- Равшан мырза, вроде есть высказывания, что вы торгуетесь за должность премьер-министра. Насколько это правдиво?
- Ни с кем я не говорил о должности. Если будут созданы условия для назначения премьер-министра парламентом, говоря точней, если точно разработают критерии пригодности на пост премьер-министра, объявят список людей, способных решить в государстве политические, экономические, социальные вопросы, то у меня есть намерение выдвинуть свою кандидатуру. Однако для этого президент должен отказаться от мысли «только мой человек должен быть премьер-министром, на этой должности должен работать только нравящийся мне человек, он должен быть зависим от меня». Было бы хорошо, если б он реально передал парламенту право избрания премьер-министра. Я к тому, что в случае начала отбора премьер-министра парламентом я выдвину свою кандидатуру через неделю или через месяц и объявлю о своей готовности к должности премьер-министра.
- Некоторые говорят: «На курултай в Джалал-Абад не поехал из-за торгов за ту должность»?
- На первый взгляд может появиться такое ощущение. Есть 2-3 важные причины моей неявки на курултай. Первая - мы не смогли разработать правила избрания лидера оппозиции внутри маленькой оппозиции и правила принятия решения. Группу, предлагающую разработать правила, не поддержала другая сторона. Поэтому внутри оппозиции появилось маленькое расхождение. Еще одна важная причина – я приглашал в оппозицию молодых политиков. Меня изрядно огорчило высокомерное отношение старших политиков к младшим, потому что это неправильный взгляд. Ведь оппозиция это не чья-то собственность. Все обладают равными голосами, несмотря на то, что молодой или старый. Поэтому там не бывает старшего или младшего. Не захотели этого понять. Еще одна весомая причина – 11-го числа проходит курултай, а 13-го проходят парламентские слушания по моей инициативе о кризисе и путях его решения. Мы организовали его с целью узнать, есть или нет готовность нашего правительства к вошедшему в Кыргызстан кризису. По этим причинам я не смог принять участие в курултае.
Материалы на тему
- — Кубаныч Кадыров, лидер Национального оппозиционного движения: «Пусть наш президент внесет в казну 50 млн рублей и передаст заводы государству»
- — Энергетики не должны есть поедом народ
- — Икрамжан
- — Алмазбек Атамбаев поручил правоохранительным органам разобраться в ситуации вокруг «Вечернего Бишкека»
Метки
- О чем говорит, что внутри оппозиции начала появляться оппозиция?
- Обязательно бывает оппозиция в оппозиции. Потому что в обществе есть разные мысли. Поэтому это закономерное явление, когда один выступает против другого, то объединяются, то разъединяются. Поэтому я бы не сказал, что внутри оппозиции есть тяжелая трещина или нерешаемый вопрос. Оппозиция такой же живой организм, как настоящие власти, где рассыпаются в разные стороны, каждый уходит в свою сторону. По этой причине в оппозиции тоже в одно время мы поддерживаем друг друга, а иногда имеют место некоторые недопонимания и кое-какие противоречия. Вкратце, и среди оппозиции есть различные трудности.
- В третьем чтении принят закон, изменяющий Избирательный кодекс. Не создаст ли теперь этот закон препятствия для участия в выборах многих партий?
- Я из депутатов, противящихся повышению избирательного залога до 5 млн сомов. Поэтому проголосовал против. К сожалению, наши многие депутаты, в особенности, при поддержке коалиционного большинства, провели этот закон. Конечно, этот закон в какой-то мере нарушил равноправие партий, создал условия, когда в политическую борьбу могут включиться только денежные люди. Но если мы посмотрим реально, то 5 млн сомов сегодня для политических партий Кыргызстана не такие уж большие деньги. В частности для собирающихся идти на выборы партий. В политическую борьбу вступит только денежный человек, решит вопрос союза политиков, пройдет регистрацию.
- Неправительственные организации говорят «не принимаются во внимание мнения избирателей». Не изменяется ли Избирательный кодекс ради прихода на выборы сегодняшних партий?
- В целом будь то правительство, коалиция или президент, для получения на выборах больше голосов изо всех сил стремятся создать для себя хорошие условия. Но мне бы хотелось сказать как политику, в течение 15 лет находящемуся в политике Кыргызстана. Если вдруг в Кыргызстане сложится переходный период, то перестанут работать правила, законы, и может наступить время для работы других законов, других требований. И во время выборов возникнут такие обстоятельства. Если на выборах вдруг произойдут «обделывания делишек», то это может стать основной причиной для выхода народа на улицы. Вот почему, сколько бы они ни принимали подходящих для себя правил, законов, но если не проведут чистых выборов, то в нашем государстве может зародиться опасное обстоятельство.
- Говорится, что некоторые нормы, изменяющие избирательную систему, не вынесли на общественное обсуждение…
- Я как-то не знаю, по каким вопросам проводят общественные слушания, а по каким вопросам не проводят. Не получило поддержки и осталось прежним предложение «приступая к выборам, политические партии сменят по своему желанию списки». Но еще одна опасная сторона выборов это сказанное «не могут принять участия в выборах люди, не прошедшие биометрическую регистрацию». На самом деле этот вопрос не соответствует Конституции.
- Как прокомментируете выступления с требованиями «премьер-министр Жоомарт Оторбаев должен уйти с должности»?
- Оторбаев не смог удовлетворительно решить ни один вопрос, будь то экономический или же социальный. Не реализовал также реформы. Поэтому правильно требование народа, что Оторбаев должен уйти с этой должности. Даже при его оставлении в должности он не сделает больших дел, решив вопрос «Кумтора». Оторбаев не решил вопрос, будучи год премьер-министром и проработав 4 года в правительстве, и я не убежден, что решит за 1-2 месяца.
- Можем ли мы верить, что едущие из Лондона специалисты, которым доверяет премьер-министр, решат вопрос «Кумтора» и внесут вклад в развитие нашего государства?
- Сказанное премьер-министром «помогут» напоминает слова трехлетнего ребенка, который верит всем и повторяет слова каждого. В действительности неправильно верить одному электронному письму и вручить им «Кумтор». Потому что финансовый мир крайне сложный и тяжелый. Этот мир считается беспощадным и бессердечным миром, не обращающим внимания на человека. Вот почему мы всегда будем проигрывать в таких вопросах, пока с головой сами не приступим к защите собственных интересов, иностранная ли это компания или кыргызские граждане. Дело в том, что в правительстве мало кадров, освоивших финансовый мир, освоивших законы акций. Поэтому «Кумтор» в проигрыше 25 лет.
- В последнее время началось противостояние президента с премьером, или в Белом доме усилилась интрига?
- В определенной степени появился разрыв между премьер-министром и президентом. Президент не соглашается с политикой премьер-министра, что на первый взгляд показывает появление трещины между премьер-министром и президентом по вопросу «Кумтора». Но если посмотрим на еще более крупную картинку, то возможно, это организуемая Атамбаевым определенная игра, интрига. На сегодняшний день Атамбаев вместе с Фаридом Ниязовым работают вместе с приехавшими из России политическими технологами. Они могут специально для Атамбаева подготовить этот сценарий.