- Талант мырза, на протяжении последних 1-2 лет вас не видно в большой политике. Чем заняты? Расскажите сначала об этом читателям.
- Я по природе не близок к политике. Я интересуюсь производством, наукой, образованием. Будучи депутатом Жогорку Кенеша, я не увлекался популизмом, не поднимал мелкие вопросы, поддерживал правильную политику и отвергал неправильную. Приложил большие усилия в законотворчество. Особенно было много законов, касающихся ветеринарии и сельского хозяйства. Был автором и инициатором около 40 законов. Например, большой закон по ветеринарии я готовил на протяжении двух лет, согласовывал его с требованиями ЕАЭС, со всемирными стандартами ветеринарии. Сегодня Россия и Казахстан признают, что этот закон соответствует мировым требованиям и согласовывают свое законодательство с нашим. Потому что мы писали этот закон, согласовывая с правилами международного эпизоотического бюро. Я могу с гордостью заявить, что написанный мной закон пользуется спросом.
Есть еще одна хорошая новость, о которой не слышал народ. На протяжении двух лет я активно занимаюсь наукой. За это время перевел на кыргызский язык русскую научную книгу об инфекционных заболеваниях среди животных, две недели назад издал книгу тиражом в 1000 экземпляров за свои деньги. Заплатил всем, кто мне помогал. Книга называется: «Айыл-чарба жаныбарларынын жугуштуу оорулары». Объем большой, 800 страниц. Сами знаете, многие кыргызские ребята не очень хорошо знают русский язык. К тому же в сельскохозяйственной академии, в факультете ветеринарии преподают на кыргызском языке. Не хватает для студентов книг на кыргызском языке, наглядных пособий и т.д.
- Ранее не было такой книги на кыргызском языке. Значит, это уникальная книга для ветеринаров и студентов?
Материалы на тему
- — Чего нам ждать от нового президента?
- — Ещё 11 кыргызстанских компаний смогут экспортировать товары в Россию
- — Начинается межведомственная работа с Казахстаном
- — МИД: Мигрантов стало больше, проблем меньше
Метки
- Это очень нужная книга для вузов. Убежден в том, что книга пригодится каждому животноводу. Потому что я основательно трудился над этой книгой, не стал переводить поверхностно. Совещался с учеными, профессорами. Было тяжело найти перевод многих терминов. Просил помощи и у преподавателей медицинской академии. А там преподают на русском языке, поэтому ситуация у них похуже чем в ветеринарии. При переводе этой объемной книги мы не делали упор только на теории, работали и над практикой. Например, опирались не только на ученых, а ходили в села, спрашивали у аксакалов название тех или иных заболеваний. Сейчас знакомые, прочитавшие книгу, благодарят, хвалят. Кроме того, пишу докторскую диссертацию, можно сказать, заканчиваю. Даст Бог, в следующем году защищу ее в Алматы.
- На какую тему пишете?
- О свойствах мяса яка. Мы изучаем не только самого яка, его мясо, но и воду, которую он пьет и траву, которую ест, даже почву. Чтобы найти что-то новое, мы трудимся в долине Сырт Джети-Огузского района. Туда езжу раз в месяц, взвешиваю подопытного яка, проверяю, какую воду он пьет, какую траву ест. Проверяю калорию травы, организм яка, воздействие мяса на организм человека. Это очень интересное дело. Сильно увлекся. Привезли в лабораторию воду из долины Сырт. Выяснили, что некоторые воды куда полезнее и чище воды, которую можно сейчас купить в магазине.
Честно говоря, мясо яка полезное. В мясе яка содержится много эритроцитов и гемоглобинов. Потому что яки обитают в долинах, где мало кислорода. Соответственно, в крови яка много эритроцитов. Мы убедились в том, что нет лучшего лекарства для больных анемией и детей, кроме мяса яка. Далее мы планируем изучить молоко яка, изготавливаемые из него продукты. Как всем нам известно, наши сородичи из Афганистана доят яков, как коров, пьют молоко. Со следующего года планируем приручить некоторых яков и начать их доить.
В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как я занялся разведением яков. В 1997 году купили 17 голов яка, с тех пор поголовье выросло. Сейчас мы заняты селекцией, создаем хозяйство породистых животных. Ведем работу совместно с Министерством сельского хозяйства, Институтом животноводства, учеными. Недавно составили с Таджикистаном соглашение об обмене самцов. В течение месяца завезем оттуда яков. Передадим им своих самцов. Потому что должен быть обмен крови. Помимо этого, до весны следующего года планируем завести около 10 яков из Тибета. Говорят, там яки довольно внушительны. Вместе с этим планируем перейти к искусственному осеменению яков. Это нелегкая задача. Поэтому для начала их нужно приручить, начать доить, постепенно все будет. Короче говоря, занят животноводством и наукой.
- Хорошо. Вы действительно готовите большую новость в животноводстве. Желаем успеха. Давайте поговорим о политике и т.д. Прошло 2-3 года с тех пор, как мы вступили в ЕАЭС. Скажите, как специалист, каким был прогресс с тех пор, что изменилось?
- К сожалению, больших изменений и прогресса не увидели. Когда мы входили в эту большую экономическую организацию, я был депутатом Жогорку Кенеша. Как специалист, разбирающийся в сельском хозяйстве и ветеринарии, я призывал всесторонне решить проблемы и хорошенько подготовиться. Но многое не было выполнено. Не подготовились хорошо, спешно вступили. Возникли существенные проблемы, так как были несоответствия с определенными требованиями ЕАЭС. Глубоко заблуждаются те, кто считают, что наше мясо и наше молоко можно свободно экспортировать, если построить лаборатории. Лаборатория – это зеркало. А зеркало показывает только отражение того, что есть на самом деле. Поэтому, чтобы наладить ситуацию с экспортом, как минимум нужно улучшить ситуацию в сельском хозяйстве, позаботиться о здоровье нашей скотины.
Скажу, как специалист, сегодня у нас сложилась острая эпизоотическая ситуация. Мы не говорим открыто об этой проблеме. Если я открыто выскажусь, поднимется шумиха. Соседние государства откажутся от большинства нашей продукции. Пока не займутся этим вопросом, проблема не решится. Требуются деньги, чтобы основательно решить такие проблемы. Мы делали свои предложения по поводу профилактики и лечения 22 опасных заболеваний животных. Из 22 заболеваний правительство сегодня рассматривает только 6. Этого недостаточно.
- В 2015 году участвовали на парламентских выборах от партии «Ата Мекен». Говорят, по политическим обстоятельствам приближается и ваша очередь. Что скажете по этому поводу?
- Бывший лидер «Ата Мекена» Омурбек Текебаев сидит в тюрьме. Кроме него, идут судебные разбирательства с участием других депутатов. Нехорошо, когда человека заставляют уйти. Например, я бы не хотел, чтобы они уходили по принуждению. Приятней было бы занять их место, если они ушли добровольно или перешли на другую должность. Желаю им всего хорошего. По списку передо мной еще 3-4 человека, которые могут стать депутатами. Если они станут депутатами и очередь дойдет до меня, то я не откажусь. Потому что в V созыве я еще не успел доделать некоторые законы по сельскому хозяйству.
Сейчас нет депутатов, которые затрагивали бы такие вопросы. Я пытался обращаться по этому поводу в комитет по аграрной политике, соответствующим депутатам. Я глубоко понимаю проблемы этой отрасли, а они не могут понять. Являюсь автором законов в этой отрасли и считаю, что под этими законами должны быть акты. Надо было написать 29 таких актов. Но это дело не сдвинулось с места. Пока эта работа не будет выполнена, написанные законы не будут работать полноценно. Мы говорили о Ветеринарной палате, но и это дело не завершено. Глава Ветеринарной службы Калыс Жумаканов упрямо трудится, но я не вижу команды, которая совместно продвигала бы дело вперед. Многие вставляют ему палки в колеса. Вместо этого нужно было поддержать хорошего кадра. Он кандидат науки, пишет докторскую диссертацию.
- Что скажете о новоизбранном президенте Сооронбае Жээнбекове? Вы же хорошо знаете этого человека…
- Да, хорошо знаю, причем давно. Вместе учились в академии сельского хозяйства, он зоотехник, я ветврач. Впоследствии вместе работали. Когда он был председателем аграрного комитета в Жогорку Кенеше, я был главой Ветеринарной инспекции. Когда я стал министром, он вновь возглавлял тот же аграрный комитет. Когда он стал министром, я работал в Ветеринарной инспекции. В общем, по службе я разглядел в нем много хороших сторон. Этот человек хорошо трудится. Упрям и чист. Мне довелось поработать со многими министрами. Они злоупотребляли служебным положением, дескать, накрой там стол, уважь меня и т.д. Не видел, чтобы Сооронбай Шарипович когда-то преследовал подобные личные интересы, давал такие поручения. Только чистые люди бывают такими. Даст Бог, поработает для народа и продвинет страну вперед.
Хорошо, что сейчас он приезжает на работу в шесть часов утра. Это новость для народа. Но он должен сделать так, чтобы зазнавшиеся чиновники тоже приезжали на работу в шесть утра. Если президент приезжает на работу в шесть часов утра, то премьер должен приезжать в пять часов утра. Они оба обещали работать для Кыргызстана, так пускай трудятся, а мы всесторонне поможем, как можем.
Президент должен стать президентом для всего кыргызского народа. Боже упаси того, чтобы он стал президентом для отдельной среды. Если он будет хорошо отбирать кадры, то многие вопросы будут решены. Будет развитие. Неспроста говорят: «Кадры решают все».