Табылды Акеров, политолог, кандидат исторических наук: «Никто не сможет сказать, что эта же команда не будет очернять президента, работая поздней на преемника»

Автор: Наралы АСАНБАЕВ
Жаны Ордо Жаны Ордо
Обратите внимание на дату публикации.

Наша газета совместно с политологом, кандидатом исторических наук Табылды Акеровым проводит анализ происходящих в стране политических процессов. Табылды мырза не меняет своих взглядов с оглядкой на ту или другую сторону, тоже старается давать честную оценку, проводить объективный анализ. Поступление множества телефонных звонков от наших читателей с просьбой не прерывать обсуждение служит доказательством того, что наше обсуждение с Акеровым понравилось читательскому сообществу, и что высказываются слова, которых жаждет народ. Газета не прекратит такую дискуссию, продолжит сотрудничество с Табылды Акеровым.

- В последнее время распространяются разговоры о падении рейтинга президента Алмазбека Атамбаева. Назвали и Омурбека Бабанова будущим преемником, и его рейтинг пытаются опустить. Что бы вы сказали на это?

- Да, по оценкам экспертов, рейтинг президента Алмазбека Атамбаева падает, начали говорить, что доверие народа к нему уже не такое, как было прежде. На это есть несколько причин. Во-первых, до ареста Омурбека Текебаева все удары были направлены на главного «атамекеновца». Своей активностью он прикрывал президента Атамбаева. Действительно, все эксперты, критики критиковали Текебаева, все споры шли вокруг главного «атамекеновца». Сегодня он временно сидит в заключении. Эксперты, журналисты не знают, кого критиковать. В политическом поле образовалась пустота. В парламенте гробовая тишина. Незаметно, есть он или нет. И все начали целиться в мишень – в президента Атамбаева.

Во-вторых, Атамбаев и его окружение в последнее время допустили слишком много больших ошибок. Окружение президента, нисколько не оглядываясь испуганно на него, напрямую включило Атамбаева в операцию «Белизгейт», основанную и разработанную на клевете. В конце «Белизгейт» пошел прахом.

В-третьих, следом за этим быстро организовали «Маевскийгейт». И из него ничего не вышло.

В-четвертых, когда ничего не получилось, возобновили «Мародерствогейт», пытаются хоть что-нибудь найти. И в этот раз вынуждают Атамбаева говорить о наличии 10 свидетелей по делу Текебаева.

В-пятых, появился живой свидетель по «Мародерствогейту». Джигит оказался Бакаевым, сидевшим с Юсуповым 6 месяцев в одной камере. Отсидев вместе с Юсуповым 6 месяцев, объявил, как возник «мародерствогейт», что сначала Юсупов по этому преступлению давал показания, обвиняя Зарылбека Рысалиева. Он рассказал, что знает до подробностей это дело, здесь основную роль сыграл Акжолов и другие. Поздней этому делу дали политическую окраску, направили в сторону «Ата Мекена», оклеветали и использовали для очернения.

- И до этого много говорилось о мародерстве. Скажут много и после этого. Среди сказанного говорится такое: «Это дело расследовал 3 раза Зарылбек Рысалиев, ничего не нашел, и разве теперь у Сегизбаева две головы?». Более того, некоторые депутаты вдохновились, что раз дело взял ГКНБ, то выйдет на свет. С политической точки зрения, будет это дело доведено до конца?

- Да, все удивляются этому. Но, по-моему, может быть, существует такая позиция «лишь бы передать дело в суд, потом повлияем по телефону и добьемся как-нибудь решения». Наверное, по окончанию следствия все станет известно.

- Вы думаете, по какой причине говорят о падении рейтинга Омурбека Бабанова?

- Омурбек Бабанов не потерял особо в рейтинге. Но даже если так, в последние две недели в его адрес тоже начали высказываться негативные мнения. Очевидно, основной причиной тому, думаю, послужили слова Бабанова на Совете безопасности, обращенные к президенту Атамбаеву. Большинству не понравилось его выступление. Ведь народ на многое надеялся и ждал от Совета безопасности. Большинство надеялось, что на том совещании лидеры фракций, политики дадут оценку происходящим в последнее время в стране арестам, что сажают людей на основе неправды, во время нахождения в заключении нарушаются права депутатов, граждан, что наверное, поднимут вопросы о сохранении законности.

Полагали, что воспользуются этой площадкой для высказывания президенту Атамбаеву о происходящем в стране насилии. Вот на это были велики надежды. Но, к сожалению, на Совете безопасности доминировала власть, руководители фракций не могли подать голоса, а кто говорил, те испуганно оглядывались, угодливо суетились, не могли высказать президенту Атамбаеву ожидаемые народом вопросы, что не понравилось большинству. К тому же народ многого ждал от Бабанова, говоря, что он собирается выдвинуть свою кандидатуру в президенты. Поэтому ждали, скажет ли хоть слово в интересах народа.

