Осмонакун Ибраимов, экс-государственный секретарь: «Наступили времена, когда воры-жулики прошли на почетное место, а бандиты бьют по головам»

Автор: Жыргалбек БЕРДИБЕКОВ
De-facto De-facto
Обратите внимание на дату публикации.

Множество его статей о политике, государственной жизни, истории, международных отношениях вышли на свет на кыргызском, русском, английском языках, им переведены на кыргызский язык произведения А. П. Чехова, К. Чуковского, В. Астафьева, А. Алексина и других. Он обладатель ордена «Манас». Мы побеседовали с бывшим государственным секретарем Кыргызской Республики в  2000-2005 годах Осмонакуном Ибраимовым.

- Осмонакун агай, мы лишь иногда слышим ваш голос по «Азаттыку». Много выходит ваших статей по культуре, литературе, политике на русском, кыргызском языке. Но вас самого почему-то не видно. Где вы, как поживаете?

- Читаю лекции в трех университетах (Кыргызско-Турецкий университет «Манас», Кыргызско-Российский Славянский университет и университет «Ата-Тюрк Ала-Тоо»). Наряду с этим еженедельно выступаю и пишу на радио «Азаттык». Без устали занят просветительской работой, стараюсь передать молодежи свои знания, потом снова показываюсь вам. Кроме того как почетный профессор Шанхайского международного университета в Китае в год один раз, как говорится, езжу читать лекции.

- Мы являемся свидетелями, как на каждых выборах шумно выскакивают многие наши «экс»-политики. Вы с 2005 года ни разу не участвовали в выборах, более того, мы не слышали также о вашем членстве в какой-то партии. Вследствие этого появляется вопрос: Вы окончательно разочаровались в политике?

- С чего бы мне разочароваться. Живя на своей земле, в своем народе, не интересоваться политикой, махнуть рукой на положительные или негативные события, дела - это, наверное, равноценно безразличию. Причина моего открытого неучастия в выборах – еще не наступило время и час. Это одно. Второе – оказалось, наши «революционеры» скроили и разрезали Основной закон, подогнав под одних богачей и денежных. Рядовой интеллигент или профессор вроде вообще не может приблизиться к выборам. Сегодняшний Основной закон открыл широкую дорогу исключительно одним ворам и кримавторитетам, бизнесменам, разбогатевшим одним захватом и вырыванием. Из-за этого в сегодняшний парламент главным образом пришли и сели разбросавшиеся деньгами самые прославленные коррупционеры. Не ошибусь, сказав, что там собрался ряд людей, которым надо бы сидеть не в депутатском кресле, а в тюрьме. Можем сказать, мандаты купили за настоящие деньги. Результат не одной, а двух «революций», огромного количества обещаний, клятв «свернем горы, улучшим, исправим, осчастливым», к сожалению, закончился нашим сегодняшним плачевным положением. Наступили времена, когда недалекие, неспособные связать два слова болтуны, безграмотные, аморальные прошли на почетное место и уселись точно на голову народа.

- Но наши сегодняшние большие люди вроде через каждое слово говорят «бог», «Аллах»? Многие наши чиновники, оказывается, пять раз в день читают намаз, как говорится, построили намазкана-молельню внутри Белого дома…

- Конечно, неплохо бояться бога. Но нельзя обманывать ни бога, ни простого смертного. Превращение религии в политические торги, спекуляции – печальное явление. У большинства тех, у кого каждое второе слово «бог», руки в крови, внутренний мир грязный, они давно продали совесть за деньги и богатства. Они вытрясли из Кыргызстана миллионы и вывели богатства за границу. Будь они истинными патриотами, по-настоящему болели за народ, экономику, тогда почему вывели свои миллиардные богатства, бизнесы из Кыргызстана? А их постоянное упоминание всуе о боге – это их просьба к богу-коко Тениру пять раз в день «спаси эти богатства, спаси эти миллионы». Знаю, они не собираются думать о народе, твердя о боге.

- Вы полагаете, каким будет конец у этого? Спрашиваю потому, придет ли к простым людям такое как «правда, справедливость», или мы вот так и будем прозябать в тени денежных людей?

- Конечно придет. Куда бы делось, не приходя. Будущее Кыргызстана будет замечательным, я полностью уверен в этом. В истории есть «временное явление» и «стабильное время». Наблюдаемое нами время назвал бы «временным». Никогда не думаю, что так будет вечно. Надеюсь, недалек рост и развитие государства.

- Вы связываетесь с первым президентом Аскаром Акаевым? Что говорит тот человек о текущей ситуации? Как бы там ни было, сожалеет ли, грустит ли о несовершенных и незавершенных делах? И вообще, что говорит этот человек о двух произошедших в Кыргызстане переворотах?

- Разумеется, самое сложное это признание недостатков. Аскар Акаев тоже среди них. А если сказать о переворотах, к сожалению, революционеры не оправдали надежд. Они обманули народ. Ни одно их обещание не выполнено. О «Кумторе» даже не говорю. Не буду вспоминать золотой вопрос. Напротив, основатели Временного правительства стали акционерами «Кумтора». В прошлом году один человек, сидевший основным чиновником Временного правительства в 2010 году, открыто же сказал: «У меня есть более 30 тысяч золотых акций, канадцы мне вручили в качестве награды». Как такие люди будут бороться с коррупцией? Это огорчительное явление.

- Выходит, мы снова пришли к тому же разбитому корыту?

- Это явление вызывает очень большое сожаление. По моему личному мнению, после переворотов 2005 и 2010 года нам следовало бы один раз хорошенько очиститься. Но это не осуществилось. Тогда можно было осудить, кого надо судить, оправдать, кого надо оправдать, мы бы несколько освежились.

- Есть критикующие вас с другой стороны, но в коррупции не обвиняют. Если б в свое время вы поставили свой бизнес, то не мотались бы профессором. Как говорится, стали бы минимум депутатом в Жогорку Кенеше. Если б, имея все в руках, начали тогда бизнес, то не то что читать лекции, а могли бы вовсе не работать. Не жалеете, что не накопили себе богатства, хватающего на всю жизнь?

- Не жалею. Но в нашей стране никто не уважает и не ценит честно и точно работающего бизнесмена, это тоже надо признать. Будь ты не коррупционером, а свалившимся с крыши вором, простой народ будет бегать за такими денежными, выскакивая спереди, лебезить. Возьмет его деньги, отдаст свой голос. Сделает депутатом, если надо, сделает президентом. У кыргызов не ворующий чиновник – ненормальный чиновник.

- Сейчас куда ни пойди, слышишь слова «идеологии нет, наше направление неизвестно, внутренняя-внешняя политика неважная». Вы много лет были государственным секретарем, вице-премьером. Тесно сотрудничали с Аскаром Акаевым, распоряжались в годы независимости основной внутренней-внешней политикой, культурными и историческими мероприятиями. Как говорится, стояли во главе шагов, включающих в себя идеологию, начиная с «Манас-1000», «2200-летие», «Международный год гор», «3000-летие Оша», «Год туризма», «Год ликвидации бедности» и подобное.  Возглавляемая вами должность, точнее, государственная должность, говоря другими словами, идеологическая должность, не является ли сейчас для нас очень необходимой?

- Сначала спроси: А есть ли человек, понимающий «идеологию»?!  Государство никогда не будет государством без идеологии, избранного курса, пока не упорядочит и не урегулирует внутреннюю политику, в том числе национальную политику, внешнюю политику. Нужен человек, связующий от имени президента с общественностью, доводящий народу политику главы государства опытный деятель, идеолог. По-моему, очень вредно убирать из Основного закона положение о государственном секретаре, считаю, это дело исходит от неспособности смотреть далеко.

- В этом году отметим «100-летие Уркуна», «25-летие Независимости». Как же пройдут?

- Надеюсь, хорошо пройдут. В особенности мы хорошо должны провести Уркун. Не нужно испуганно озираться на Россию, молчать, не говоря положенное для высказывания слово. Бояться нечего, ведь как мы сбежим от горькой правды, фактов?

- Некоторые говорят «русская империя истребила кыргызов, совершила геноцид». Намереваясь провести 100-летие Уркуна, мы не испортим отношения с русскими?

- Ну, куда мы сбежим от правды? Это же правда, что был геноцид, отлично вооруженные карательные отряды вырезали вчистую кыргызов. С другой стороны, придерживаемая русскими вторая власть или система – Советский Союз принес нам равенство, породил социалистический ренессанс, постепенно идя, сделал независимым государством и бросил. Наверное, мы не должны забывать. Говоря иначе, Москва некогда не считала нас за людей, унижала, выгнала с собственной земли, истребила. Но мы не можем отрицать, что вторая власть в Москве создала сегодняшний научно-образованный Кыргызстан. А к сегодняшней русской власти, режиму Путина у нас нет никаких жалоб и претензий. Но будет правильным делом поставить на место историческую правду, прочитать Коран своим предкам, подвергшимся резне, поклониться их духам.

- Последний вопрос. Аскар Акаев давно ставит нашему сегодняшнему президенту большую вину. Судя по сказанному им, в начале 1990-ых годов Аскар Акаев в виде личной помощи выдал 70 млн рублей кредита для Союза писателей, а Алмаз Атамбаев не отдал в Союз писателей, якобы проел-присвоил. Вы в то время были одним из руководителей Союза писателей, сотрудничали с сегодняшним президентом. Какое мнение можете сказать по поводу таких претензий?

- Нет, будет неправильно говорить так, что Атамбаев проел-присвоил те деньги. В этой информации нет правды. Те деньги проели совсем другие люди. Мы вместе с Алмазбеком Шаршеновичем долго старались, но не смогли забрать назад. Об этом очень хорошо знает и писательское сообщество. Здесь Аскар Акаевич говорит, не зная важных деталей, мелочевки вопроса. Не нужно клеить несуществующее на кого-то.

Источник: газета «De факто» №2 от 22.01.2016/стр.11

  https://www.gezitter.org/interviews/47056/ Ссылка на материал: