- Мелис байке, в прошлый раз на вопрос "Кто будет следующим президентом Кыргызстана?" вы ответили, что будет ваш друг. Это вызвало оживлённые обсуждения в обществе, всем хотелось услышать, кого вы подразумевали. Как вы ответите в этот раз?
- Неужели народ больше ничего не интересует?
- Нет, байке, в связи с этим называются разные имена, упоминается и имя вашего друга спикера Асылбека Жээнбекова.
- Братишка, народ интересуют не мои друзья, а оставит ли кого Атамбаев в качестве преемника или придёт кто-то другой. На самом деле, простой народ интересует даже не это. Этот вопрос интересует политиков. Не начинают ли они делить шкуру неубитого медведя, ведь президентский срок Атамбаева не закончился.
- В прошлых интервью вы говорил, что после Атамбаева придет человек, сохраняющий атамбаевскую энергию, поэтому, наверное, общественность это обсуждает…
- Странно, а чья энергия должна тогда сохраниться: Акаева и Бакиева?
- Объясните точнее ваши слова?
- Наверное, действительно это интересует народ. Сегодня разговаривал со своим близким другом министром юстиции Алманбетом Шыкмаматовым. Его тоже интересует этот вопрос. "И в шутку, и всерьёз он меня припёр к стенке своими вопросами: "Какого друга имел в виду, кто сохранит атамбаевскую энергию?" Тогда я предложил написать, что следующим президентом будет Алманбет Шыкмаматов, на что он засмеялся: "Сдурел? Во-первых, народ тебе не поверит, авторитет твой упадёт, во-вторых, ты увеличишь количество моих врагов, все начальники начнут меня ненавидеть".
- Может, ваши шутки близки к правде?
- Братишка, это разве шутка – быть президентом? Президентство – это огромное политическое и историческое событие в обществе. Сколько кыргызских джигитов пролили кровь ради президентской власти, погибли - разве можно просто взять и забыть об этом? Меня удивляет, что все: и образованный, и неуч, глупый или умный – хотят стать президентом. Это явление – трагедия нашей нации. Я счёл правильным услышанное недавно аналитическое мнение одного кыргызского политика. Он говорит: "Кыргызские молодцы, получив первые 100 тысяч долларов, берут вторую жену. Накопив миллион долларов, они мечтают о депутатстве. 10 миллионов долларов – и уже стремятся стать президентом". Видите, какая трагедия? Ни слова про судьбу народа, про его жизнь. Не имеет значения, как добыты эти деньги: праведным или преступным путём. Речь идёт о сволочах, денежных богачах, чрезмерно возомнивших о себе.
- Объсяните свои слова насчет акаевской, бакиевской и атамбаевской энергии….
- Народом управлять нелегко, например, Акаев заворожил, обманул народ, что вышло в конце? Потом народ обманывал Бакиев, чем все закончилось? Народ сегодня уже не обманешь, не запугаешь. С одной стороны, это хорошо, с другой – непуганым народом трудно управлять. Поэтому нынешнему президенту Атамбаеву очень трудно. Атамбаев действительно стремится руководить правдиво, но пока что больших результатов у него нет. Причина в том, что народ перестал верить во что-либо. В основном, человек по своей натуре больше поверит плохому, чем хорошему. Теперь видите сами, в какой пропасти мы оказались.
- Какие пути выхода есть у нас?
- Конечно, есть только один путь выхода из пропасти - это установление доверия народа к власти. Большая часть народа понимает, что Атамбаев - честный человек. Но этого недостаточно. Чтобы завоевать доверие народа, действий только одного Атамбаева мало. Это большая ошибка президента. Один человек не может вести такое большое дело. Создаётся впечатление, что президентская команда не может хорошо работать в этом направлении.
- Какую оценку вы дадите советникам президента?
- Нынешние советники по сравнению с советниками Акаева или Бакиева – простые люди. Не сравнивают президента с солнцем и луной, вызывая раздражение народа. Они простые люди, но не талантливые советники.
- Расскажите ваше мнение о Кумторе…
- Я не могу сказать, как должен решиться вопрос Кумтора. Усиление конфликта вокруг Кумтора свидетельствует о предстоящих через год парламентских выборах. По правде говоря, нашим политикам безразлично, как решится судьба Кумтора. Их мысли - не Кумтор, а будущие парламентские выборы. В любом случае вопрос Кумтора должен решиться в пользу кыргызского народа и местного населения. Ведь рудник народный.
- Борьба с коррупцией вроде бы протекает хорошо, как вы думаете?
- Президент предпринимает хорошие усилия, но результатов от борьбы с коррупцией ещё нет. С осуждением одного Наримана Тулеева коррупция не прекратится. Надо найти другие пути борьбы с коррупцией. В народе есть мнения, что борются с коррупцией сами коррупционеры. Народ не обманешь. Недавно беседовал с одним опытным ветеринаром про скотоводство и зооболезни в Кыргызстане. По словам этого опытного ветеринара, ветеринарной системой в Кыргызстане завладели 5-6 коррупционеров. Они дают взятку новому руководителю отрасли. Если пришёл честный человек и отказывается брать взятку, то его очерняют, пишут жалобы и любыми путями стараются "уйти" его с должности. Если новый руководитель берет взятку и становится сотрапезником коррупционеров, то и тогда его доводят до ручки. Такое явление характерно не только для ветеринарной системы, но и для всей системы в целом. Сажаем одного-двух коррупционеров, но система остается.
- Можете рассказать поподробнее, вы обычно так много знаете…
- Расскажу один пример: в Бишкеке был только один хороший ипподром национального значения "Ак Кула". Как я знаю, объекты исторического или национального значения не подлежат продаже. Так вот, этот ипподром со зданиями, техникой и 57 гектарами земли был продан всего за 814 тысяч сомов. Государство не смогло заботиться об ипподроме, и он был продан в частное владение. Одно дело, если бы новые владельцы обеспечили хорошую жизнь ипподрома. Все мы прекрасно знаем, в каком состоянии находится ипподром. Вот вам убедительный пример коррупции.
- Ещё какие чудеса можете поведать?
- Плохи глаза, которые видят, и уши, которые слышат. Мне не очень понравились ваши вопросы и это интервью. Почему мы все время должны говорить про политику и коррупцию?
- Тогда давайте поговорим про интересующие вас вопросы…
- Даже воробья должен разделать мясник, братишка. Есть свои специалисты, кто как семечки щелкает вопросы политики и коррупции. Пусть у них болит голова, а не у нас с вами. Мне в последнее время хочется поговорить об усопших. О революции 2010 года я в первый раз получил известие от членов партии "Туран", лежащих на "Ата-Бейите". Мы печалимся, что у нас нет политической элиты. Вся кыргызская элита была расстреляна Сталиным. С тех пор настоящей элиты у нас и не было. Чтобы создать современную элиту, мы должны тщательно исследовать ту, истреблённую элиту Кыргызстана. Тогда погибли около 17 тысяч членов партии "Туран". Как я слышал, сегодня остался в живых только один член этой партии. Это удивительная история. Это аксакал Шертай Субанов из Тюпского района Иссык-Кульской области. 12 октября он отметит своё столетие. Было бы хорошо, если бы ваша газета взяла у него интервью. Я хочу встретиться с аксакалом, после чего отправлюсь на "Ата-Бейит" и пообщаюсь с душами усопших.