- Но ведь Бабанов ничего не сказал бы по делу Текебаева. Дело в том, что Текебаев сыграл большую роль в его изгнании из премьерства?

- Сегодня положение другое. Бабанов собирается соревноваться за президентство. Народ от него многого ждет. К тому же с изгнанием его из премьеров не было действий по его полному вытеснению из политики. Говоря иначе, в действиях Текебаева заметна одна вещь, характерная с традиции древних кочевников. Например, посмотрите на Чингизхана. Он не убил ни одного главу рода, способного соперничать с ним. Напротив, немного обессиливал их и действовал, чтоб снова удерживать их близко возле себя. Вот сегодня Омурбек Текебаев сам посажен на основе клеветы, сидит в заключении. Он может быть отправлен за решетку на основе этой же клеветы. А если власть покопает бизнесменов-политиков, тогда их можно просто взять в охапку и посадить. Вся суть в этом.

Народ все видит, догадывается сердцем. По-моему, Бабанов понимает падение своего рейтинга. На этой неделе он распространил сообщения о своем имуществе. Выразил свое мнение также по Текебаеву, Жапарову. Но в конце снова получилось, что он повторяет позицию власти. Например, говоря «решится в суде». Он дал понять, что больше этого ничего не может сказать. С этой стороны, его сообщение воспринимается общественностью как отсутствие позиции. В большой политике, чем конкретней позиция политика, тем доступней и лучше усваивается народом. Не приносит особой пользы холостая стрельба.

- Все зашумели, загалдели «младшая сестра Бабанова взяла кредит 17 млн долларов в «Кыргызско-Российском фонде». Заодно говорят и о фирме на офшорах. Разве нельзя сестренке  Бабанова как кыргызской гражданке, предпринимателю брать кредит в Фонде?

- Не могу назвать это неправильным. Главное, чтоб все было на законном основании. Но не знаю, о какой офшорной фирме говорится. По-моему, было бы хорошо этому Фонду поддерживать все лучшие проекты, особенно людей из среднего бизнеса.

- С. Исакова, А. Сегизбаева связывают с Акаевыми, Бакиевыми. Если на президентских выборах выиграют они, то как будет? Не приведут ли они тоже во власть своих шоферов, секретарш?

- По-моему, сегодня в Кыргызстане можно любого называть связанным с Акаевыми, Бакиевыми. Но меня это не интересует. Потому что время взятия реванша давным-давно прошло. Для меня самое важное – смогут или нет эти политики принести в общество обновление? Суть в этом. Во времена Акаева были хорошие стороны в развитии общества. Но во времена Бакиева было меньше позитивных сторон. Трудно также сказать о большом позитиве при сегодняшней власти.

Сегодня всей общественности не нравится, что во власти сидят шофера, секретарши, телохранители. А власть нагромождает их друг над другом, увеличивает их количество. Это очень неправильная позиция. Это превратится в привычку. Следующие могут действовать именно на такой основе. С одной стороны, можно легко избавиться от происходящих сегодня отрицательных явлений. Если придет сильный преемник, то он в течение трех месяцев очистит их. Народ согласится с его намерением привести в страну новые кадры.

- Сам президент Алмазбек Атамбаев говорит «после ухода с должности останусь в политике, и буду оказывать влияние посредством СДПК». Для превращения во влиятельную фигуру нужна сила. Как долго может продолжаться его влияние?

- Теоретически это кажется легко. Практически, после ухода Атамбаева из политики он может примерно 3 месяца оказывать влияние. Через 3 месяца в кресло сядет преемник, и после того как уверенно пристроится в кресле, начнет проводить свою политику. Посмотрите на демократические страны, кем был Ф. Миттеран?

После ухода из власти на него открыли уголовное дело, он допрашивался, если помните. В политике бывает по-разному.

- Вы думаете, преемник будет работать против Атамбаева?

- Кадры в окружении Атамбаева находятся в политике со времен Акаева. Они как пять пальцев знают, как влиять на президента. Например, если президент ругал своего пресс-секретаря «плохо работаешь», тот приходил, звонил во все свои доверенные ТВ, редакции, просил очернять президента и членов его семьи.

А потом они в течение всей недели с треском показывали в плохом свете. Это видели члены семьи президента и говорили президенту. Президент звал пресс-секретаря, ругался, говорил «уходи с должности». Тот говорил «сейчас исправим», снова шел туда, говорил «перестаньте лупить», и все останавливал. Президент смягчался «оказывается, у него есть авторитет». Были дни, когда верил пресс-секретарю, говоря: «Оказывается, тебя слушаются. Сразу все прекратилось». Поэтому в жизни может быть всякое.

- Если обстоит так, как вы говорите, то выходит, преемник может усмирить президента историей дома в Арашане. А если беспрерывно писать в газетах, показывать по телевидению, то ведь и мнение народа меняется?

- Дом в Арашане это ничего, могут велеть написать еще другие 2-3 интересные истории. Окружение президента знает слишком много вещей о нем, о его негативах. Например, если раньше окружение Акаева знало о нем только по событиям в Кыргызстане, то окружение Атамбаева знает все события при его выезде за пределы страны. А потом вполне могут сказать: «Уважаемый шеф, что мне делать, они упрямо стоят и пишут, как мне быть?».

- Но у президента есть козырь СДПК. Как мы не принимаем его во внимание?

- Научились уже, как надо работать и с ним. Могут изменить политический совет СДПК, ввести своих людей. Преемник может сотрудничать и с другой партией. Поэтому для Атамбаева сегодня нет ничего лучше, чем позиция арбитра. Никто не может гарантировать, что сегодняшние уловки по обману, угодничеству поздней не будут применены к нему самому. Также никто не может сказать, что эта же команда, поздней работая на преемника, не будет очернять президента.

- Тогда преемник может посадить и Атамбаева?

- Да. Но для преемника нет необходимости сажать его. Наверное, постарается держать его на дистанции. Потому что он и сам хочет сделать что-то самостоятельно. Вот с 7 апреля (2010 года) прошло 7 лет. Хотели бы сегодня дать отчет, так ведь нет ничего видимого глазу, заслуживающего упоминания.

- Как вы встретили революцию 7 апреля? Вы тоже восприняли как праздник?

- Нет. Я не воспринимаю как праздник. Как можно называть праздником день гибели молодых джигитов. Правильней называть этот день Днем памяти. Но когда я поздравил знакомых, работающих в правительственных структурах, большинство их сказало, что это неправильно, нельзя считать праздником. По-моему, нецелесообразно присваивать название «7 апреля» горным пикам, улицам. Это правильней решать следующему после нас поколению. К тому времени будет дана правильная научная оценка этим событиям.

Причина в том, что сегодняшние аресты и заключения перехлестывают аресты времен Акаева, Бакиева. Перестали работать Конституция, законы. Возможно, поздней эти революции могут быть расценены как перевороты. Чем присваивать название «7 апреля» вершинам гор, улицам Бишкека, чтоб понравиться героям революции, было бы гораздо лучше оказывать помощь деньгами, лекарствами тем раненым активистам. Сколько их умирает с каждым годом! Говорят, на сегодня умерло больше 120. Думаю, поэтому было бы лучше позаботиться о них.

- Власть хочет понравиться 7-апрелевцам, не делает ли из них «зомби» против оппозиции?

- И такие попытки заметны. Однако я думаю, правильно будет не втягивать этих джигитов снова и снова в политику из своих интересов, а лучше взять под контроль их здоровье.

- Как вы думаете, основанием для политического конфликта может стать арест и заключение Омурбека Текебаева, или арест и заключение Садыра Жапарова?

- По-моему, они оба по отдельности могут стать детонатором политического конфликта. Особенно если во время президентских выборов политическое положение обострится, народу могут вспомниться сегодняшняя клевета, насилие, авторитет власти может упасть.

- Почему президент Атамбаев стоит в очень непримиримой позиции к радио «Азаттык» («Свобода») и сайту «Заноза»? Ведь к одному из владельцев «Занозы» Нарыну Айыпу от прокуратуры идет сильный удар?

- Тому есть лишь одна причина. До президентских выборов пусть не сделать эти СМИ подручными мальчиками, но довести до положения, чтоб не препятствовали операции преемник.

- У каких еще политиков произошли изменения в рейтинге?

- Четко определяются позиции Темира Сариева, Бакыта Торобаева, Адахана Мадумарова. Они смогли породить больше позитива. Можем сказать, их рейтинг вырос. Можно сказать, что в выигрыше  Ахматбек Келдибеков, Камчыбек Ташиев, которые пусть немного поздно, но подают голос.

- По вашему предположению, кого выдвинут преемником?

- Говорится о проведении съезда СДПК в мае. Тогда может решиться. С появлением преемника, в зависимости от этого изменится политическое положение.

- Кому еще власть может не дать участвовать в выборах? Может снять с дистанции? Сможет ли народ на выборах избрать желательного для себя кандидата?

- Нет, так не будет. Из развития политических процессов представляется, что власть все равно выдвинет кого-то. Если он окажется молодым политиком, тогда многие кандидаты еще до выборов будут выведены из игры. Голоса подсчитают, выставят распределенными. Омурбек Бабанов будет самым потенциальным кандидатом. Власть его держит под очень жестким контролем.

- Почему власть не показывает клыки тем, кто станет потенциальным соперником: Бабанову и другим кандидатурам?

- Во-первых, стремится однозначно закончить дела с ранее посаженными в заключение людьми. Во-вторых, то, что изрезали Садыра Жапарова, немного напугало власть. Чтоб происшествие с Садыром Жапаровым не стало детонатором конфликта, до успокоения ситуации власть взяла передышку, затаилась.

Источник: газета «Жаны ордо» №13 от 14.04.2017/стр.4,7

  https://www.gezitter.org/interviews/59219/ Ссылка на материал: