Министр внутренних дел Мелис Турганбаев о нераскрытых уголовных делах, семье и ясновидящих

Автор: Дилбар АЛИМОВА
ПолитКлиника ПолитКлиника
Обратите внимание на дату публикации.

- Вышла информация о совместном прилете назвавшего себя свидетелем гибели Алманбета Анапияева  Гульжигита Абилазизова с сотрудниками милиции. Это не может не вызвать каких-то подозрений. Вы сами разъясните подробности этого дела? Дело в том, что и вас связали с этим делом.

- В последнее время в интернет-сети опубликован ряд материалов в виде сплетен, дана информация, вызывающая подозрения к МВД, и различные комментарии. Конечно, у каждого есть право выражать свое мнение, но вызывает сожаление, что просто так строят бездоказательные предположения по такому тяжкому преступлению, будоражат общественность. Сегодня указанный факт расследует МВД Белоруссии. Они направляли нам письменное ходатайство с просьбой провести следственные работы в Кыргызстане. Мы им еще месяц назад сообщали о своей готовности оказать поддержку в проведении следственных работ, а также поиске ответа на запутанные вопросы, относящиеся к следствию. Но до сего дня из Белоруссии нет никакого письменного извещения. Значит, создается впечатление, что у них вероятно нет заинтересованности в расследовании указанного дела.

Во-вторых, о сказанной в «Фейсбуке» информации. Руководитель ГУБОП МВД и работающий в том управлении сотрудник поехали в Москву 22 февраля по приглашению знакомых, а 23 февраля ночным рейсом снова вернулись, и утром примерно в 04:00 часов 24 февраля уже были в Бишкеке. Поскольку я находился в рабочей поездке, явно, что они поехали с разрешения их руководителя. А то, что вместе с единственным свидетелем смерти А. Анапияева, то есть, связанным с ним Г. Абилазовым сели в один самолет – это совпадение, здесь нет никакой необходимости искать какие-то предположения. Кыргызское МВД не имеет абсолютно никакого отношения к гибели Анапияева. Раз дело расследуется в Белоруссии, у нас нет права вмешиваться в него, и мы считаем, что белорусские коллеги обязаны раскрыть то преступление.

Ну а руководство ГУБОП раньше никогда не видело Абилазизова и только после выхода его видеоинтервью в интернете узнало, что это за гражданин. 25 февраля Гульжигит Абилазизов со своим адвокатом пришел в ГСУ МВД, дал показания о произошедшем событии. Ясно, слова о сопровождении Абилазизова сотрудниками главного управления по борьбе с организованной преступностью это чья-то ложная информация по умышленному очернению и распространению среди общественности. По этой причине внесем короткие уточнения по указанной информации для общественности через вашу газету.

- Вы обещали в скорейшее время раскрыть дело о гибели Камилы Дуйшебаевой, в которое примешались имена людей на высших должностях. Почему вы не можете раскрыть дело?

- По гибели Камилы Дуйшебаевой идет следствие, и оно находится на особом контроле. По указанному факту было возбуждено уголовное дело, создана оперативная группа. Сейчас означенная группа работает. Дело очень объемное. С целью раскрытия этого дела высказано несколько версий, но в интересах следствия все их озвучивать сейчас нельзя.  В некоторых случаях такие дела расследуются годами. Вы и сами свидетели, в ходе следствия есть еще одно предположение: «одна из версий убийства Камилы Дуйшебаевой – может быть случайное убийство. Мы уточнили все связи в телефоне. Закон не позволяет объявлять общественности много информации. При проведении экспертизы было установлено, что причиной ее смерти было очень быстрое удушение. Экспертиза не указала кроме этого других признаков насилия на ее теле, нанесших вред, ранений, насилия. Множество свидетелей подтвердили, что она некогда без денег нанимала такси и доезжала до места. Такое же очередное событие могло стать причиной смерти из-за непонимания между ней и таксистом. Есть и предположения, что ее дергал за шарф на шее.

У нас несколько раз регистрировались сложные убийства людей, но мы ведь раскрыли их. Даже приглашали специалистов из Малайзии, они исследовали 1500 абонентов, но ничего не смогли установить. Мы допросили очень большое количество людей. Материалы по данному делу убийства человека составляют 3 тома. Такая версия появилась, потому что к Камиле не применяли умышленно силу. Она не была избита или изнасилована. Также не была ограблена. Ее организм чистый, не было воздействия алкоголя, наркотиков. У нее произошла асфиксия – удушение. Сотрудниками милиции проводятся все мероприятия для раскрытия данного преступления, поэтому это дело обязательно должно быть раскрыто. Сейчас некоторые граждане или газеты, журналы распространяют слова, что это преступление повесят на чью-то шею, это совершенно невозможно, и мы не допустим такого.

- Когда было раскрыто дело по гибели Медета Садыркулова, вы говорили, что раскроете гибель Руслана Шаботоева, Санжара Кадыралиева. Почему не раскрывается?

- При раскрытии преступления, связанного с Медетом Садыркуловым наши сотрудники выполнили невероятно много работы, мы раскрыли преступление, которого не бывало в веках. Касательно Руслана Шаботоева сейчас не прекращены поисковые, оперативно-следственные работы. Мы проводили ряд дел по раскрытию указанного преступления. Подозреваемые преступники находятся в розыске. Мы знаем, кто они такие, но с учетом тайны следствия пока подержим в секрете. Дело по Санжару Кадыралиеву расследует сейчас Генеральная прокуратура.

- Вы говорили о своем недоверии в компании «Стилсофт», выигравшей тендер по проекту «Безопасный город» и о намерении подать в суд. Какими вышли результаты этого дела?

- Мы выявили много недостатков при проведении тендера по «Безопасному городу». Тендерная комиссия по указанному проекту была создана во время другого министра. Я не стал препятствовать работе тендера. Тендер прошел, но я должен знать, под каким договором подписываюсь. Возможно, он завтра может стать вторым «Кумтором». Мы проверили, что за компания выиграла, как проведен тендер.

Я никого не обвиняю. Но мы во время проверки обнаружили много допущенных недостатков при проведении тендера. У меня вызвало недоверие предприятие «Стилсофт», выигравшее тендер по установке видеонаблюдения в Кыргызстане. Ведь на финальном этапе проведения тендера я получил оперативную информацию о наличии множества проблем в документах и недостатках. Чтоб меня завтра не обвинили в чем-то, я должен все тщательно расследовать, и только потом подписаться. Насколько я знаю, множество документов не дошло до МВД. Мы все проверили. Неправильно просто принуждать человека поставить подпись. Договор разработало Министерство экономики. Тендер проведен правительством в сотрудничестве с МВД. Его подписывает министр. Я не подписал, потому что мы доказали: есть много мест, по которым мы не пришли к консенсусу, дали правительству имевшиеся материалы. Там создали комиссию, согласились со сказанным нами. Материал полностью был направлен в Генеральную прокуратуру.

Недавно в Генеральной прокуратуре проведена соответствующая проверка вопроса законности выбора частного партнера в реализации государственно-частнопартнерского проекта «Безопасный город». Как выявила проверка, тендерной комиссией нарушены процедуры его проведения. Сейчас продолжается судебное расследование неправильно проведенного тендера, ждем решения суда. Все необходимо заново решить, да еще решить перед глазами общественности, провести без всяких коррупционных схем и нарушения закона, и вести работу. Этот проект сопровождался крупной суммой денег, серьезный проект приносящий пользу государству, поэтому мы должны семь раз отмерить, один раз отрезать.

- «Как я выполняю министерскую должность?» - что вы думаете о себе? Какие новшества вы сумели привнести в эту систему?

- В отличие от своих предшественников-министров не сижу на рабочем месте, сплошь обхожу Кыргызстан, встречаюсь с народом, знакомлюсь с работой местной милиции. Решаю вопросы, которые не рассматривались в последние 10 лет по сохранению общественного порядка. Я предпринял колоссальные усилия для укрепления единства народа и милиции. Оценка, данная работникам милиции – должно быть только доверие народа к сотрудникам милиции. Служение родине  всей душой искренне - для сотрудника милиции должно стать всегда самой высокой ответственностью. Для нас приоритетным должно стать именно это направление. На местах надо повысить роль местных органов власти, судей аксакалов, общественных профилактических центров, они также должны отвечать за сохранение общественного порядка, решать их проблемы. С этой целью я провел форумы в каждой области. По их итогам я провел форум в Бишкеке, в котором в общей сложности участвовали 1000 человек из всех областей республики: представители полпредов правительства Кыргызской Республики в областях,  мэры городов Бишкека и Оша, районных и городских администраций, главы сельских управ, представители судов аксакалов, женских советов и молодежных советов.

Кроме того, в 2014 году сданы 4 завершенные квартиры для сотрудников милиции в Тонском районе. А в этом году стоит перед завершением 180-квартирный многоэтажный дом для сотрудников милиции. В дополнение к этому начаты строительные работы социального жилья: в городе Оше 90-квартирного, в Баткене 24-квартирного жилья, а также внесено в план строительство 140-квартирного жилья в городе Бишкеке. Этот год для МВД будет годом перемен и строительства. В короткий срок сданы в эксплуатацию около 30 милицейских зданий, в этом году также будет введено в строй около 20 новых милицейских зданий. Мне надо улучшить работу милиции. Надо повысить качество ее службы для народа. Милиция должна служить народу, сохранить права и свободы граждан. В то же время я должен позаботиться о милиции, создать для нее все условия. Ну а вести беспощадную борьбу с преступностью это моя обязанность. Не я должен говорить, какое новшество привнес, а должно сказать общество. Потому что каждое дело, каждый шаг, каждая новость, каждая моя реформаторская деятельность доходит до общества через вас – средства массовой информации. Я же не сижу просто так.

- Изменяет ли человека министерская должность? Как вас изменила?

- Каким я был раньше, такой же сегодня. Только ответственность сильно повысилась, работы стало очень много. Если б я изменился, тогда мне сказали бы. В соответствии с должностью иногда принимаю суровые решения, потому что для меня должен стоять высоко вопрос порядка. Я требую от подчиненных работников выполнения порученных заданий чисто, точно и своевременно. У нас другие дороги с теми, кто не выдерживают моего требования и требования времени.

- В ранее данном интервью вы говорили, что каждый день с утра плаваете 2 километра. Находите время, став министром?

- Я всегда нахожу время для спорта. Хотя ежедневно ухожу с работы поздно, но рано утром нахожу время, занимаюсь спортом. Борюсь, плаваю, в общем, каждый день на тренировках. Нахожу время и для работы, и для спорта.

- Вы даете интервью преимущественно о работе. Мы зададим вам вопросы помимо работы и политики. Кто в вашем доме хозяин?

- Конечно, я ведь хозяин. У женщины должно быть свое место. Есть такое, как домашнее хозяйство, дети. В то же время и у мужчины есть свои обязанности. Семью надо содержать, не ущемляя ни в чем. Выслушиваю и мнение супруги, выношу решение.

- Каким своим качеством гордитесь?

- Сейчас среди мужчин полно предающих друг друга. Я никогда никого не предавал. Так воспитан с малолетства. Чем больше зла делают мне люди, тем больше добра не жалею для них.

-  И напротив, какое ваше качество не нравится вам?

- Я слишком доверчивый. Есть за мной такое, на всех людей смотрю как на себя.

- У вас вроде резкий характер…

- Нет, многие говорят так обо мне. Наоборот, я отходчивый, добросердечный.

- Вы умеете зарезать скот, разделать по устуканам?

- Кыргызы учат подрастающего сына четырем вещам: зарезать барана, разделать по устуканам, варить мясо и разделать баранью голову. Например, у нас в Нарыне вареную баранью голову отдают младшему. Если ты не знаешь эти четыре вещи, то что в тебе кыргызского? Я знаю все эти четыре вещи. В этом отношении я мастер.

- Были случаи, когда вы поднимали руку на жену?

- Разве я поднял бы руку на жену? Избивать женщину это бессилие мужчины. Если такой сильный, пусть покажет свою силу в драке с мужчинами.

- Были предавшие друзья?

- Сам я крепок в дружбе. Полно продавших друзей. Таких друзей полно и среди сегодняшних политиков.

- В настоящее время, оказывается, политики сильно уверовали в знахарей, ясновидящих, находят в кабинетах  нитки с узелками. Вы тоже верите?

- Все равно есть суеверия, приметы, оставшиеся нам от предков. В нашей крови есть вера в ясновидящих, знахарей, ведуний. Было много случаев гадания. Много и совпавших случаев. Если я иду, то иду к называемому сильным. Но не приводил в кабинет, не давал его перерыть, искать. Оказывается, заговаривают нитки, травы еще что-то и бросают. Наверное, и у меня должно быть много такого. Я это чувствую, потому что у меня самого есть какое-то свойство.

- Ясновидение?

- Ну, есть же такая вещь. Я заранее чувствую, что произойдет какое-то преступление или плохое.

Источник: газета «ПолитКлиника» №16 от 28.05.2015/стр. 8-9

  https://www.gezitter.org/interviews/40347/ Ссылка на материал: