Бакыт Бешимов – депутат предыдущих созывов Жогорку Кенеша, экс-ректор ОшГУ. До этого работал в аппарате президента, Министерстве образования. В последние годы выполнял посольскую миссию в посольствах Кыргызстана в Индии, Бангладеше, Непале, Шри Ланке. Сейчас преподает в самом престижном Гарвардском университете США.
- Бакыт мырза, вы много лет находитесь за пределами Кыргызстана. Но наверняка вам издали отчетливо видны неурядицы в нашей стране?
- Конечно. Я издалека внимательно наблюдаю за явлениями на своей Родине, заметил в особенности следующее. Во-первых, Временное правительство 2010 года и власть сегодняшнего президента Алмазбека Атамбаева совершенно не сгодились стать стабилизирующей силой в нашей стране. Напротив, сегодняшние высокопоставленные лица превратились в истинный очаг хаоса в Кыргызстане. Во-вторых, прошедшие парламентские выборы вместо направления страны в устойчивое русло, наоборот, еще больше усилили в государстве общественно-политическую напряженность. В-третьих, политическая элита на данном этапе еще не объединилась ради одного интереса, до сих пор не ступила на путь развития. С нетерпением ожидают с зарубежья помощи, говоря иначе, стали выживать попрошайничеством. В-четвертых, еще больше усилилось региональное разделение, клановое соперничество и противостояние. Итак, центр, то есть, Бишкек лишился изначального качества, различные выборы все сильней углубляют разрыв между севером и югом, в настоящий момент порождают очень большую угрозу для целостности государства. В-пятых, электорат тоже раскололся между собой на непримиримые группы, вследствие этого полностью потеряна возможность решения важных вопросов.
Таким образом, сейчас в Кыргызстане полностью царит анархия. Нет деятельной объединяющей наш многонациональный народ идеологии, и нет настоящего лидера нации! Следовательно, это обусловливает повторные выборы и приход в Жогорку Кенеш политиков нового поколения, думающих о будущем. К сожалению, пока у наших политиков вовсе нет конкретности и даже духа патриотизма.
Материалы на тему
- — Бексултан Жакиев, народный писатель КР: «99 процентов политиков, не достигших власти, желают хаоса и свержения власти»
- — Эркин Алымбеков, экс-депутат: "Висящее на стене ружье обязательно когда-нибудь выстрелит"
- — Куда направится любимчик Сапар?
- — Аскар Акаев не смог проводить в последний путь брата Болота
Метки
- В продолжение ваших слов, почему Кыргызстан с 2000 года не может выбраться из государственных переворотов, конфликтов? Что причиной тому?
- В первую очередь это тесно связано с модернизацией страны. В Кыргызстане еще не кончилась советская модернизация. В условиях независимости кыргызская национальная элита сохранила наследия правого характера, показала, что совершенно неспособна на их модернизацию. Деиндустриализация, развал агропромышленной отрасли, еще большее и скорое набирание силы коррупцией и отсутствие рациональной государственной политики привели к равному обеднению больших масс народа. Вследствие этого в Кыргызстане невиданно усилилась внутренняя и внешняя миграция. Следом за этим в настоящий момент подверглись окончательному разрушению сферы образования и здравоохранения. Советский Союз, в том числе Кыргызская ССР, в 1990 годы характеризовались как одни из самых развитых государств мира. А сейчас наша страна превращается в самую бедную республику на земном шаре. Все образованные люди вообще бросили Кыргызстан и выехали. Во всех сферах вовсе исчез слой профессионалов. Как следствие нанесен ущерб и правящему слою. Государственное и общественное управление захватили и завладели люди с сомнительным образованием, но стремящиеся лишь к материальному богатству.
Таким образом, целиком весь государственный аппарат стал работать не на страну и общество, а только на финансовые группы, личные интересы региональных и семейных кланов. У нас есть государственные органы, но нет государственной идеи и философии!
Поэтому ни одно правительство не сгодилось реализовать до конца свои идеи о будущем, и в дальнейшем не реализует. А парламент вовсе потерял свое значение и смысл. У нас ни одна партия еще не сгодилась перечислить истинные проблемы Кыргызстана, предложить пути и способы их постепенного разрешения. Мы еще пока не имеем настоящую политическую элиту.
Национальная комиссия, расследовавшая апрельские, а затем июньские столкновения 2010 года, не смогла вынести заключение, полностью удовлетворяющее нас. Компиляция и плагиат превратились в обыденное дело.
- Не из-за этого ли усиливается внешняя миграция?
- Урбанистическая среда и государственное управление не смогли остановить беспрерывный отток народа, бросающего села и стекающегося в город. Напротив, города сами приобрели облик отдельных больших сел. Правительственные учреждения совсем перестали отличаться от сельских клубов. По причине сплошной архаизации общества абсолютно не осталось возможности для стабильного проведения идеологии, обусловливающей развитие страны.
Итак, умер бедный коммунизм. Но, вместо него не установился либерализм, или социализм, или консерватизм! Сознание народа опутали одни слухи и сплетни. Сейчас кыргызская журналистика очень сильно хромает по части аналитического мышления. Печатные издания на кыргызском языке переполнены малограмотностью. Это необоснованно усиливает среди народа драки, взаимную ненависть и унижения.
- Говорят, нет ничего лучше, чем вовремя сказанное слово. Почему вы некогда, будучи депутатом Жогорку Кенеша не раскрывали рта об этом?
- Как? В 1998 году я впервые был избран депутатом Жогорку Кенеша. А когда в 2007 году во второй раз был избран, то согласовав с аппаратом парламента, я очень сильно старался наладить работу СДПК. К сожалению, крепко пропитавшая нашу кровь некомпетентность, неэффективность, воровство и коррупция уже в то время превратились в настоящую привычку законодательного органа. У нас превратилось в обычное дело копировать законы других стран, в особенности, той же России. Наконец, Жогорку Кенеш окончательно приобрел облик восточного базара.
Итак, превратилось в привычку проводить чью-то политику и делать деньги. Такой же порядок установился в правительстве и в местных государственных акимиатах. Электорату, говоря иначе избирателям, оказались нужны не позитивные идеи, а предводители, раздающие только пустые обещания.
- Значит, прежде всего, вы историк. А затем как политик вы не считаете революциями события марта 2005 года и апреля 2010 года?
-Да, я не считаю революциями события марта 2005 года и апреля 2010 года. Потому что элита полностью не сменилась и не обновилась. О социально-экономических изменениях даже не буду говорить. Аскар Акаев был избран президентом благодаря схватке кланов севера и юга и групп партийной номенклатуры. А второй президент Курманбек Бакиев был избран президентом только в связи с южным происхождением и участием в революции.
Таким образом, мы лишь научились сваливать все неурядицы в стране на сбежавших президентов и на развалившиеся правительства. Но никто из нас еще не признал правду. Это – нечистые выборы. В этом, прежде всего, напрямую виновато само общество. Значит, само кыргызское общество является фундаментом коррупции.
- Бакыт мырза, все-таки есть ли способ избавиться в скором времени от этого несчастья?
- Да, есть. Но тем не менее правящий слой в Кыргызстане страдает неизлечимым недугом. Поэтому ряд общественных объединений требуют безотлагательного принятия закона о люстрации. Конечно, я к этому полностью присоединяюсь. Именно только это создаст предпосылки для окончательного обновления и очищения кыргызской элиты. Разумеется, эту цель необходимо реализовать в скорейшее время. Но в реальности это мучение. Потому что обусловившая смену двух президентов сегодняшняя элита не допустит этого. Всегда будет препятствовать. У нее кроме этого нет другого выхода.