- Аксакал, положение у вас, судя по всему, тяжелое. Говорите, что активно участвовали в революции 7 апреля. Разве никто не принял во внимание ваши труды?
- Нет, никто. Что касается событий, то я участвовал в них от начала и до конца. Меня били солдаты, я получил травмы К сожалению, никто и никак не вспомнил. Не получил и нагрудный знак героя 7 апреля. Большинство стали героями 7 апреля, потому что вышли в этот день на площадь. За то, что участвовали в шумихе. А я боролся с Бакиевыми еще в 2005 году. В 2007 году я был одним из тех, кто сидел в юрте у Белого дома и голодал вместе с покойным Мелисом Эшимкановым. Все это было сведено на нет, забыто. Вот из-за чего я переживаю.
- Если вы с самого начала противостояли Бакиевым, значит, вас хорошо знают Отунбаева, Атамбаев, Текебаев?
- Да, все они хорошо меня знают. Со всеми здоровался через рукопожатие, а с Атамбаевым вовсе обнимались.
Материалы на тему
- — Жээнбеков: Кыргызстан не свернет с демократического курса
- — Повысить бы авторитет известной личности
- — Революции: значение и величие
- — Образование граждан — самый главный фундамент развития государства
Метки
- Встретились ли с Атамбаевым после 7 апреля?
- Нет, не смог встретиться с Атамбаевым. После 7 апреля Атамбаев стал премьер-министром, а потом и президентом. Тяжело было с ним встретиться. А с остальными встречался. С Омурбеком Текебаевым встречался несколько раз. Тогда влияние Текебаева было сильно, фракция «Ата Мекен» находилась во власти.
- Жаловались ли вы Текебаеву?
- Я не только говорил, но и не раз повторял. Один гражданин получил огнестрельное ранение 7 апреля и впоследствии скончался. На его похоронах я встретился с Текебаевым и Омурбеком Абдырахмановым. Я им сказал: «Вы получили желаемое и теперь мы вам не нужны? Будь я проклят, так как переживал за вас и желал, чтобы вы оказались во власти. Помощь от вас не нужна, хотя бы подарите мне новую тросточку». Тогда Текебаев сказал: «О байке, как мы могли проигнорировать ваши труды? Завтра приходите ко мне в Жогорку Кенеш, я вас отблагодарю». На следующий день отправился в Жогорку Кенеш, а там никого не было. Не принял. Сказал, что его нет. В то время он был близок с Омурбеком Абдырахмановым. Тогда я разочаровался в Текебаеве, решил больше не ходить к нему.
- Вспомните события 7 апреля, перескажите.
- Этот день не забудется. Останется темным пятном в сердце. Как и остальные рано утром направился в здание «Форума» на Алма-Атинской, полностью участвовал в последующей шумихе. Пришел на площадь, попал под солдат, как я говорил выше, получил травмы. Не было человека, который направлял бы ребят, поэтому мне пришлось это делать, говорить, куда идти. Я был одним из тех, кто читал поминальные молитвы в память о погибших ребятах и направлял их тела в морг. Не хочу вспоминать тот день. Пускай такое не повторяется.
- После 7 апреля определили, кто получил огнестрельное ранение, кому-то подарили квартиру. А вы почему не оказались среди них?
- В то время я заболел. Да и не стал бегать, суетиться. Для меня нелегко было пойти к ним и потребовать выделить мне квартиру. Думал, если знают – сами дадут, если не хотят давать – не буду настаивать. Если сейчас подумать, я проявил излишнюю беспечность. А мог бы суетиться, требовать квартиру, звание героя. Я жалел власть, а они не оценили мои труды. Непонятным людям вручили квартиры и звания героев. Я этим очень недоволен.
- Расскажите о событиях, предшествовавших 7 апреля.
- Расскажу историю с 8 апреля. Молодежь была недовольна, когда сформировали Временное правительство. Сказали: «Пришли во власть старые люди, молодежь нужно вовлечь во власть». Собрались у Белого дома, ногой выбили дверь к Отунбаевой, озвучили ей свои требования. Тогда она от страха расплакалась перед молодыми ребятами. Я успокоил ребят и утешил Отунбаеву. Через некоторое время Текебаева выволокли на улицу, вынудили встать его на машине и отовсюду оказывали давление. То же самое сделали с Атамбаевым. Во всех случаях я вставал посередине, защищал их от молодежи. В противном случае представители разгоряченной молодежи не допустили бы многих членов Временного правительства к власти, сами стали бы министрами.
- Являетесь ли вы членом общества «Айкол Ала-Тоо», где собрались пострадавшие?
- Да, являюсь членом. Приглашают, иногда участвую на собраниях. Но не во всех мероприятиях можешь участвовать, когда у тебя нет звания героя 7 апреля. Многие не верят. Что я участвовал в событиях 7 апреля и получил травмы. Кому нужно знать – они знают мои труды. Надеюсь, прочитав газету, Атамбаев, Текебаев, Отунбаева и другие вспомнят меня.
- Есть ли у вас семья?
- У меня есть семья. Дома нет. Арендуем жилье в плохом доме на окраине Бишкека. А куда деваться. В этом году состояние здоровья неважное. Нога не слушается. Только недавно вышел из больницы. Надеюсь, что мне помогут, узнав о моем положении.