Марат Иманкулов, лидер партии “Таза Кыргызстан»: «Достаточно духа и воли для установления порядка, сохранения безопасности»

Автор: Наралы АСАНБАЕВ
Жаны Ордо Жаны Ордо
Обратите внимание на дату публикации.

- Марат Муканович, сейчас голова идет кругом от многочисленности партий. У всех называющих себя политиком есть по одной партии. Вы тоже, оказывается, основали партию «Таза Кыргызстан» («Чистый Кыргызстан»). Не станет ли эта партия одной из многих?

- Честно говоря, вначале я сам и мои сегодняшние однопартийцы думали также, как ты говоришь. На прошлогодних парламентских выборах меня зазывало множество партий, были предложения  поставить в первый ряд списка. Не согласился. Мой взгляд не подходит к сегодняшней системе. Государственная система, в которой мы живем, не отвечает национальным интересам. Во время экономического кризиса, когда государство еще не встало на ноги, а демократия еще прочно не утвердилась в обществе, Временное правительство навязало нам парламентскую систему. Эта система – идеальный вариант для экономически развитых государств с твердо установившейся демократией, с высокой общественной культурой. Для установления такой системы страны Европы, Америка прошли сотни лет. А мы еще вчера были в составе тоталитарной страны, где все держала в руках коммунистическая идеология. Рассказывали нам отговорку, мол, «оба президента при президентском управлении создали семейные кланы, окунулись в коррупцию, поэтому президентская система нам не подходит». В 2010 году не провели глубокого анализа, не вынесли к народу двух вариантов, да у наших граждан и не было выбора. Неправильно всех приравнивать к Акаеву и Бакиеву. У кыргызов есть много отличных людей похожих на Исхака Раззакова: «Если ты будешь чистым, я буду чистым, то и общество будет чистым».

В переживаемой нами сложной ситуации, когда оказались в тисках нищеты, когда миллионы наших трудоспособных граждан, полных сил, в поисках работы выехали из страны, мы выгнали двух президентов, и вместо них привели и поставили 120 президентов. Были сильные лидеры-личности, способные потащить страну вперед в тяжелые времена. Но, говоря «будем парламентской страной», вошедшие в коалицию фракции поделили государство между собой. Что это принесло нам? Мы разве вышли из нищеты? Получилось наоборот. Партийные выборы показали свою оборотную сторону. Кто пришел депутатом? Мошенники в обществе, близкие к криминалу люди, пришли все непрофессиональные. Я разговорился с одним депутатом. Я ему: «Вы разделили и раскололи народ, наверное, народ уже не приходит к согласию». Он: «Мы не такое государство как Россия, Казахстан, богатые на полезные месторождения, нефтью, есть только один большой ресурс делать бизнес – это политика». Поэтому вкладывают все деньги в политику, идут в парламент. В итоге стал самым безграмотным парламентом. Там сидят те, кто не может правильно написать четыре строчки слов на полстранице бумаги, не умеет выразить свою мысль на бумаге. Я ушел с работы со словами: «Не буду работать с такими ворами как вы, вы ничем не отличаетесь от прежних властей». Пять лет сидел дома. Пришли друзья, соратники: «Марат Муканович, так и будем лежать? Если им верить, они вот-вот разрушат и уничтожат государство. Давайте действовать». После этого решили вмешаться в политику. Оказалось необходимостью создание партии для борьбы законным путем. Поскольку мы выходим с хорошим намерением «решим проблему народа, направим государство по другому руслу», то и партию назвали «Таза Кыргызстан».

- Вы говорите о словах одного депутата «большой ресурс делать бизнес – политика». Партию же основывают для достижения власти. А вы не включаетесь в политику, чтоб делать бизнес?

- Такая вещь мне даже в голову не приходит. Я работал секретарем Совета безопасности, первым заместителем руководителя ГКНБ, руководителем Центра по борьбе с террором. Если бы я хотел работать на себя, то имелась достаточная власть. Но не хватало прав для изменения ситуации в стране. Поэтому выходил на президентские выборы. Я же не смог остановить кадровую чехарду внутри Комитета безопасности. Тамошние работали, как сами хотели. Цель создания  политической партии  - достижение власти. Многие люди, получив власть, ставят целью воспользоваться или личными интересами или интересами одной группы. Я ставлю другую цель. Если бог даст, и мы доберемся до власти, мы ее используем для устранения сегодняшних негативных явлений, для изменения, очищения государства, чтоб направить на путь развития. Мне не нужно накапливать богатства. Дети мои взрослые, сами себя содержат. Для меня постыдная вещь гнаться за богатством после 50 лет.

- В качестве эмблемы партии вы выбрали волка с оскалом клыков. Кому показываете оскал?

- Мы показываем оскал клыков коррупционерам, криминалу, пачкающим государство людям. Волк – тотем тюркских народов, санитар природы. Не подчиняющееся дрессировке животное. Видели ли вы в цирке едущего на велосипеде волка? Он никому не подчиняется. Если и мы не покажем суровый волчий нрав, наверное, они окончательно добьют страну.

- Для достижения власти необходимо подготовить партию. А на это требуются очень серьезные средства. Вы говорите, в партии собрались чистые люди. Вы как будто ждете извне поддержку средствами?

- Правильно, средства необходимы. Мы ни на кого не опираемся. Мы верим сами себе. Среди нас нет миллионеров. Но приходит и присоединяется множество чистых людей. Среди них есть собравшие достаточно имущества состоятельные люди, предприниматели. Мы, члены партии, финансируем, насколько позволяют наши возможности. Ошибочно думать, что все вопросы решаются только деньгами. Во многих местах деньги не нужны. Например, нужны ли дополнительные средства на установление порядка, отбор кадров? Для этого достаточна политическая воля, образование, служебный опыт. Средства понадобятся во время выборов. Для доведения своего голоса народу надо будет выходить на телевидение, радио.

- В стране как будто зародился политический кризис. Пришедшие вместе во власть соратниками перешли к противостоянию. Уже из этого можем видеть, что их объединила не идеология?

- В конце концов, они должны были прийти к этому, потому что никто из пришедших в 2010 году людей не держались одного взгляда. Собрались люди разных точек зрения и создали Временное правительство. Кто и на что был способен, то и захватил. Дуйшебаев захватил ГКНБ, еще кто-то министерство, другой разграбил банки. Пришедшие к власти поделили «жирные» места, понаставили своих людей. В конце концов, друг с другом стали скандалить «ты много проел, я мало проел», вытаскивают грязные дела друг из друга. Все равно дошли бы до такого. Говорили: «Будем бороться с коррупцией». В реальности ничего не изменилось. Мы ходим в гуще народа. Разговариваем с предпринимателями. Большинство их говорит, что взяточничество увеличилось в десять раз. Работают все коррупционные схемы времен Акаева и Бакиева. Миллионы долларов стекаются в карманы сегодняшних чиновников.

- Вы сказали о Дуйшебаеве. Но ведь Дуйшебаев, Каптагаев в свое время были соратниками президента. А сейчас выступают против него. Смогут ли они быть оппозицией?

- Какая оппозиция может получиться из них? Во время президентских выборов 2011 года те же Дуйшебаев, Каптагаев,Отунбаева использовали все государственные ресурсы, чтоб сделать Атамбаева президентом. Отунбаева в то время была президентом, верховным главнокомандующим Вооруженных сил. С целью сообщить хотя бы одним словом, что как генерал я собираюсь идти в президенты, я намеревался войти к Отунбаевой, а Дуйшебаев, Каптагаев перепугались, как выяснилось, просили ее поговорить со мной в крайне жестком тоне. Когда мы вдвоем с Розой Отунбаевой разговаривали в ее кабинете, она же открыто сказала: «Мы вас в президенты не пропустим, в нашей команде есть свой человек». Она сказала: «У вас денег нет, как вы пойдете?». Я ей: «Правильно говорите, у меня денег нет, разве, уподобляясь другим, я должен был наворовать миллионы и выходить на эти деньги? Кроме зарплаты у меня ничего нет. Но выдвинусь как кандидат. Верю в народ». Она сказала свой аргумент: «Вас не весь народ знает». Я: «И это верно, я не был публичным человеком. Теперь выйду к народу, ознакомлю с собой, поговорю», - ответил ей. Если Дуйшебаев такой «крутой», то почему не идет в МВД, где сам всю жизнь работал? Почему он захватил ГКНБ? Зачем ему нужен был комитет безопасности? Или он думал вложить все возможности ГКНБ в государство? В таком случае, почему не смогли остановить события на юге? Кто за это ответит? Он говорит «мы предоставляли информацию президенту». И без них весь народ чувствовал обострение ситуации, что будет взрыв. Силовые структуры должны были передислоцироваться туда, урегулировать ситуацию, а после взятия всего под контроль работали бы здесь. Но из-за плохих последствий того, что здесь они спорили за власть, грабили банковские ячейки, каждый шел в облюбованное место, мы на юге лишились около 500 граждан, тысячи граждан получили ранения, десятки людей пропали без вести. Кто ответит за эти грехи? А сейчас они становятся оппозицией друг к другу, играются, как будто издеваются над народом.

- Дуйшебаев давал интервью в газете и сказал: «У Атамбаева не хватит духа посадить меня». А у вас хватило бы духа посадить их?

- Духа хватит посадить не только Дуйшебаева, но и других. Если они совершили преступления против народа, то хватит воли привлечь их всех к наказанию. Достаточно духа и воли на установление порядка, сохранения безопасности. Если нет духа, тогда зачем мы включаемся в политику? Или у меня не осталось других дел? Мы выступаем, потому что есть воля. Мы говорим «давайте ступим на чистый путь». Чистая дорога это сложная дорога. Или ты думаешь, что все коррумпированные воры бросят власть и уйдут? Мы должны убрать таких, как веником смести.

- Были ли говорившие, как Дуйшебаев с Каптагаевым брали деньги и решали служебные вопросы?

- Было полно говоривших об этом. Когда я пришел секретарем Совета безопасности, приходили работавшие там же в администрации руководители отделов. «Мы верим вам. Мы вас до этого знали. Лучше бы пришли чисто работающие люди как вы. На эту должность я пришел за деньги», - рассказывали, какие руководители берут деньги. Сказали, что «берут люди, о которых ты сказал». «В таком случае сможешь написать об этом? Пришедшие с кровопролитием люди снова начали брать деньги? Сколько денег ты дал?» - спросил я. Он: «Лучше об этом не буду говорить. Мы дали довольно большие деньги». Я сказал: «Напиши». Но испугались, не стали писать: «Они выйдут сухими из воды. А мы потеряем работу». Я уже тогда узнал, что те ступили на такой путь. Во время работы Дуйшебаева в Комитете безопасности он начал приводить ходивших на улице, ни дня не работавших в нашей службе, не имеющих образования людей. Работавших у нас людей выгнал с работы под предлогом «бакиевец, акаевец». Приводил к нам изгнанных из милиции, криминализованных людей, ставил на решающие места. Ты думаешь, все это делалось ради интересов государства? В Комитете безопасности махровым цветом расцвела коррупция. Как я мог сидеть и терпеть, видя все это? Причина моего ухода была и в этом.

Источник: газета «Жаны ордо» №26 от 11.11.2016/стр.5

  https://www.gezitter.org/interviews/55201/ Ссылка на материал: