словах. Печально… Такое ощущение, что они перепутали люстрацию с реставрацией. Это существенный показатель. Среди общественности усиливается критика из-за прихода старых кадров. Это звоночек для исполняющего обязанности президента Садыра Жапарова и его окружения. Власть не должна бояться соперничества. Если команда будет сильна, если в ней будут люди с собственной позицией, то будет успех. В этом и заключалась ошибка власти Жээнбекова, собрал слабые кадры, что обернулось крахом. Конечно, есть возможность привлечь профессионалов. С учетом ситуации нужно было устроить чистку. Почему были народные волнения? Люди вышли на улицы из-за политиков «чимкириков», свергла с власти клан Жээнбекова, оценившего интересы народа в 2000 сомов. Интересы народа так и остались без внимания. Им не следует забывать, чем все это может закончиться. Почему они не боятся узурпации власти, не вспоминают судьбу предыдущих президентов?..
Материалы на тему
- — Почему Садыр Жапаров не простит «друга» Ахматбека Келдибекова?
- — Сурабалдиева предложила довести революцию до конца, учитывая сказанное «власть народу»
- — Руслан Акматбек, эксперт по бизнесу: «Пришли все те же люди, надежда у народа угасает»
- — Аркадий Дубнов: «Садыр Жапаров узурпировал власть»
Метки
— Если бы новая власть опиралась бы помимо физической силы людей с улиц на аналитические работы, на пиар-идеологию, возможно удалось бы найти выход из мрака?..
— Создается ощущение, что нынешняя власть думает: «Все вопросы, как оказалось, можно решить силой». Каждый шаг нужно было проделывать обдуманно, поразмыслив. Да, легковесный пиар в социальных сетях привел к росту авторитета Садыра Жапарова среди общественности. Он собрал силы вокруг национально-патриотической идеологии. К тому же кыргызскому народу присуща жалостливость, люди быстро начинают воспринимать как народного героя политического узника, перенесшего тяжелые испытания. Нелегко удержать доверие. Нужно работать в интересах народа и страны. Для этого нужна серьезная стратегия. Необходимо проделывать решительные шаги, вносить кардинальные изменения, реформировать систему. Нужна пиар-стратегия, чтобы довести такую работу до народа. Но надо дистанцироваться от легковесного пиара. Он дает временный эффект и впоследствии возможен негативный эффект.
— Впереди парламентские и президентские выборы. Способны ли мы обеспечить безопасность, проводить крупные политические мероприятия?
— Мы обязаны провести выборы. Никуда от этого не убежим. Если продолжится неправильная кадровая политика, если не будут выполнены требования, озвученные после 5 октября, то есть сомнения в том, что пройдут честные выборы. Могут возникнуть те же проблемы, которые всплыли на последних выборах, если не принять решения по форме № 2, по снижению проходного барьера в 7%, по выявлению правонарушений и дисквалификации трех партий – «Мекеним Кыргызстан», «Биримдик», «Кыргызстан». Тогда народ вновь всколыхнется и будет тяжело удержать стабильность.
— Кто из команды Алмазбека Атамбаева остается за решеткой, включая его самого? Каково их самочувствие и отношение к сегодняшней политике?
— Экс-президент, бывший руководитель аппарата президента Фарид Ниязов, телохранители – Дамир Мусакеев, Канат Сагымбаев. Еще 7 октября было подано кассационное заявление по Дамиру Мусакееву. Но до сих пор дело не рассмотрели в Верховном суде. Это о многом говорит. Почему дела Садыра Жапарова, Камчыбека Ташиева, Таланта Мамытова рассмотрели молниеносно и их оправдали, а дело Мусакеева не сдвинулось с места? Все должны быть равны перед законом. Фарида Ниязова и Каната Сагымбаева взяли под стражу 9 октября по обвинению в организации массовых беспорядков. Почему не задержали других людей, которые устроили провокацию на площади? Даже стреляли, было покушение на экс-президента. Выложено в интернет видео, в которое попал стрелявший человек. Стараются ли силовые органы его найти? В тот день на площади были и члены других партий. А они получили государственные должности. По подозрению в организации массовых беспорядков 5-6 октября взяли под стражу молодого кандидата партии «Социал-демократов» Темирлана Султанбекова и отпустили потом под домашний арест. По тому же делу заключен под стражу генерал Курсан Асанов. В тот день на площади были лидеры и других партий. Но гонения устраивают только в отношении неугодных власти людей. Дела Садыра Жапарова не соответствуют действиям (Слова президента не должны быть двусмысленными. Вот, Сооронбай Жээнбеков из-за этого лишился власти). Где обещание о том, что не будет политического преследования? Нужно быть объективным, одинаково ко всем относиться, в рамках закона. Только тогда власть завоюет доверие народа.
— Кажется, Сапар Исаков и Албек Ибраимов извлекли пользу из переворота. Куда сбежали?
— Информацией об их местоположении не располагают даже их близкие родственники. Мы обеспокоены безопасностью Сапара Исакова. От него нет вестей с 10 октября. Супруга говорит: «При нем не было даже документов». Желаем, чтобы с ним все было хорошо. Лишь бы он не попал в руки других сил («черных»)…
— Нет былого внимания к судебным тяжбам по кой-ташским событиям. Может ли это повлиять на политическую ситуацию в будущем? Будет ли рассмотрена ответственность бывших представителей власти?..
— Уголовное дело по кой-ташским событиям полностью вымышлено, это был политический заказ режима Жээнбекова. Были выдвинуты обвинения по тяжким и особо тяжким статьям, вели одностороннее следствие. Мало того, судебные процессы проходили за закрытыми дверями. Почему? Чтобы не дошла правда до общественности. Не рассмотрена ответственность людей, которые отдавали незаконные приказы в ходе спецоперации. Бывший глава ГКНБ Орозбек Опумбаев с трибуны парламента заявил: «Было пять вариантов спецоперации. Выбранный вариант был согласован с президентом Сооронбаем Жээнбековым». Тогда нужно рассмотреть ответственность и Сооронбая Жээнбекова. Но сейчас он неприкосновенен, так как получил статус экс-президента. А будет ли рассмотрена ответственность Опумбаева, который находится в бегах, бросив работу? Кашкар Джунушалиев сбежит и избежит ответственности? Бывший заместитель начальника следственного управления МВД, главный исполнитель заказа Жээнбековых Эркебек Аширходжаев стал заместителем министра. В ходе суда по кой-ташским событиям пытаются свалить ответственность за провал операции на погибшего Усенбека Ниязбекова. Стало очевидно, что нет заинтересованности в выяснении истинных причин его гибели. Сначала задержали человека, посчитав, что он умер от выстрела из автомата Калашникова. Но через некоторое время вынесли удобное для себя заключение экспертов и повесили смерть на Алмазбека Атамбаева. Есть еще много обстоятельств. Неразумна статья насильственного захвата власти. Как Атамбаев мог пытаться захватить власть, находясь в Кой-Таше? То же самое можно сказать по обвинения по другим статьям. В общем, по этому делу нужно вести следствие заново, с нуля.
— Намерены ли вы участвовать на парламентских выборах?
— По правде говоря, в свете последних политических событий все больше думаю об отъезде из Кыргызстана, а не об участии в выборах. Такая точка зрения появилась не только у меня, но и у многих размышляющих людей, молодежи, профессионалов. Конечно, это печально. Основная миссия исполняющего обязанности президента Садыра Жапарова – создание условий для честного проведения предстоящих выборов. Тем самым он останется в истории. Он должен создать условия, чтобы во власть пришли чистые, новые люди. Иначе вновь переизберутся прохвосты, жертва молодых парней вроде Умутбека будут напрасной, будут делать с Кыргызстаном что хотят. Молодежи следует сплотиться в один кулак, взять в руки будущее страны.