- Абдылдажан агай, вы проводите экзамен-тестирование кандидатов на президентскую должность на знание государственного языка. Было бы хорошо вам как председателю поделиться мнениями с читателями нашей газеты. Мой самый первый вопрос: Насколько оказался необходимым «Кыргызтест», как воспринимают кандидаты?
- Прошло около трех лет с создания «Кыргызтеста». Было выдано довольно много средств в виде помощи. Сейчас «Кыргызтест» находится при Министерстве образования и науки. Руководитель опытный – Батма Топоева-Ставинская.
Для кандидатов в президенты «Кыргызтест» привлек различных специалистов, разработал правила и положения тестирования и провел через экспертов. Желающие работать на государственной службе будут проходить тестирование с 2018 года. Начало подготовки к этому событию пришлось на тестирование кандидатов. 99,99% кандидатов отмечают необходимость «Кыргызтеста», написали хорошие мнения.
- Что означает знание государственного языка на уровне В2? Вы думаете, эта норма правильно подходит к президентской должности?
- Это средняя ступень знания государственного языка, говоря иначе, оценка «выше среднего». Конечно, раз дело только начинается, наверное, выбрали такой уровень, чтоб не напугать большинство. А если бы выбрали высший уровень, сказали бы «умышленно создают препятствия», примешали бы в политику. Но я уверен, поздней войдет положение, что кандидат в президенты должен знать государственный язык на уровне С2 – «наивысший».
- Очевидно, были опасения, как бы некоторых кандидатов не пропустили по государственному языку, сделав «политический заказ». Ведь написали претензии: «Я выступил в оппозиционном характере, поэтому уменьшили мои баллы». Насколько правильно сказанное?
- Ну, бывает обычная человеческая слабость. Пусть винят сами себя не сумевшие пройти через компьютер. Если надо, «Кыргызтест» выложил на сайт все образцы тестирования, поэтому факты показывают: участвовавшие в компьютерном тестировании получают самые высшие баллы. В «разговорном» задании мы не можем вмешиваться в речь кандидата, на какую бы тему ни говорил, будто то политическую, культурную, научную или другую тему, не можем даже задавать вопрос. Мы можем оценивать только на основании таких критериев как: смог ли войти в разговорную тему, смог ли раскрыть, последовательность мысли, правильность озвучивания гласных и согласных, ударения, каков результат. Поэтому у комиссии нет такого настроя как «оппозиция» или «позиция».
- Среди кандидатов в президенты оказались и прежде участвовавшие в президентских гонках. Например, И. Масалиев, А. Малиев и др. В те времена они не могли пройти экзамен. Вырос ли уровень их знания государственного языка в настоящее время?
- Есть много кандидатов, учившихся в школах на русском языке. Среди упомянутых тобой есть К. Шаршекеева, Т. Масадыков. Мы стали свидетелями освоения ими кыргызского языка на уровне В2. Следовательно, есть сдвиги, оказывается, осваивают в случае необходимости. Ведь даже приехавшие из зарубежья осваивают кыргызский язык в течение 2-3 месяцев?
Все ключи к ответам в компьютере. Ответ на выполненное задание кандидата выходит на компьютер. Комиссия сравнивает ответ в компьютере с ответом кандидата, всего лишь отмечает правильность или неправильность. Поэтому это пустопорожние слова, что вмешивается человеческий фактор. К тому же один член комиссии постоянно сменяется и контролирует возле компьютера.
- На самом деле большинство кандидатов набрали много баллов на компьютере. Была ли «хромота» в устной речи?
- Конечно, встречались те, кто перед комиссией терялся, не мог собраться с мыслями. Экспертная комиссия заканчивает свою работу. Могу сказать, что комиссия по государственному языку и «Кыргызтест» выполнили поставленные перед ними обязанности точно, открыто и прозрачно.
- Вам было бы хорошо полностью предоставить читателям данные о результатах знания государственного языка прошедшими тестирование кандидатами…
- Ладно:
Н. Нышанов – 74,15 балла
Т. Сариев – 81,8 балла
А. Абдылдаев – 61,18
Р. Карасартова – 86
Б. Дегенбаев – 89,5
С. Султанидинов – 60,35
К. Шаршекеева – 80,09
Бакир уулу Турсунбай – 88,6
Б. Торобаев – 71,8
Т. Масадыков – 79,9
О. Бабанов – 93,5
З. Муратбекова – 79,5
С. Энназаров – 70,25
С. Абдрахманов – 74,1
М. Чолпонбаев – 87
К. Чороев – 80,3
Турсунбек Акун – 94,75
У. Кочкоров – 91,9
М. Жумабеков – 81,6
А. Мадумаров – 96,75
Р. Джунусов – 46,1
С. Жээнбеков – 94,6
А. Бекназаров – 86,4
Т. Таласбаева – 79,77
Д. Токтосунова – 73,65
А. Каримов – 77,6
Т. Уметалиева – 76,7
А. Келдибеков – 85,9
К. Ташиев – 83,25
И. Масалиев – 82,25
К. Мактымбаев – 24,16
А. Майлиев – 64,27
К. Шайымбетов – 79,37
Э. Зарлыков – 60,16
Т. Акимов – 85,13
К. Исаев – 82,15
Т. Омуралиев – 61
Т. Кожогулов – 58,97
А. Мансуров – 77,34 балла.