Не поспоришь, сложно встретить современника, не огорченного сегодняшним положением сельского хозяйства, обликом заводов и фабрик и нашей неспособностью экспортировать в долгожданный ЕАЭС. Мы побеседовали с председателем союза промышленников и предпринимателей Кыргызской Республики Жыргалбеком Калмуратовичем Сагынбаевым, который не глядит безразлично со стороны на указанные вопросы, стремится обеими руками помочь опрокинутой экономике, составляя посильные соглашения, мы пригляделись к действиям указанного союза.
- Жыргалбек мырза, сначала остановитесь на выполненных работах союза промышленников и предпринимателей в 2015 году?
- В прошедшем году наш союз сделал продвинутые работы не только в Кыргызстане, но и в странах, входящих в Таможенный союз (ЕАЭС). Точней, ЕАЭС для нас большой рынок. Мы старались решить узловой вопрос, поставив его ребром: каким путем, как доставим, экспортируем на указанный рынок произведенную продукцию? Наряду с этим мы думали: каким образом, с какой помощью сегодня оживить остановившиеся после развала Союза и потерпевшие убытки заводы, избавить от огромных долгов, запустить в работу по новым условиям?
Помимо 5 входящих в Таможенный союз государств мы побывали и открыли свое представительство в Китае, Иране, Южной Корее и Турции. Указанное представительство ведет работу над вопросом: Какие условия создаются в Кыргызстане для инвесторов? Какую продукцию производить? Как сможем вывозить в Таможенный союз под брендом «Сделано в Кыргызстане»? На сегодняшний день с 4-мя вышеперечисленными государствами начались хорошие работы. Надеемся, есть такая надежда, что до конца года достигнем успешных показателей. Мы участвовали в прошлогоднем крупном экономическом форуме в Астане. Очень хорошо нас приняли. Провели переговоры с множеством экономистов, составили соглашение с Национальной палатой предпринимателей Казахстана. В тех соглашениях предусмотрены многосторонние отношения, в том числе обмен обучающимися в вузах студентами, туризм и т.д. Кроме того, составлены соглашения с иностранными партнерами о ведении совместной работы. Тем самым я могу сказать, что наш союз полностью созрел и готов вести совместную работу с правительством. Мы узнали, какую отрасль и как надо двигать вперед.
Материалы на тему
- — Амангельди Муралиев, экс-премьер-министр: «Вызывает сожаление, что ушел с поста главы правительства, не проработав год»
- — Не будет торговли на "Дордое"?
- — Не станет ли помехой в работе «мягкость» Жээнбекова?
- — Короткая жизнь правительств страны
Метки
- Расскажите о составе и направлении указанного союза?
- В состав союза входит 21 ассоциация и множество крупных компаний. У всех целью является решение вопросов: В каких реформах мы нуждаемся в экономической отрасли? Что надо производить? Какие действия предпринять для экспорта из страны? Ведем работу над этими вопросами. К сожалению, прошлое правительство не смогло обратить внимания на наши выполняемые работы. У нас есть сильная надежда, что с новым избранным главой правительства мы сможем вести продвинутые работы. В то же время мы готовы помочь любому виду промышленности в стране.
- В нашей стране, похоже, уже давно не идет работа заводов и фабрик, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Какие меры принимаете для их возрождения?
- Некогда была остановлена работа огромных заводов, чья слава гремела не в одном лишь государстве, а на весь Союз. Встречаются случаи, когда ими всякие завладевали различными путями. Мы собираемся провести переговоры с владельцами именно таких неработающих заводов, через их оживление создать рабочие силы, чтоб пополнять казну налогами. По данному поводу мы вносили предложение прежнему правительству, но оно не поддержало. На сегодняшний день около 70 заводов и фабрик, ранее работавших в промышленной отрасли, попали в финансовый кризис, прекратили работу. Прошло минимум 5-10 лет, как они оказались в таком положении. За этот период времени казна государства разве что потерпела урон, но уж никакой прибыли не заработала. В таких случаях некоторые заводы и фабрики подверглись разграблению и растаскиванию, а некоторые проданы в 7-8 раз дешевле своей цены. Поэтому было бы одним из очень правильных шагов привлечь инвесторов и поставить заводы на работающий режим. По меньшей мере, даже если продадим долю запустившему работу инвестору, и то казна не потерпит убытков, напротив, была бы обеспечена дополнительными налогами, рабочими местами. Из вышеуказанных примерно 70 заводов где-то 20-30 имеют возможность платить в казну деньги, равноценные налогам, которые сейчас платит предприятие «Кумтор», обеспечить множество граждан рабочими местами. И в сельском хозяйстве посредством строительства теплиц можно открыть предприятия, дающие крупные доходы. Если бы таким инициативам были заинтересованы и вышестоящие, оказывали поддержку, то потихоньку айыл окмоту и города вышли бы из-под дотаций, у нас появилась бы возможность оставить следующему поколению процветающее государство.
- Что сейчас препятствует экспорту произведенной у нас продукции?
- В настоящее время ввозимый в страну импорт в 3 раза больше вывозимого из страны экспорта. Из-за этого наш сом не может укрепиться. Если бы вышеуказанные заводы и фабрики начали работу, то благодаря поступающим от них налогам поднялась бы наша экономика, создались бы возможности для резкого повышения пенсий, пособий, зарплат. А если произведенные у нас товары путем переработки продавать за доллары зарубежным государствам через экспорт, то в итоге наша экономика значительно бы улучшилась. Вследствие этого вопрос скорейшего запуска в работу заводов и фабрик стоит на первом месте. Скоро Китай потратит несколько больше 2 триллионов долларов, собирается реализовать на практике крупные проекты Великий Шелковый путь и Великий Морской путь. Благодаря указанным проектам, через какие государства пройдет Шелковый путь или Морской путь, китайцы в этом государстве построят дорогу, промышленность, инфраструктуру. Также Китай готов реализовать любые проекты, какие есть в сфере промышленности и экономики. Это дело поддерживает очень много государств. Некогда и наш президент Алмаз Шаршенович поддержал. По-моему, такую возможность негоже упускать из рук, думаю, наоборот, следует оказать поддержку для получения страной возможности для улучшения.
- Какие действия должен выполнить новоизбранный глава правительства для продвижения вперед сельского хозяйства?
- По-моему, Сооронбай Шарипович очень хорошо понимает сельское хозяйство. В свое время, в 2007 годах он руководил Министерством сельского хозяйства. В то время я был руководителем Государственным предприятием «Кыргыз ресурс». Составили совместный проект с целью экспорта переработанной сельхозпродукции Кыргызстана в Россию. Стремились вместе вести работу по проекту доставки вышеуказанной продукции в Вооруженные силы России и государственные склады. К сожалению, когда остались считанные шаги для реализации указанной работы, Сооронбай Жээнбеков ушел из министерства, а проект не был доведен до конца. Сегодня тоже, если слегка пробежимся по указанному проекту, то есть возможность его осуществления. В настоящий момент мы сможем достичь успеха не большим производством продукции, а составив соглашение, найдя пути вывоза за рубеж. Пользуясь случаем, желаю успехов работе главы правительства. Хотелось бы сказать, если он глянет краешком глаза на наш совместный проект, то имеются и проекты переработки сельскохозяйственной продукции, благодаря которым можно привлечь в Кыргызстан примерно 50 млн долларов средств. Мы у правительства ничего не просим, всего-то есть намерение совместно поднимать экономику Кыргызстана.
- В последнее время говорится, что участвующие в тендерах предприятия из-под полы «кроят» его между собой, это процветает. Более того из-за тендерного скандала освобожден от должности глава правительства. На самом деле в нашей стране допускается много недостатков при проведении тендеров?
- Нашему государству необходимо в скорейшее время переходить на электронные тендеры. Я всегда озвучиваю этот вопрос. Если электронные тендеры реализуются на практике, то сами по себе исчезли бы посредники, «выкраивание» исподтишка, и коррупции был бы поставлен заслон. Точней, победитель тендера определялся бы посредством компьютера с помощью интернета. Здесь происходит втайне: сколько компаний участвует, кто какое предложение внес. А на сегодняшний день на сайте департамента закупок выходит информация: какая компания участвует в тендере, какие работы она раньше выполняла, если надо даже телефонные номера выходят отчетливо и ясно. В таких больших государствах как соседний Казахстан, Россия перешли к электронным тендерам. Как еще одна проблема указанных тендеров - неправильно их проведение Министерством финансов, потому что оно само финансирует и само проводит тендеры, это не может не вызывать определенных сомнительных мыслей о наличии интереса. В последнее время иностранные крупные компании выигрывают тендеры, а национальные компании не могут участвовать в больших тендерах. Если пойдем таким путем, то не сможем расти. Поэтому, если наши компании начнут участвовать в тендерах, то деньги останутся у нас самих, в итоге это привело бы к росту экономики.