Улугбек Ормонов, экс-депутат: «Неизвестно, каковы шаги нынешнего правительства»

Автор: Парахат ШУКУРОВА
De-facto De-facto
Обратите внимание на дату публикации.

Мы побеседовали с общественным деятелем, бывшим депутатом Улугбеком Ормоновым о политической ситуации, авторитете партий среди народа, подготовке к предстоящим выборам.

- Улугбек мырза, вы недавно вернулись из Оша. Ходят слухи, что весной в Оше произойдет суматоха. Вы смогли оценить, каково политическое положение в Оше?

- В целом простой народ готовится к весне, занят своими работами, но я заметил, что в народе в определенной степени есть некое опасение: «Что произойдет?» Кроме того, видно влияние на простой народ повышения тарифов на электроэнергию. Несмотря на это, народ сидит со старыми надеждами «говорили, что с приходом весны подешевеет». Повышение тарифов на электроэнергию в особенности сильно повлияло на предпринимателей. Если раньше платили по 1 сому 50 тыйынов, то сейчас платят по 2 сома 50 тыйынов. Явно, завтра тарифная политика правительства окажет прямое воздействие на повышение экономики или на ее остановку.

- Оказалось, предприниматели на рынке Кара-Суу стали жить с опасениями: «Если войдем в Таможенный союз, то каким будет наше положение?» Вы тоже смогли заметить это?

- Конечно, предприниматели пугаются «если в мае вступим в Таможенный союз, и поставят преграды дешевым товарам, привозимым из Китая, то повысятся таможенные пошлины». По моему мнению, этот союз не экономический, а политический союз.  Потому что у нас кроме легкой промышленности нет заметного глазу другого производства. Мы не сохранили заводы и фабрики, оставшиеся с советского времени. При повышении таможенных пошлин сократятся товары, поставляемые из Китая, непонятно, куда пойдут работать предприниматели с рынка Кара-Суу. Большинству предпринимателей придется закрыть свою работу. Было бы хорошо, правильней  воспользоваться выделяемыми 100 млн из совместного кыргызско-русского фонда, построить предприятия, заводы. Но это нелегкое дело переходить от торговли-продажи к производству. Поэтому следовало бы не лишь бы как-нибудь найти путь вступления в союз, а хорошенько подумать над будущим нашего народа. Неизвестно, каковы шаги нашего нынешнего правительства. Каким будет наше положение, если войдем в Таможенный союз? От правительства нет открытого ответа, все смутно. Говоря точней, по данному вопросу у правительства нет точного, конкретного рабочего плана.

- Чем ближе выборы, тем больше партии начали встречаться с народом, пришли в движение. У каких партий на юге оказался выше авторитет? Кому и какую оценку дает народ?

- В последние годы наш народ, мы стали жить от выборов до выборов. Политики перед выборами раздают обещания, а после их окончания забывают. Ну, вот теперь снова начались встречи с народом. Другой вопрос: Смогут ли они дать ответ на вопрос «Что вы сделали за 5 лет?» Скажу как человек, обошедший народ, пока нет народа, поддерживающего одну определенную партию. Но есть доверие к партии «Онугуу», которая в Узгенском районе оказывает помощь сельскому хозяйству. В народе появился вопрос «А почему правительство не делает такие работы?»  Мы в сельском хозяйстве должны обращать внимание не на уровень партии, а на уровень правительства. Со времени получения независимости поступают тысячи тракторов. Неизвестно, куда они уходят, исчезают, словно вода сквозь песок.

- Наверное, вы сами тоже готовитесь к выборам, в рядах какой партии сможем вас увидеть?

- Конечно, у нас есть мысль участвовать в предстоящих выборах. Мы со своими единомышленниками поддерживаем партию «Онугуу». В настоящий момент многие партии идут на объединения. Это хорошее явление. Но только недавно партии «Бир бол» и «Бутун Кыргызстан» объявляли о своем объединении, а потом снова выступили, что не смогли объединиться. До объявления было бы правильней уточнить свои взгляды, цели. Например, в 2010 году в парламентских выборах участвовали 29 партий. Среди них есть не знающие, зачем пошли на выборы. Поэтому не надо морочить голову народу, партиям целесообразно пойти на укрупнения.

- По вашему мнению, приход какого количества партий в парламент был бы правильным?

- Об этом пока трудно говорить. Ранее, когда мы сидели в парламенте, с рабочей поездкой поехали в Канаду. У них есть в общей сложности 5 партий. Из них 3 прошли на выборах. Прошедшая партия 4 года держала полностью в своих руках правительство, вложила вклад в развитие, а проигравшая партия говорила об их недостатках, сидя в оппозиции. А у нас не поймешь, кто оппозиция, кто позиция. Словно этого мало, сами ругают приведенное ими самими правительство. Коалиция, составившая сегодняшнее правительство, вместе с правительством в равной мере несет ответственность за достижения и недостатки. Вот этого не понимают. Каждые 6 месяцев коалиция распадается, оппозиция становится позицией, у нас стал полный беспорядок. Народ перестал понимать, что происходит. Внутри партий появились самостоятельные группы, им и дела нет, что пришли по спискам тех партий, увеличилось число заявляющих: я особенный. Поэтому в народе сильно недовольство сегодняшним управлением, парламентом. Причина в том, что мы привели, назвав парламентским управлением, но не смогли довести до конца.  По закону мы парламентская страна, а в реальности мы президентско-парламентская страна. Говоря иначе, стало совершенно ясно, правительство и парламент не могут в полной мере воспользоваться своими правами, плохо работают, поэтому президент управляет всем.

Источник: газета «De факто» №8 от 06.03.2015/стр. 9

  https://www.gezitter.org/interviews/37916/ Ссылка на материал: