Врач из Таджикистана рассказал «Азаттыку» о том, что он считал Бишкек городом хулиганов.
Врач Жамшед Усмонов работает в Таджикистане, в Центре наркологии Согдийской области. В начале ноября он приехал в Бишкек. Он дал интервью радио «Азаттык» о впечатлениях, которые оставил город.
«Азаттык»: Жамшед, добро пожаловать в Бишкек! Сначала спрошу о впечатлениях, которые оставила столица Кыргызстана. Что понравилось в городе, а что не понравилось?
Усмонов: Впервые приехал в Бишкек три года назад. С тех пор приезжаю каждый год. Конечно, приезжаю на международные конференции, а не путешествую.
Почему-то поездки в Бишкек у меня приходятся на осень. В 2015 году я приехал сюда впервые, тогда город казался мне очень грязным. Видел, как на улицах было много мусора. Конечно, я не объездил весь город. Такая ситуация была вокруг гостиницы, где я остановился. Сейчас все изменилось. Город современный. Полюбил Бишкек.
В 2015 году город казался скучным. Возможно потому, что не выходил далеко из отеля. Есть причина, по которой я далеко не уходил. Живя в Таджикистане, я слышал совсем другие вещи о Кыргызстане, о Бишкеке. С кем бы ни разговаривал, все говорили: «Будь осторожен, если поедешь в Бишкек, там много карманников. А на улицах полно хулиганов, могут избить». Да и я сам смотрел новости. Кыргызы дважды совершили революцию, выгнали президентов. В социальных сетях вы открыто критикуете депутатов, власть имущих, даже президента, поэтому я действительно опасался кыргызов. Никак не мог понять, как кыргызы не боятся критиковать своего правителя. А Бишкек я считал городом хулиганов.
В этом году я объездил Бишкек. Полно современных зданий и торговых центров. Везде строят. Честно говоря, восхищался. У нас почти нет торговых центров, как в Бишкеке. Ходил в приподнятом настроении, чем в прошлые годы.
«Азаттык»: Не натолкнулись на хулиганов в Бишкеке?
Усмонов: Нет, не натолкнулся. Но увидел и недостатки. На стенах зданий есть различные надписи. Словно вандализм.
У вас же проходят игры кочевников. В интернете читал, что в самом центре города установлены часы, точно указывающие время до следующих игр кочевников. Поехал на площадь «Ала-Тоо», чтобы увидеть, но они не работали, даже были сломаны.
К слову, я заметил и хорошую вещь. Тут много частных нотариусов. Везде видел надписи «нотариус». У нас такого нет. В одном районе один нотариус. Часами ждем очереди у нотариуса. Бывают случаи, когда нужно ждать два дня, чтобы получить печать на документ.
«Азаттык»: Честно говоря, я удивляюсь тому, как вы восхищаетесь Бишкеком. Потому что в соцсетях много пишут о недостатках. Например я пишу об автомобильных пробках и о манере езды микроавтобусов, которые нарушают правила.
Усмонов: В Бишкеке я в основном передвигался пешком. Дважды ездил на троллейбусе. Да, есть проблема микроавтобусов, о которых вы говорите. Видел, как они обгоняли друг друга на большой дороге. Останавливаются где хотят, создавая неудобства для других машин. Микроавтобусы портят внешний вид города, они напоминают муравьев. Создавалось ощущение, что микроавтобусы сажали людей, которые ждали свой автобус или троллейбус и сбегали с этими пассажирами. Не хотел огорчать вас и не говорил об этом. Но так как вы сами спросили, я ответил. В нашей столице, в Душанбе все иначе. В центре города вообще нет микроавтобусов. Там ездит много автобусов и троллейбусов. Микроавтобусы ездят в новостройках. Может поэтому у нас нет пробок, как у вас.
«Азаттык»: Кыргызстан и Таджикистан расположены по соседству. А на границах бывают разногласия. Что бы вы предложили для укрепления дружбы двух народов?
Усмонов: Друзей в Кыргызстане у меня становится больше. Даже есть у меня кыргызский ученик. Джигит по имени Аскар Комалов в прошлом году прибыл в Ходжент, для обмена опытом в сфере наркологии по месту моей работы. Недавно уехал в Россию. Об укреплении дружбы должны думать руководители правительств. Народ желает мира и согласия. А чиновники должны вести разъяснительные работы среди населения.
Я ждал от вас вопроса по религии, но вы не стали задавать. Поэтому добавлю сам. В Бишкеке я сравнил с Таджикистаном степень свободы вероисповедания. Потому что на улицах видел многих людей, одетых по канонам шариата. У нас же нужно иметь разрешительные документы, чтобы носить такую одежду. Нужно получить удостоверение в муфтияте, чтобы носить хиджаб или другую религиозную одежду. У нас почти нет людей с длинной бородой. Почему-то мне казалось, что у нас было принято правильное решение. Но религия – это деликатная тема, поэтому я на этом ограничусь.
«Азаттык»: Перед интервью вы говорили, что вас удивила наша национальная кухня.
Усмонов: Конечно, об этом тоже стоит рассказать. У каждого народа есть своя национальная кухня. У вас мучные блюда считаются национальными. Но я так и не встретил упитанных людей. С медицинской точки зрения мучные блюда должны привести к ожирению. Но вы не толстеете. Это удивительно. Начинаю думать, что у вас есть свои приемы против ожирения.
«Азаттык»: Хоть немного освоили кыргызский?
Усмонов: Нет. В кыргызском языке, как оказалось, нет надобности. Куда бы ни пошел, с кем бы ни говорил, везде отвечают по-русски. И в общепите, и в магазине сами обращаются на русском. Поэтому туристам из Европы или других стран нужно приезжать в Кыргызстан, немного освоив русский язык.
«Азаттык»: Жамшед, благодарим, что уделили время и дали интервью.
Усмонов: Благодарю вас за то, что пригласили на дружескую беседу.