Бакыт Бакетаев, политолог: "Превратили борьбу с коррупцией в "Камасутру"

Автор: Айбек Шамшыкеев
Фабула Фабула
14 октября 2014
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

- Бакыт мырза, наверное, вы самостоятельно попытались выяснить, что приобретет и что потеряет Кыргызстан от вступления в Таможенный союз. Расскажите общественности простыми словами об этом.

- Будет хорошо. Я приведу небольшой пример. Возьмем геополитику. Наша страна не располагается на берегу океана. Мы - небольшая республика, которая располагается посреди нескольких государств. В другие страны, особенно в Европу мы попадаем через Казахстан и Россию. Чтобы решить эти проблемы, мы вынуждены вступить в Таможенный союз. Другого выхода нет. Если мы не вступим в Таможенный союз, то нам будет нелегко экспортировать нашу продукцию в соседние страны, в Европу.

Мы являемся страной, которая в основном занимается реэкспортом. Сами почти ничего не производим. После вступления в Таможенный союз товары с других стран подорожают. Потому что вырастут таможенные пошлины. К примеру, сейчас у нас продаются недорогие искусственные китайские яблоки. А после вступления в Таможенный союз они будут дороже наших яблок. Это возродит нашу перерабатывающую промышленность, наши крупные бизнесмены - Бабанов, Абдыкеримов, Салымбеков начнут строить прибыльные предприятия. Некоторые уже сейчас начали строить. Мелкие предприниматели тоже будут к этому стремиться. Постепенно мы превратимся в классическую страну.

Иначе мы сейчас остаемся одной большой страной под названием Дордойстан. Поэтому Кулову следовало бы предложить переименовать страну в Дордойстан, а не в "Кыргызскую народную республику". Короче говоря, многое изменится после вступления в Таможенный союз. Очевидно, что будут трудности. Одним словом, для нас Таможенный союз станет парилкой в бане. Не всем хорошо в парилке, кому-то нравится, а кому-то нет. Но как же хорошо становится, когда окунаешься после этого в холодную воду. Значит, Таможенный союз станет для нас хорошей экономической и политической "парилкой". Наверное, читатели хорошо знают, что с нами случиться, если мы будем и дальше отказываться от похода в баню.

Если мы преодолеем определенные ступени в развитии, то через десять лет нам удастся поставить на ноги нашу промышленность. Так как мы поддерживаем русских, то можно сказать, что мы направляемся в русскую баню. Мы должны поддерживать Россию. Потому что мы многого добились благодаря стратегическому партнеру, но и не стоит забывать о потерях. Но в будущем нас ждут победы.

- Сможете ли вы гарантировать, что в течение 10 лет мы начнем развиваться? Гарантирует ли это наше государство?

- Есть гарантии. Государство же должно своевременно выполнять свои обязательства.

- Появились разговоры, что после вступления в Таможенный союз нам нужно будет выплатить большой штраф Всемирной торговой организации...

- Существуют правила. В последнее время были наложены санкции на Россию и на другие страны. В отношении нас тоже могут быть наложены санкции. После вступления в Таможенный союз мы не покинем ВТО. Но мы нарушим правила. Поэтому ВТО примет меры. Несмотря на это ВТО является авторитетной и гуманной организацией, которая стоит выше любой политики. Наше правительство и послы должны заняться решением возникающих проблем. Но многие наши дипломаты воспринимают свою работу как путешествие, развлекаются - пьют чай и коньяк.

Я все это знаю. Хотелось бы отметить одно. После вступления в Таможенный союз правительство должно работать, не жалея сил. Не нужно сидеть сложа руки.

- Как вы оцениваете степень подготовленности к зиме? Артыкбаев все-таки был снят со своей должности...

- Сразу бы поставил двойку. До своей отставки Артыкбаев со своей командой проводил разъяснительные работы среди населения. Были позитивные и негативные стороны. Я заметил, что определенная финансовая группа на протяжении 20 лет добивается банкротства энергетической системы Кыргызстана, как это случилось с "Кыргызгазом", чтобы в дальнейшем продать ее за 1 доллар. Как известно, во многих странах энергетический сектор принадлежит частным владельцам. А частники всегда устанавливают свои тарифы. А на каком основании мы будем тогда возражать? К примеру, теорема Пифагора известна большинству, если не всем. Эту теорему нельзя изменить. Чтобы мы не сделали, теорема останется в первоначальной форме.

- Что вы думаете об отключение трехфазных сетей, о повышении тарифов? 

- Во-первых, я не против повышения тарифов. Но 70 тыйын необходимо было оставить, как символ революции. Пускай повышают тарифы на трехфазные сети, но их нельзя отключать. Из-за подобных отключений государственный бюджет не досчитается больших денег. Никто об этом не подумал. Хотели сэкономить, но рискуют потерять еще больше. Простые люди сжигают от 500 до 1000 кВт/час электроэнергии. Им хватает такого объема. Пускай богачи потребляют столько электроэнергии, сколько хотят. Главное, чтобы платили вовремя.

Приведу пример. Когда США испытывала трудности, Теодор Рузвельт внедрил "прогрессивный" налог. В то время составляющие 1% от населения миллиардеры обеспечивали 30% общих налоговых сборов. Страна пережила трудности и начала развиваться. Мы тоже должны заняться этим. У Текебаева социалистическая партия. Значит, Омурбек мырза должен сделать подобное предложение. Богачам не составит труда в месяц перечислять 10 тысяч сомов.

- Но наши богачи очень жадные. Они уклоняются от налогов, воруют электроэнергию...

- Нужен жесткий контроль. Нужно принять специальный закон, чтобы конфисковать имущество тех, кто уклоняется от налогов. Посмотрим, как после этого они будут уклоняться...

- Что вы скажете о нестабильных кадровых перестановках в правительстве?

- Сами видите, что происходит. Желающие стать министром, премьер-министром, президентом люди должны за два года до этого озвучить программу того, что они сделают, оказавшись на высокопоставленной должности. Они должны выслушать критику и замечания со стороны общественности. Только после этого можно смело выдвигать кандидатуру. К тому же программа изменится в соответствии с общественными предложениями.

К сожалению, у нас нет такого явления. К примеру, доктор Апас на протяжении 20 лет из Москвы заявляет, что станет президентом. Но народ его не поддерживает. Перед тем как попасть на какую-то большую должность, нужно заручиться поддержкой народа. А что происходит у нас на верхушке? Никто не знает, кто и когда станет министром, когда лишиться должности. Это совсем неправильное явление.

- Последний вопрос. Складывается впечатление, будто борьба с коррупцией не оправдала надежд...

- Большинство борцов с коррупцией ездят на джипах и живут в "царских палатах". Как они будут бороться, если сами не чисты, сами погрязли? "Ворон ворону глаз не выклюет". Понимающий человек скажет, что они превратили борьбу с коррупцией в "Камасутру". Не буду рассказывать, что это означает, потому что многие знают.

В "Камасутре" молодые получают удовольствие. Но и у удовольствия есть результаты. К примеру, рождается ребенок, продолжается род... А борьба с коррупцией превратилась в бесцельную "Камасутру". Народ так и не дождался ожидаемых результатов.

Но в прошлом году власть все-таки начала использовать "правильную" сторону мозга. Был нанесен удар по таким "китам", как Тюлеев, Келдибеков.

- Но их всех освободили...

- Даже если и освободили, то был какой-никакой результат. Многие чиновники испугались, начали проявлять осторожность. Совершил преступление - тебя посадят. Даже спустя 10-20 лет. Поэтому нужно усилить контроль.

Источник: газета "Фабула" №78 от 14.10.14 / стр. 5

  https://www.gezitter.org/interviews/34048/ Ссылка на материал: