Омбудсмен Кубат Оторбаев объездил южные области республики. Как защищаются права человека в этих областях? Можно ли было предупредить трагедию, произошедшую в Узгене?
"Азаттык": Кубат мырза, приходится начинать интервью с трагедии в Узгене, которая унесла жизни 24 человек. До этого тоже происходили несчастные случаи, когда под оползнями оказывались десятки человек. Государство выделяет ссуду в 200 тысяч сомов. Этих денег не хватит на приобретение земли или жилья. Может государству нужно изменить отношение к этой проблеме, написать новые законы, чтобы принудительно переселять граждан во избежание жертв?
Оторбаев: Во-первых, указом президента Алмазбека Шаршеновича Атамбаева, вчерашний день был назван траурным днем. Я выражаю соболезнования близким и родственникам тех, кто погиб в селе Аюу.
Затрагивается правильный вопрос. Во время моей поездки в Джалал-Абад выяснилось, что сельских управах Кызыл-Туу и Кыз-Кол в общей сложности 500-600 домов располагаются на таких опасных участках. Встречаясь с народом в Джалал-Абаде, я принял около 50 человек. Некоторые из них, как вы сказали, с 1993-1994 гг. получили деньги, земельный участок, но не переселились.
Материалы на тему
- — Ошибившись в словах, Жакупова теперь "не поднимется"?
- — Правозащитники считают нарушения закона
- — Идёт сбор помощи для жителей Узгенского района
- — Иса Омуркулов: Парламент срочно рассмотрит вопрос переселения из опасных мест
Метки
Очевидно, что у государства нет продуманной системной программы. Мы увидели, что нет плана по эвакуации государственного уровня о том, куда нужно переселять людей, сколько на это уйдет средств.
Например, ко мне с жалобами приходили жители сел Ак-Тоок, Каду, Кыз-Кол, Жаны-Арык, Сары-Булак, Кара-Март Сузакского района. Они говорят: "Оползень началась в конце января. МЧС выполнило свое дело, попросило людей поскорей уехать из опасного участка. А народ не знает, куда идти. Не выделили землю. Не выдали палатки".
Во многих странах в таких случаях людей размещают в большом спортзале или в каком-то учреждении.
Мы обратились к представителю МЧС, спросили: "Почему нет палаток?" Он ответил: "Раньше в такой же ситуации народ получил палатки, но не вернул. Сейчас судимся". Вот такие вопросы мы поднимаем.
"Азаттык": Государство выделяет 200 тысяч сомов и как будто снимает с себя ответственность... Но люди продолжают погибать.
Оторбаев: Так и происходит. Во время поездки в Джалал-Абад я увидел, что у местной власти нет координации на уровне области. МЧС выполнило свое дело, сказало людям покинуть опасный участок. А народ не знает, куда переселиться.
В селе Кызыл-Туу Сузакского района, например, землю трансформировали и выделили участки. Спасибо за это. Но народ говорит, что на этой земле нет условий для проживания. Почему-то "Ошэлектро" не взяло на себя обязательства по обеспечению электроэнергией, посчитав, что установить столбы и протянуть линии электропередач должен айыл окмоту.
"Азаттык": Не стоит сбрасывать со счетов и личную ответственность жителей опасных участков. Ведь погибают и маленькие дети...
Оторбаев: Полностью поддерживаю такую точку зрения. Мы люди разумные, поэтому должны понимать, что есть опасность. Самое главное, взрослые обязаны прочувствовать ответственность перед детьми. Государство делает все возможное, оказывает посильную помощь, но и самим тоже нужно стараться.
Нужен большой план. Думаю, правительство разработает комплексный план.
"Азаттык": Конечно, хотелось бы, чтобы государство усилило контроль, а граждане - личную ответственность. Кубат мырза, вы объездили три региона. Какие вопросы чаще поднимались? С какими основными проблемами столкнулись, связанными с защитой прав человека?
Оторбаев: О первой проблеме я упомянул выше. Вторая связана с переселением.
Положение переселившихся мигрантов очень тяжелое. Например, переселенцы из Муграба, проживающие в сельской управе Мады Кара-Суйского района сообщили, что у них на протяжении 20 лет не решается земельный вопрос. Они не получили паспорта и статус возвратившихся.
Во время поездки в Баткен ко мне поступили 34 заявления от тех, кто на протяжении 7 лет не может получить паспорт и статус возвратившихся. Из-за отсутствия паспорта в больницах они вынуждены платить двойную или тройную цену, как иностранцы.
Третья большая проблема касается детей. Нужно усилить ответственность, расширить и укрепить штат отделов при местных властях, работающих с детьми и семьями.
Есть комиссии, работающие с детьми. Нужно усилить и их работу.
Подытоживая, нужно затронуть еще одну проблему. Следует поскорей отстроить следственные изоляторы в Джалал-Абаде и Баткене. Состояние милицейских изоляторов тяжелое. Сидят втроем, вчетвером там, где должен сидеть один человек.