Камчыбеков Дуйшенбек Кыргызбаевич, бывший член совета директоров ОАО «Кыргызалтын»: «Нужно создать государственное горнорудное предприятие»

Автор: Толобубу Касымалиева
Багыт.kg Багыт.kg
Обратите внимание на дату публикации.

- Дуйшенбек Кыргызбаевич, правительство поддерживает создание горнорудного предприятия. Каково ваше мнение по этому поводу? Нужно ли нам такое предприятие? Если нужно, то какую пользу оно принесет стране?

- До сегодняшнего дня на протяжении трех лет мы проводили анализ горнодобывающей отрасли и поднимали 6 вопросов. По первому вопросу мы написали и передали предложение о структурах, которые должны быть в системе управления горнодобывающей отрасли. И сейчас вносим такое предложение. Суть предложения такова – учреждение, которое руководит горнодобывающей отраслью, сегодня руководит и энергетикой, и горнорудной отраслью, и недропользованием. Это неправильно. Энергетика – отдельная приоритетная отрасль. Горнорудная отрасль – тоже отдельная отрасль. Их объединили и в последние годы мы стали свидетелями проблем в энергетике. Сегодня такие проблемы возникли в горнодобывающей сфере.

Поэтому в первую очередь нужно изменить орган управления, отделить, должно появиться учреждение, которое будет следить за горнодобывающей отраслью. Назвать можно государственным учреждением по недропользованию. Комитет должен быть наделен регулятивными функциями, проводить разведку, определять запасы месторождения, ставить на баланс, вести свою политику. Есть еще такая функция, как охрана недр, ей наделена Экотехинспекция, неизвестно, чем она занимается. Эти функции можно оставить государственным учреждениям, а на базе «Кыргызалтына», как предложил премьер-министр, можно создать учреждение по управлению горнодобывающей отраслью.

Сегодня «Кыргызалтын» работает с «Кумтором», «Терек-Саем», «Макмалом», «Солтон-Сары». Есть еще золотые месторождения. В этих месторождениях должна быть государственная доля. Необходимо создавать совместное предприятие. Есть последний пример, связанный с «Кыргызалтыном». На месторождения «Тереккан», «Перевальное», где запасы золота составляют 10 тонн, привлекли турецкую компанию «Эти Бакыр», создали совместное предприятие. Это позволило перечислить в бюджет 20 млн долларов и получить 25% долю. Участвуют и в управлении.

А на месторождении «Джеруй» все сложилось иначе. С месторождения золота в 100 тонн взяли 100 млн долларов, но у государства нет ни 1% доли на месторождении. Мы не можем участвовать в управлении. Доходы от месторождения составят 1,5 млрд долларов, но мы ничего не получим, так как нет доли. Если бы дали соответствующие поручения «Кыргызалтыну», если бы применили упомянутую практику на других месторождениях, то это принесло бы большую пользу экономике страны. На сегодняшний день на предприятиях государственного уровня нет государственной доли. Так указано в законе. Если мы хотим, чтобы на предприятиях государственного уровня была государственная доля, если выдадим лицензии новому созданному учреждению, если деньги будут поступать в бюджет, а наши участвовать в управлении, то обязательно будет рост.

- Сможем ли мы сами содержать такое учреждение, не привлекая инвесторов извне?

- Сможем. Мы изначально ставили вопрос – есть ли необходимость объявлять конкурс по «Джерую». Если использовать термины геологии, то на месторождении была произведена детальная разведка – известно, где есть запасы золота. Мы могли оставить часть запасов под залог. Разработкой мог заняться «Кыргызалтын», привлекая дополнительных специалистов. Тогда бы у нас была 100% доля, золото осталось бы у нас. Но премьер-министры того времени сослались на дефицит бюджета, объявили конкурс, хотели поскорее направить деньги в бюджет.

Увеличивается разрыв между наукой, знаниями и горнодобывающими компаниями. Поэтому мы предложили создать горнорудную академию для подготовки кадров и разработки программ, стратегий. В состав горнорудной академии должен войти институт горного дела и технологии при техническом университете. Объединив техникум в Кызыл-Кие, 3 института Академии наук можно создать горнорудную академию. Мы можем разработать программу, подготовить кадры. На сегодняшний день нужно решить эти три вопроса.

- Вы этим хотите сказать, что специалисты горного дела не получили достаточно образования?

- У нас достаточно специалистов, которые получили образование и работают по специальности. Но специалисты должны много лет работать, закаляться после окончания учебы. Во многих случаях выпускники вузов даже не видят предприятия изнутри. Они не могут рассказать, так как не видели, как все устроено. Поэтому науку, знания и практику нужно интегрировать в производство, обучать людей и одновременно отправлять на практику, чтобы ознакомиться с процессом. После защиты диплома они будут готовыми специалистами и пойдут с дипломом на предприятия, где проходили практику.

Источник: газета «Багыт.kg» №4 от 06.02.2019 / стр. 10

  https://www.gezitter.org/interviews/76597/ Ссылка на материал: