- Аида Женишбековна, на заседании вы сказали о неэффективности борьбы с коррупцией. Какие нам нужны законы, чтобы наказать действительных преступников? Насколько необходим предлагаемой вами закон?
- Недостаточно бороться с коррупцией силами только правоохранительных органов. В это дело обязательно должны увлекаться граждане. Неправильно так ставить вопрос, что если граждане узнают о коррупционных фактах, то пусть сообщают, иначе сами понесут ответственность. В действующем законе к госслужащим предъявляется такое требование. Прежде чем требовать, мы должны разработать механизмы защиты таких чиновников. В противном случае кто будет сообщать? Пока не будет гарантий безопасности со стороны государства, преступники так и будут оставаться безнаказанным. Поэтому инициируемый закон является актуальным, это требование времени.
- Но ведь очень трудно добиться эффективности в этом вопросе, если сама исполнительная власть погрязла в коррупции?
- Правильно, существует круговая порука. Поэтому надо вовлекать самих граждан. К сожалению, о коррупционных фактах приближенные знают, но не говорят. Если человек расскажет о коррупционном факте, то рискует потерять работу, никому не хочется в нынешних условиях по чьей-то вине потерять должность. По этой причине мы должны сказать всем, что рассказавшие о коррупционных фактах будут защищены государством. Хотя мы заявляем, что к коррупционерам надо проявлять нетерпимое отношение, что коррупционные факты должны раскрываться, государство не обеспечивает безопасность раскрывших коррупционный факт граждан. Мы предлагаем это сделать.
- Вчера ваш лидер Омурбек Чиркешович заявил, что президент дал согласие на выезд Батукаева из страны. В то время вы работали генеральным прокурором. Вы получали такой приказ?
- Если президент действительно давал такое распоряжение, то исполнители рано или поздно расскажут об этом. Президент не мог отдать мне приказ освободить Батукаева. В то время я не была руководителем службы исполнения наказаний или судьей. Это не входило в мои должностные функции. Другой вопрос, насколько законен был его выезд из страны, это рассмотрела прокуратура.
- С начала шумихи вокруг Конституции Омурбек Чиркешович начал вытягивать по одному все грешки власти. Почему вы молчали до этого времени?
- У любого действия есть свое время.
- Вы выступили против проведения Всемирных игр кочевников. Кажется, вас озаботили потраченные средства?
- В настоящее время, у нас много проблем, в частности по границе, чистой воде, образованию, укреплению здоровья, на их преодоление требуются средства. На предыдущих Играх кочевников не было потрачено столько много средств. Никто не предполагал, что организация и проведение этого мероприятия потребует стлько много денег. Речь идет про миллионы долларов. Только на строительство ипподрома ушло полтора миллиарда, на другие дела израсходовано сотни миллионов. Получается, при желании средства находятся. Возьмем, к примеру, проблему питьевой воды. Не стоило тратить миллионы на игры, когда не решается подобные проблемы. Когда я сказала об этом, мне ответили, что будут инвесторы. О каких инвесторах может идти речь, когда в стране не решается вопрос безопасности, непреодолимой коррупции. Инвестор не придет проводить той в страну, погрязшей в коррупции.