Сабыр Муканбетов, общественный деятель: «Многие устали от старого и надеются на лучшее»

Автор: Нургазы Анаркулов
Майдан.kg Майдан.kg
28 декабря 2017
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

- Сабыр байке, на дворе Новый год. Хотелось бы поговорить об уходящем 2017 годе. Чем запомнился этот год и чего ждете от предстоящего года? Поделитесь мыслями по этому поводу и мы продолжим беседу.

- Что бы там ни было, но я хочу назвать уходящий 2017 год хорошим. Народ спокоен, нет кризиса, который обвалил бы экономику, самое главное – мы добились смены власти путем выборов, в рамках закона. Так у нас появился новый президент. Внедрили демократические нормы, которые и не снились странам Средней Азии, мы задаем тон. Это большая победа. Мы должны это ценить! Говорят: «Есть и вторая сторона медали». В 2017 году были события, которые огорчили. Под лозунгом коррупции многие политики подверглись репрессиям, их арестовали, осудили, не имея доказательств. Свобода слова подверглась небывалому давлению, через суд были наложены миллионные штрафы. С одной стороны подаем пример миру, сменяя власть путем выборов, с другой стороны мы утрачиваем другие ценности. Судебная власть – одна из трех ветвей власти в демократической стране. Мы сделали так, что она зависима от президента.

Полностью умерло понятие судебной справедливости. Доверие народа к судьям издавна было на низком уровне, теперь люди вовсе перестали им верить. Это невосполнимая потеря. Не будет развития там, где нет судебной справедливости. Нелегко это восстановить. Сейчас много разговоров о судебной реформе. И власть говорит, что реформы нужно продолжить. Но все это остается на словах. Потому что они понимают, что вопросы можно легко решать, если под руками находится судебная система, они-то и не хотят давать судьям работать самостоятельно. С другой стороны, специалисты из судебной системы, сами судьи не так решительны, чтобы вести работу самостоятельно. Тяжело сказать, что дело сдвинется с места, если всех их прогнать и привести новых людей. Потому что общество сейчас такое, в основном оно состоит из нерешительных людей, которые превыше всего ставят личные интересы и готовы продаться. Да, есть честные люди, патриоты. Но их очень мало. Тем не менее благодаря этим крикунам, решительной горстке патриотов, мы внедрили демократические нормы первыми в Средней Азии и подаем пример.

- Хочу немного затронуть тему новоизбранного президента. Народ хорошо воспринял избрание Сооронбая Шариповича (Соке), его поездка в Москву и Минск принесла успех, рейтинги у него выросли. Но сегодня рейтинг его нестабилен, то поднимается, то опускает до нуля. В народе и раньше говорили, что Жээнбеков не смеет ослушаться Атамбаева, теперь они еще громче заявляют: «А мы ведь говорили». Может такие разговоры появляются из-за Соке, из-за его нерешительности?

- Ты правильно оцениваешь ситуацию. Действительно, новый президент кажется мягким и слабым. Заметно, что и экс-президент вмешивается. Но я думаю, что это временное явление. Помнится, когда Атамбаев только стал президентом, он не имел влияния на лидеров фракций ЖК. Поэтому будем надеяться, что с течением времени все наладится. Во-вторых, в связи с внесенными в прошлом году изменениями в Конституцию полномочия президента существенно сократились. Он не может напрямую вмешиваться в экономические вопросы, в работу правительства, в кадровые назначения в исполнительной власти, в вопросы использования финансовых средств. У нас есть выражение: «Любим тот мальчишка, у которого в руках пряник». В связи с этим у нас принято смотреть на того, кто решает финансовые и кадровые вопросы. К тому же премьер-министр бросил камень в его огород, заявив, что президента впредь должен избирать парламент. Поэтому и появляются разговоры, что на руках Соке ничего нет, что он ничего не может.

Но если давать правильную оценку, то полномочий у президента хватает. Он вполне может поставить на колени премьер-министра, если будет полноценно вести работу, используя свои полномочия в сфере национальной безопасности, обороны, прокуратуры, обеспечения судебной справедливости.

- Конечно у президента есть полномочия. Но вся проблема в том, что он не может использовать полномочия, даже избрать аппарат. Народ ждет перемен. Предвыборные обещания не забыты. Допустим, нужно время, как вы говорите. Подождем. Но если правы скептики, если экс-президент будет сидеть у него на шее шесть лет, то что будет?

- Было нелегко стабилизировать наше общество. Мы должны признать, что Алмазбек Атамбаев посадил оппонентов, где-то даже в обход закона, утихомирил всех. Поэтому былое активное большинство сейчас молчит, боится, что выступив против него, можно нажить себе проблемы. Осталась горстка смельчаков, но нет массовки, которая бы их поддержала. Поэтому сейчас царит «спокойствие». Этим я не хочу восхвалять авторитаризм. Это сегодняшние реалии.

Если Соке стал президентом благодаря Алмазбеку Шаршеновичу Атамбаеву (АША), благодаря СДПК. Что будет, если придя, он начнет всех «посылать» и говорить: «Все, теперь я сам все решаю»? Выгнав их, на кого он будет опираться, на какую политическую силу и партию? На «Ата Мекен», «Республику», «Онугуу»? А они способны стать опорой?

А если АША устроит «бучу», сказав: «Так вот как ты поступил, когда я сделал тебя президентом»? Как видите, ситуация не такая простая, как думают некоторые. Поэтому здесь нужно подумать, прежде чем что-то делать. Соответственно, я считаю, что торопиться не надо. Соке – человек непростой, ума у него хватает, он найдет выход, ведь он уже на президентском троне. Нужно дать время, пока избранный народом президент освоится. Поверим Соке, который сказал: «Приложу все силы, опыт, даже жизнь для народа и родины!» Например, я в это верю! Нынешняя борьба – явление временное. Думаю, придет время и Соке заступится за народ.

Но Соке находится в тяжелом положении, как ты сказал. «Направо пойдешь – умрешь, налево пойдешь – умрешь, будешь стоять на месте – превратишься в тряпку, о которую вытирают ноги». Если бы мы с тобой оказались в такой ситуации, как бы выкрутились? Справились бы? Как видишь, ситуация у Соке непростая. Ему придется собраться с силами, найти выход и поставить на место старых патронов, в интересах народа. Если духу не хватит – будет ему тяжело. Ведь половую тряпку нельзя превратить в полотенце? Поэтому сегодня его следует поддержать, а не критиковать. Давайте поддержим.

- Как мы должны отреагировать, если АША не захочет упускать власть из рук, проведет партийный съезд, будет избран на пост генерального секретаря, организует парламентские выборы, решит управлять парламентом и правительством, не создавая коалицию, получив более 51 процента голосов на выборах? Мы должны с этим смириться?

- Я не считаю, что АША не хочет упускать власть из рук только из-за привычного финансового потока. У него хватает сбережений, думаю, дело тут не в деньгах. Дело в будущем, есть ощущения, что он побаивается мести людей, которым насолил. Поэтому я думаю, что он приложит все усилия, чтобы велась старая политика, чтобы сохранился старый порядок. Есть ощущения, что этих выборов хочет только АША. Остальные оказывают доверие Соке и настроены против проведения выборов. Даже уставшие от нынешнего парламента согласны на то, чтобы он работал, лишь бы не вернулся АША.

- Об этом не говорят открыто, но в кулуарах ЖК обсуждают, что придется выбросить мандат через три года и заново потратить сотни тысяч долларов на приобретение нового мандата. Сообщается, что сторонники Сооронбая Жээнбекова и новой власти сейчас собираются вокруг бывшего спикера Асылбека Жээнбекова, у которого появилось намерение создать новую партию. Можете коротко озвучить мнение по данному вопросу?

- Здесь дело не в стоимости мандата. Дело в том, что народ, те же депутаты хотят перемен. Общественность устала от насильственной политики, желает, чтобы времена изменились. ЖК не может гарантировать это общественности, он чувствует за собой ответственность за это, поэтому желает установления хоть какой-то законности. Соответственно, все политические силы хотят завершения эры старой власти, ждут от новой власти внедрения новых правил, которые будут соответствовать требованиям времени.

С этой точки зрения неспроста нашли широкий отклик разговоры о том, что Асылбек Жээнбеков будет участвовать на следующих парламентских выборах с новой партией. Очевидно, что партия, настроенная против давления АША, завоюет поддержку широкого слоя населения. Бесспорно, народ поддержит новую силу не из-за большой любви к Асылбеку, а в надежде избавиться от АША. Конечно, новая партия одержит победу. Потому что сейчас многие устали от прошлого и возлагают надежду на новое. Если упомянутая партия не будет участвовать, АША полностью приберет к рукам власть, то и президент, и спикер превратятся в марионетку в его руках. А если партия Асылбека Жээнбекова придет во власть, то установится баланс, Атамбаев будет вынужден создать коалицию с партией Жээнбекова. Если этого не произойдет, если АША приберет к рукам власть, не создавая правящую коалицию, то мы будем лить слезы на протяжении четверти века, политика арестов продолжится. Могут быть жестко наказаны те же Жээнбековы за то, что они не оправдали доверие и выступили против. Что сегодня важнее? Спокойствие и сытость или стремление сохранить лицо перед народом? Это актуальный вопрос для Соке на сегодняшний день!

Источник: газета «Майдан.kg» №59 от 27.12.2017 / стр. 5

  https://www.gezitter.org/interviews/66485/ Ссылка на материал: