Политические партии тоже платят налоги государству?! На этой неделе Министерство финансов разместило на своей страничке в интернете информацию, какая партия сколько сомов налогов платит. Если скажем, опираясь на нее, то в 2014 году принадлежащая известному бизнесмену Темирбеку Асанбекову партия «Мекен ынтымагы» заплатила 245 сомов налогов. Да и то оказались деньгами, ушедшими на перерегистрацию. В этом году принадлежащая министру экономики Темиру Сариеву партия «Ак шумкар» заплатила 1 тысячу 500 сомов. Принадлежащая нашему главе государства Алмазбеку Атамбаеву партия СДПК заплатила 66 тысяч 799 сомов налогов. Ну а принадлежащая прославленному политику Омурбеку Текебаеву партия «Ата Мекен» в течение 2011-2013 года заплатила государству 3 млн сомов налогов. Хотя хорошо, что эта партия вырвалась вперед своих соперников в уплате налогов, но в социальных сетях интернета это вроде усиленно обсуждается. Поэтому мы посчитали правильным в любом случае услышать из уст самого Чиркешовича об этом вопросе, заглянули в его депутатский рабочий кабинет. Наверное, он куда-то торопился, ответив на наши некоторые вопросы, поспешил скорей выпроводить нас. По этой причине многие наши вопросы остались без ответов…
- Омурбек ага, опираясь на последнюю полученную информацию, мы узнали, что руководимая вами партия заплатила государству налоги на громадную сумму. Из этого возникает вопрос. Ну, мы хорошо знаем вас как превосходного политика. К тому же нет информации о наличии у вас бизнеса, чтобы платить деньги в таком объеме. Значит, откуда приходят эти деньги? Не могут не прийти такие сомнительные мысли…
- Во-первых, «Ата Мекен» - не моя собственность. Она общественная организация. Поэтому, согласно нашим законам у каждой партии в стране есть такие понятия как членский взнос, добавка-пожертвование (кошумча). Ну а добавку могут давать только не иностранные, а кыргызстанские физические и юридические лица. Вот из их добровольно добавленных пожертвований складываются финансовые средства. Но в то же время, как вы хорошо знаете, поскольку партии являются некоммерческими организациями, то от средств поступивших от прибыли они не платят налоги. Тем не менее если содержат сотрудников, выплачивая зарплаты, то надо платить налоги в Социальный фонд и подоходный налог с зарплаты.
- Следовательно, у вас штат большой, судя по оплате 3 млн сомов налогов государству? Скажите, какие есть должностные места?
Материалы на тему
- — Акылбек Жапаров, экс-министр: «Перед каждой прошедшей в парламент партией стоит обязанность представить отчет»
- — «Объединение - это не подчинение одному лидеру, а совместная забота о будущем государства»
- — Очередное возвращение «бульдозера» в политику…
- — Бабанов полагается на свои деньги?
Метки
- К сожалению, у нашей партии финансовые средства малы, но нет освобожденных людей. Большинство работают добровольно. Если сказать о 3 млн сомов, то партии во время выборов нанимают агитаторов и еще ряд специалистов по трудовому договору для работы, собирают деньги в свои фонды. Аналогично во время выборов деньги собрали наши кандидаты, соревнующиеся от имени партии «Ата Мекен» и поддерживающие нас граждане с предприятиями. Значит, принадлежащие нам указанные средства, возможно, являются подоходными налогами и выделенными в Социальный фонд деньгами людей, работавших на нас на парламентских выборах и в местные кенеши при избрании депутатов.
- Если, как вы отмечаете, партия «Ата Мекен» со скудными финансами платит такие налоги только от зарплат, то называемые богатыми партии не могли выплатить даже 1% от принадлежащей вам указанной суммы. Значит, партия «Ата Мекен» - уважающая закон партия?
- Как я выше сказал, мы не входим в ряд богатых партий. Тем не менее не бежим от указаний в законе, связанном с зарплатами. Поэтому мы за 3 года выплатили 3 млн сомов налогов. Я думаю, было бы правильно и другим партиям тоже не прятать свои доходы в тени, а согласно закону официально или по договору платить налоги. А то показываем народу путь, будучи лидерами и говорим «Не скрывайте налоги», и если сами в тени нанимаем агитаторов, «ОБОНовцев», бежим от налогов, это наведет тень на факторы.
- Если есть такие факты, то почему на государственном уровне не ведется проверка деятельности партий, не привлекаются к ответу? Ведь все партии одинаково тратят деньги, проводят агитационные работы…
- Мм-м… хороший вопрос оказывается. Мне хочется ответить на этот вопрос примером наших целей после революции 2010 года. К примеру, чтобы в Кыргызстане власть не концентрировалась в одних руках, мы выступали с принципами: «Предоставить полномочия парламенту и правительству тоже, и чтобы центральная власть не собиралась только в Бишкеке, пусть будет децентрализация и поделится с местными органами управления». Наряду с этим говорили, чтобы все было совершенно ясно, объявили борьбу с коррупцией, мы начали реформы во всех отраслях. В их числе не остались в стороне и религиозные организации.
Так, наш муфтият был чрезмерно коррумпированным органом. В мероприятия по «отправке в хадж-паломничество» были замешаны не только сотрудники муфтията, но представители Комиссии по религии, Консульская служба, более того, даже Служба национальной безопасности. Во время Бакиева был расчет, что этот орган собирал в качестве взяток до 4-5 млн долларов. К примеру, если при отправке в хадж от наших граждан брали по 1,0–1,5 тысячи долларов, то иностранцам продавали квоты по 3-5 тысяч долларов. А пришедший после революции руководителем в муфтият Кыргызстана Чубак ажы вышел реформатором. Он начал борьбу с этим явлением. По первым итогам работы список паломников составлялся не только в Бишкеке, но были организованы на местах Духовным управлением. В ходе паломничества появился бизнес «глава хаджа». Самые проворные и ловкие делали деньги, начиная от отправляющихся паломников. Для устранения этого он поставил требование перед собирающимися в хадж «должен знать арабский язык» и отстранил бизнесменов от этого дела. Раньше у паломников собирали наличные деньги, но оставалось неизвестным в тени, сколько денег. Муфтий решил этот вопрос, с намерением пусть все будет открыто, предложил открыть счета в банках для перевода денег.
Итак, впервые за 20 лет раскрывается дело религиозного органа, занимавшегося взятками. Этому были рады и сами паломники. А ведь до этого в связи с отсутствием опытных образованных бухгалтеров в этой религиозной организации не оплачивались также подоходные налоги от зарплат. И вот за единовременное оказание услуги по договору в паломничестве предъявили обвинение «не оплатили подоходные налоги» и возбудили уголовное дело на Чубака ажы и ряд руководителей муфтията. С тех пор прошло 3 года, а это дело до сих пор не закрыто. Поэтому мы, депутаты парламента, если надо, должны оказать уважение и вручить орден тем, кто вытащил «теневое взяточничество». «При допущении мелких недостатков простить, надо показать путь исправления», - такой проект закона мы вносили. Один из наших проектов по налогам прошел в феврале прошлого года. Президент подписал. Второй наш проект по Соцфонду мы проводим сейчас. Причина, по которой говорю обо всем этом – участвующие в выборах политические партии работали как и мы, нанимая агитаторов. Я думаю, следовательно, деятельность партий должна в обязательном порядке проверяться. Если есть случаи бегства от налогов, то работавший на Чубака ажы закон должен работать для всех одинаково, и на партии должен работать.