Эмиль Уметалиев, экс-министр: "И Таможенный союз, и Евразийское экономическое пространство были основаны для усиления влияния нынешней российской власти"

Автор: Чынайым Кутманалиева
Алиби Алиби
14 октября 2014
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

Мы побеседовали с Эмилем мырзой о Таможенном союзе, в который собирается вступить Кыргызстан и о Евразийском экономическом пространстве, к которому, по мнению президента, страна заинтересована присоединиться.

- Эмиль мырза, депутаты в первом же чтении одобрили пакет законопроектов, которые заточены под вступление в Таможенный союз. Теперь мы будем вынуждены вступить в Таможенный союз?

- Власть сумела при содействии отдельных депутатов добиться принятия пакета законопроектов. Теперь же у нас будет основополагающей политика: "Нам следует вступить в Таможенный союз". Но экономисты, бизнесмены говорят о том, что нам необязательно вступать в Таможенный союз. Потому что у этой организации больше вреда, чем пользы. Процесс начался, но решение не принято. Самое время "семь раз отмерить и один раз отрезать". Иначе народ столкнется с ростом цен, с трудностями, а власть рано или поздно понесет моральную ответственность.

- Законы уже принимаются. Можно ли повернуть назад?

- Конечно можно. К примеру, сейчас принимается пакет законопроектов. Но пока нет решения о полноценном вступлении. Поэтому можно отказаться от принятых законопроектов и не вступать в союз. Можно уйти из Таможенного союза даже после вступления. К примеру, Назарбаев и Лукашенко заявили, что воспринимают Таможенный союз как экономическую организацию и выразили готовность уйти из союза, если появится угроза для суверенитета их стран.

Мы должны правильно мыслить, не бояться того, что процесс уже начался. Нужно вынести правильное для народа решение. Не нужно стыдиться того, что мы когда-нибудь сказали: "Да", - а теперь хотим сказать: "Нет". Нужно учитывать, что во всех делах могут появиться неожиданные обстоятельства. Не думайте, что мы собираемся немедленно вступать в Таможенный союз или в Евразийское экономическое пространство. Не стоит забывать, что сначала выносится решение, потом подготавливается Дорожная карта, которая и реализуется в последующем.

- В прошлом году говорили, что мы вступим в Таможенный союз 15 апреля 2015 года. Сейчас же у нас стараются успеть вступить к новому году.

- Подобные изменения сроков вступления могут зависеть от вышестоящих лиц, чьи переговоры с политиками других стран закончились тем, что им придется поторопить нас вступить в Таможенный союз. Постепенно наша свобода ограничивается, вступают в силу неприятные правила Таможенного союза, растут цены.

- Убережет ли Россию от западных санкций Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство?

- Наложенные санкции не стали причиной создания взаимодополняющих объединений. Проблема заключается в процессе борьбы за власть в России. Кто-то хотел удержать за собой власть, что привело к размножению конфликтов. А конфликты довели до западных санкций. Поэтому Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство не смогут защитить Россию от западных санкций. Они лишь помогут нынешней власти остаться на верхушке. Другими словами - украинский конфликт, проекты русский мир и Таможенный союз - попытка нынешней российской власти сохранить свою власть. Поэтому Таможенный союз - недолговечная организация. Эта организация была создана для усиления могущества российской власти.

- Почему у нас никто не поинтересовался мнением народа, хотя мы на пороге вступления в судьбоносную для нашей страны организацию?

- В Конституции говорится, что необходимо принимать решения, которые соответствуют интересам народа. К сожалению, нынешние законы принимаются с нарушением ранее принятых законов. Депутаты самостоятельно принимают решения, не интересуясь мнением народа. Это неправильно.

- Текебаев заявил, что нужно вступать в Таможенный союз. Чем обусловлено такое заявление?

- Сейчас все говорят: "Нам нужно вступить", - но что-то утаивают. Это я к тому, что сначала они говорили: "Нам будет хорошо, в экономике будет рост, жизнь облегчится". Спустя некоторое время они начали говорить, что сначала будут трудности, но потом полегчает. Но правда жизни говорит о том, что все их слова необоснованны. Еще до вступления в Таможенный союз произошел рост цен, экономика ухудшается с каждым днем. Никто не знает, чем закончится принуждение нас к вступлению в Таможенный союз. Весь народ уже готовится к не самым радостным дням.

- В свое время мы отказались от вступления в ХИПИК. Разве мы не сможем выжить без Таможенного союза?

- Я не большой специалист по ХИПИКу, но поделюсь предположениями. Программу ХИПИК предложили международные организации. Международные организации никогда не принуждают некоторые страны к принятию определенных решений, соответствующих их интересам. Максимум попытаются заинтересовать, перечисляя преимущества. Они не окажут давление со словами: "Вступайте в Таможенный союз".

Таможенный союз основали силы, которые хотели управлять огромной империей. Они вынуждают нас вступать в союз, несмотря на наши недовольства. Поэтому кыргызский народ здесь четко должен понимать, кто оказывает давление, а кто считается с мнением народа.

- Евразийское экономическое пространство - продолжение Таможенного союза?

- Можно и так сказать. Но эта организация будет более могущественной, чем Таможенный союз. Если мы вступим в Евразийское экономическое пространство, то наша экономика будет зависима от наднациональных институтов, мы начнем подчиняться странам-лидерам. Постепенно лишимся нашей независимости.

- Значит, Кремль начнет определять наш политический курс?

- Возможно дойдет и до этого. Потому что уже сейчас инициируются законопроекты, переданные иностранными агентами, оказывается нешуточное давление. Эти законы плохи тем, что они начнут вмешиваться в наши отношения с другими странами. А демократия подразумевает отсутствие подобного вмешательства. Такое можно увидеть только в авторитарных странах. Поэтому возникает вопрос: "Мы отказались от демократии и выбрали авторитаризм?"

- Ислам Каримов говорит: "Вам следовало бы уделить внимание юридической стороне организации, вместо того, чтобы ее пиарить". Значит, есть некий риск, о котором не знает народ?

- Я придаю большое значение словам Каримова. В этой организации всего 3 государства из 200 стран мира. Мы мыслим инертно, связываем свое будущее с тремя странами. А на деле в этих трех странах проживают менее 2% от общего населения мира. Присоединившись к этим трем странам, мы отворачиваемся от 98% населения мира. Мы утверждаем, что мы присоединяемся к странам с сильной экономикой. А на деле их суммарный ВВП составляет всего 5% от всемирного ВВП. Таким образом, мы заносим себя в рамки, отказываемся от 95%, довольствуясь 5%.

Я бы одобрил, если бы мы присоединялись к авторитетным странам мира. Почему мы рвемся поддерживать страну, которая находится в изоляции, которую за 20 лет покинули 18 млн человек, откуда ежегодно вывозится капитал на сумму в 30-50 млрд долларов? Даже сейчас у нас есть возможность передумать. Это я к тому, что был нанесен только первый удар по экономике этой страны. По словам официальных лиц, в этом году из страны будет вывезен капитал на сумму в 80 млрд долларов. А если верить бывшим вице-премьерам, то Россия может лишиться 100-150 млрд долларов. Если Россию будет покидать народ, если будет и дальше вывозиться капитал, то закроется 30% небольших предприятий. Интересно, с какими позитивными намерениями мы хотим вступать в этот союз?

Источник: газета "Алиби" №76 от 14.10.14 / стр. 12 и 13

  https://www.gezitter.org/interviews/34062/ Ссылка на материал: