Канатбек Исаев: "Генпрокуратура начала меня проверять"

Автор: Жумабек Арзымакунов
Азия news Азия news
Обратите внимание на дату публикации.

Перед тем как начать интервью, оглянемся назад, коротко остановимся на исторических фактах. Странная ирония судьбы. Власть Курманбека Бакиева обрела мощь, в 2007 году были объявлены повторные парламентские выборы с роспуском старого парламента. Тогда Канат мырза выступил в поддержку партии "Ата Мекен". Несмотря на давление со стороны Белого дома, он продемонстрировал свое постоянство в политической борьбе, тигриное сердце. Мы помним, что по итогам выборов "Ата Мекен" не прошла. Тем не менее представители власти обратили внимание на будущего лидера, назначили его на должность мэра родного для него города Токмока. После смены власти наш герой не подчинился членам Временного правительства, занял сторону народа, оставался мэром в городе Токмоке на протяжении полутора месяцев. Так было предначертано, на парламентских выборах 2010 года жители Токмока поддержали своего лидера, в связи с чем он стал депутатом от партии "Республика". Таким образом, К. Кедейканович стал лидером фракции, коалиции, а затем и губернатором Чуйской области. В прошлом году он поднял на ноги партию "Кыргызстан", заслужил доверие народа, занял место в Жогорку Кенеше. Вновь стал лидером фракции, коалиции. Боролся за должность спикера. Сейчас же вступил в конфронтацию с властью, так как он выступил против изменения Конституции. Занимает весомое положение в большой политике.

- Канатбек Кедейканович, выступая на заседании Жогорку Кенеша, вы сообщили, что не выступаете против внесения изменений в Конституцию, но не потерпите, чтобы эти изменения вносились путем скручивания руки. Что вы подразумеваете под "скручиванием руки"?

- В Конституцию действительно нужно вносить изменения. Но не таким путем. Я был одним из инициаторов внесения изменений в Основной закон, но затем ознакомился со вторым решением Конституционной палаты, выслушал аргументы двух сторон во время дискуссий, сделал соответствующие выводы. Во-вторых, если они действительно хотели узнать мнение депутатов, то голосование должно было быть тайным. К сожалению, этого не произошло. Спрашиваешь у одного, говорит: "Давят, потому что у меня такое-то дело в суде", - другой озвучивает еще одну причину. Это не что иное, как давление. Лидер фракции СДПК открыто сказал: "Не будем вести переговоры с двумя фракциями - "Ата Мекеном" и "Онугуу-Прогресс", так как они выступают против внесения изменений в Конституцию. При вступлении в коалицию может быть экономическое, политическое соглашение, но какое к этому имеет отношение Конституция? Значит, из-за своих взглядов относительно Конституции две фракции лишились возможности войти в коалицию. Я думаю, что это неправильно. У каждого депутата есть свое мнение относительно будущего Кыргызстана, политической системы. А коалиция связана с правительством. Например, как будет формироваться правительство, кто будет избран, какова его экономическая программа. Можно сказать, что они занялись политическим шантажом, когда затронули точку зрения о Конституции. Сами видели, по ОТРК начали очернять тех, кто выступает против внесения изменений в Конституцию. А ведь они не являются врагами народа. Они озвучивают свою точку зрения, не более. История в свое время покажет, кто прав, а кто нет. В свое время мы хвалили Акаева. Во времена Бакиева мы начали его критиковать. А когда ушел Бакиев, вчерашние льстецы начали его очернять. Жанар Акаев правильно сказал: "Думаете, среди нас нет акаевцев или бакиевцев?" Нам пора отказаться от старых взглядов. Должен быть плюрализм мнений. Нельзя навязывать свою точку зрения, свое видение другим.

- До этого у СДПК и "Кыргызстана" были общие идеи, они были близки. Мало того, среди народа поговаривали, что "Кыргызстан" является "клоном" СДПК. Почему внезапно произошел раскол? Это связано с изменением Конституции или есть другие обстоятельства, о которых мы не знаем?

- Действительно, до сих пор мы с СДПК были на одной стороне, поддерживали друг друга. Если бы мы действительно были бы "клоном" СДПК, разве на выборах столичные телеканалы обзывали бы нас "сепаратистами"? Поливали грязью со словами: "Имеют связи с некоторыми этническими лидерами". Какое только давление не оказывалось во время выборов. Несмотря на это, мы были избраны и проделывали хорошую работу вместе с СДПК. Но по некоторым принципиальным вопросам наши мнения расходились. По тем же правительственным отчетам, по вопросу заместителя спикера... Если бы мы были "клоном" СДПК, то выдвинув свою кандидатуру в спикеры, я бы получил 51 голос (если сложить СДПК и "Кыргызстан" получится 56 голосов). СДПК не проголосовала за меня. Все это факты. Они говорят о том, что у нас не "клон" проект. Когда дело дошло до принципиального вопроса, касающегося Конституции, мы придерживались следующего принципа: "Платон мне друг, но истина дороже". Мы открыто озвучиваем недостатки, так как есть выражение: "Слова врага - приятны, друга - язвительны".

- Была информация, что вы ведете тайные переговоры с оппозиционными партиями, вроде "Ата Мекена". Насколько это правдивая информация?

- Я открыто, смело веду переговоры с лидерами любой фракции, не прячусь. Буду беседовать и с Текебаевым, и с Торобаевым. Во-первых, это моя обязанность, как лидера коалиции. Во-вторых, это мой гражданский долг. Их мнение тоже нужно выслушать. Сегодня большинство говорит одно, а завтра с изменением ситуации они могут поменять свое мнение, сказать: "Оказывается, мы заблуждались". Поэтому нужно учитывать и противоположное мнение, уважать чужую точку зрения. Я неспроста это говорю. Одни выступают за изменение Конституции, другие выступают против. Нам нужно уважать мнение друг друга, те двое не являются врагами кыргызов. Они по-другому смотрят на этот вопрос. Не нужно делать трагедию из того, что они озвучивают другое мнение, превращать их во врагов народа.

- Не боитесь, что из-за позиции на вас будет оказываться давление?

- Сегодня возбудили уголовное дело в отношении выступившего против изменения Конституции Каныбека Иманалиева, пригласили его для дачи показаний. Я два года был мэром в Токмоке. Выясняется, что сотрудники Генпрокуратуры выехали в командировку сроком на один месяц, начали проверять два года моей работы. К сожалению, мы не извлекли урока даже после ухода двух президентов, продолжаем допускать старые ошибки. Я не боялся старой власти, думаете, я начну бояться сейчас?..

Источник: газета "Азия news" №44 от 03.11.2016 / стр. 2

  https://www.gezitter.org/interviews/54907/ Ссылка на материал: