Тайырбек Сарпашев, первый вице-премьер-министр: «Стравливают нас с премьером…»

Автор: Назира СААЛИЕВА
Баягы асаба Баягы асаба
12 сентября 2014
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

- Тайырбек мырза, начну нашу беседу со сбора биометрической информационной базы. Этот вопрос президент возложил на вас, мы все были свидетелями сказанного им: «Уйдешь с должности, если осенью не начнешь собирать биометрическую информационную базу!» Мы слышали «началось раньше срока». Вы завершили работу, не отдыхая, боясь потерять должность, или это ваша ответственность к данной работе?

- (смеется). Отдохнул, 4 дня отдыхал. Все лето напролет обходили все области. Не смог поехать только в один Ат-Башы. Обходя области, я ездил не только ради одного вопроса сбора биометрической информационной базы. Мы решили также множество других вопросов. Я и сам слышу высказывания «боясь потерять должность, работал без отдыха». Эту работу сделал не один Сарпашев. Как говорится, из мелких ручейков собирается море. Мы завершили вместе с большинством. Пользуясь случаем, выражаю  признательность руководителям Государственной регистрационной службы, ее местным региональным руководителям, сотрудникам и своим сотрудникам. Это одно.

Во-вторых, наш президент Алмазбек Атамбаев перед общественностью адресно возложил ответственность за данную работу, давал персональное поручение. Наверное, вы помните, тогда наш президент сказал две вещи: «Другие, в сборе биометрической информации не чините препятствия!» Потому что в то время в правительстве и в парламенте высказывались противоречивые мнения: нельзя не отдать это иностранным компаниям. Персональное задание – это большая ответственность, я воспринял это так, закончил своевременно. Эта должность досталась мне не от отца. Для меня уход с должности – не трагедия. Самая большая трагедия – это нечистое проведение выборов. Если возникнут скандалы, конфликты и мы откатимся еще на много лет назад, вот это истинная трагедия. У кыргызов есть хорошее выражение «свержение падишаха – одна копейка, для меня дороже жизнь крестьянина во вселенной».

- Спора нет, хорошие слова. Наверняка вы ознакомились с жизнью крестьян при обходе областей? Точнее, в этом году была засуха, дефицит воды, поля сгорели, крестьяне замучились…

- Во время нашего обхода регионов мы столкнулись с двумя проблемами в народе. Одна из них – вода, в этом году во всех областях была нехватка воды. На самом деле в этом году возник кризисный вопрос, особенно в Чуе. Тем не менее мы тоже не сидели, разводя руками, приняли срочные меры, подняли вопрос экономии. Создали областные, районные  штабы на местах. Приняли проект по внедрению системы капельного орошения. По нему в скором времени создадим дирекцию. Мы получили возможность строительства завода по выпуску деталей для капельного орошения. Переговорили с правительством Китая, собираемся открыть завод, они дали согласие. Наш премьер-министр тоже в поездке в Китай подписал два проекта. Таким образом, в Кыргызстане будет построено два завода. Второе – завод по производству магистральных и труб с малым сечением. Еще впереди наши хорошие новости. Есть намерение в следующем году довести капельное орошение на 50 тысяч га земли. Кроме того, в сентябре вступит в строй Кемин-Датка мощностью 1 млн 2 тысяч тонн. Обеспечатся работой 1,5 тысячи человек.

- В начале беседы вы сказали, что не смогли поехать в Ат-Башы. Похоже, поэтому не смогли вблизи узнать их положение. Там разразилась засуха, мы своими глазами видели, как народ «дрался» за воду, слышали, что народ говорит «нет кормов», и по дешевке  распродает скот. На пастбищах Арпы земля совершенно серая, практически пустыня, нет растительности на корм скоту…

- В Нарынской области в этом году было мало и воды, и травы. И сейчас держится дефицит воды. Из-за повышения цен на травяные корма в Нарыне упали цены на скот. К примеру, я был на Иссык-Куле, Оше, Джалал-Абаде, там по вине перекупщиков народ просто переполошился по вопросу кормов и до сих пор в суматохе. Например, покос и сбор трав в Джалал-Абаде, Оше припоздал несколько. Перекупщики воспользовались этим, продали дорого. На Иссык-куле я побывал 27 августа. Там в прошлом году было заготовлено 215 тысяч тонн кормов, а в этом году 210 тысяч тонн. Значит, разница всего лишь в 5 тысячах тонн. На той стороне еще не прошел третий покос. Информация подается неверно.

- Поговорим о росте цен. Например, бензин все дорожает и дорожает…

- Единственная причина этого связана с повышением оптовых цен Россией. Дается задание Антимонополии по обузданию роста цен. Например, в этом году мы смогли удержать цену на сахар по своей цене. В своем интервью вашей газете весной я говорил, что поступает сахар. Поступил, 5 тонн продано на рыках по цене от 44 до 46 сомов. В последние 3 года мы заметили, что цена его с конца мая до сентября достигала 70 сомов. В этом году такого не произошло.

- У народа оказался еще один проблемный вопрос – депутат. «Сейчас мы уже не знаем, к  кому обращаться и высказать свои жалобы и печали. Сейчас стали управлять партии. Начали отсылать: «Ты из какой партии? К ней обращайся!» Жалоба, заявление человека, не состоящего ни в какой партии, не рассматривается», - такой протест парламентскому управлению высказали…

- Из-за неготовности некоторых политиков (смеется), точнее, из-за вмешательства партий до курятников в селе, наверное, от этого происходят недовольства. 100 лет назад Ленин издавал декрет против коллективизации. Меня удивляет возвращение того времени. Говоря о партии, нельзя же делать «однопартийцами» даже скот в селе. Вкратце, политики не должны выплескивать вместе с  водой и младенца. Никогда нельзя преграждать течение в обществе! Силой общество не удержишь. Но и обществу следует быть решительным. Если происходит такое, то пусть об этом скажут открыто, мол, эта партия такая-то. Исполнилось 4 года парламентскому управлению. Такая вещь переживается нашей страной впервые. Поэтому я думаю, что предстоящие выборы мы должны провести чисто и честно.

- Вы думаете, народ с пониманием воспринял подачу биометрической информации?

- Я заметил, что народ с пониманием воспринял. Конечно, были и противоположные высказывания. Так, был поднят вопрос о правах человека. Наш закон – это ограничение. Ограничивает также Конституция. После 65 лет ты не сможешь стать президентом. Чтобы стать депутатом, тебе должно быть не меньше 20 лет. Ты обязан платить налоги. Не заплатишь налоги, тебя посадят. Все должны соблюдать закон. Я хотел бы сказать, что сбор биометрической информационной базы поможет соблюдению прав человека. Например, ваше имущество украл какой-то преступник. Это можно будет узнать очень легко. Здесь не нужен его паспорт, мы его сможем найти, проверив отпечатки пальцев на аппарате. 150 лет назад у людей не было такого как паспорт, фотография. В то время было сложно найти преступника. Если преступник сбегал, то мы видим из старых фильмов, как вручную рисовали его облик, размножали в типографии и клеили рисунок в разных местах. Для доказательства ничего не было. Были вынуждены разыскивать их с помощью свидетелей, восстановление справедливости было сложным делом. Когда начали фотографировать, и от этого отказывались, говоря «это дьявольское дело»… Коротко говоря, наличие базы биометрической информации приведет к созданию благоприятных условий. Это шаг в будущее. Ответ требованиям времени. Говорит о движении вперед. Также выгодно в борьбе с преступниками, оперативной работе милиции.

- Например?

- Например, скажем, задержали подозреваемого, при нем нет паспорта. Милиционеры не будут ждать его паспорта, и арестованного не будут удерживать 48 часов, путем идентификации отпечатков его пальцев получат информацию за 5 минут. Вот это облегчает его дело, милиции и государства. Если какая-то преступная группа задерживается при пересечении и границы, их документы полностью проверяются. Но могут в документе переклеить фотографию, изменить и ходить с фальшивым паспортом. Хотя он изменяет документ, но не сможет изменить отпечатки пальцев. Вот таким электронным способом мы сделали еще шаг вперед. Говоря простым языком, думаю, мы смогли донести до народа. Осталась открытой только одна вещь. Это – голоса на выборах. На выборах народ может пойти на риск, взять деньги и продать свои голоса. На выборах, хотя этот аппарат не узнает о продажности избирателя, но ставит заслон повторному приходу и голосованию, то есть, карусели.

- Еще один проблемный вопрос народа – китайский нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте. Когда решится наконец их скандал?

- К этому заводу у государства нет претензий. Он стоит без работы из-за некоторых несостыковок. Но государство не давало полной гарантии его запуску в работу.

- Последний вопрос, уточним одни слухи: вы будете премьером?

- Нет, я и сам слышу подобные сплетни. Это тоже выпущенная какими-то силами провокационная политика. Я воспринимаю это как стравливание нас с премьер-министром. Думаю, что и премьер-министр воспримет это с пониманием. Раньше широко использовалось такое распространение сплетен. Сейчас превратилось в детскую игру. Думаю, уже никто серьезно не смотрит на это.

Источник: газета «Баягы Асаба» № 18 от 11.09.2014/стр.4

  https://www.gezitter.org/interviews/33123/ Ссылка на материал: