Интервью с Суйуном Келдибаевым, лидером молодежного крыла кыргызской диаспоры в России.
Суйун Келдибаев - один из тысяч кыргызстанцев, который в 1990-х гг. отправился в Красноярск в поисках работы и остался там. Сегодня он является руководителем администрации оптового рынка "Содружество" в городе Красноярск.
Суйун Келдибаев:
- Я четвертый сын отца. Слышал, что в мусульманстве сын не может жить в большом доме, когда отец живет в маленьком. Таким образом, отцу построили дом. Когда собралось село, а отцу вручили в руки ключи, он заплакал. Потому что дом - это результат десятилетней работы в Красноярске. У нас не сразу пошло дело в России. Не было знакомых, людей, которые бы нас встретили, было очень тяжело.
"Азаттык":
- Почему выбрали Красноярск?
Суйун Келдибаев:
- В середине 90-ых, когда была безработица, сперва мы поехали в Бишкек. Был сын, которому исполнился год. Работали на "Дордое". Знакомые жены приезжали из Красноярска, закупали товар оптом. Когда они заглянули к нам в третий раз, мы спросили у них: "А нам можно поехать туда?" Нам ответили: "А где ваши деньги?" Когда мы сказали, что занимаемся торговлей благодаря проданной отцом корове, они нам сказали: "Мы оплатим вам проезд, по приезде как-нибудь расплатитесь". В течение трех дней собрались и поехали.
В Красноярске было немного кыргызов, около двадцати. У нас есть хорошая черта - помогать ближнему. В то время даже было трудно добыть двадцатисантиметровое место на рынке. С утра я носил сумки, а жена искала свободные места. В то время не мечтали о доме, просто хотели прокормить себя, одеться.
Спустя шесть месяцев вернулись в Кыргызстан уже с наполненными карманами. Перед отъездом позвонили родственнику в Оше, чтобы присмотрели двухкомнатную квартиру. Купили дом. Потом задумался над тем, чтобы помочь родственникам. Были братья, которые закончили учебу, но ходили без работы. Одного увезли с собой. У него пошли дела, позднее его семья переехала к нему. Прибыль начали делить поровну. В очередной раз поехал в Кыргызстан и взял с собой другого брата. Купил ему однокомнатную квартиру в Оше. Решил его женить. Когда советовался на эту тему с отцом, он удивленно спросил: "У тебя еще остались деньги?" Нашли невесту для брата, устроили той.
"Азаттык":
- Удалось потом накопить состояние?
Суйун Келдибаев:
- Я не считаю себя богачом. Не числюсь в их рядах. Отец мне говорил: "Тебя многие уважают. За то, что ты богат". У меня есть жилье, машина. Лишнее богатство не копил.
"Азаттык":
- Потом все началось...
Суйун Келдибаев:
- Прошло 5-6 лет, все это время торговлей занимались и русские. Однажды они сказали: "Нашли "крышу" среди чиновников, купим землю и откроем рынок, а ты нам поможешь". На месте нынешнего рынка "Содружество" была лесополоса. Землю выровняли, открыли рынок. Потом появился вопрос о том, как установить контейнера, выстроить торговые ряды. Я оставил товар, отправился к себе в дом, начертил схему будущего рынка и передал руководителю рынка. На следующий день сказали: "По словам директора, контейнера разместим, как было указано".
Спустя десять дней ряды пополнились, началась торговля. В основном приходили иностранцы - кыргызы, таджики, китайцы. Я торговал с джигитом по имени Канат. Позднее к себе взял еще одного джигита. В итоге, среди остальных выделились четыре кыргыза, которым передали административную работу на рынке.
"Азаттык":
- Сколько кыргызов работают на рынке?
Суйун Келдибаев:
- На нашем рынке - около 1000.
"Азаттык":
- А где работают остальные кыргызы, говорят, в Красноярске живут 11 тысяч кыргызов?
Суйун Келдибаев:
- Они торгуют на мелких рынках по городу. А наш рынок - оптовый.
"Азаттык":
- Наверное, основная часть - молодежь, те, кому меньше 50?
Суйун Келдибаев:
- В основном - те, кому между 30 и 40. Но в последнее время увеличилось число мигрантов, которым 18-20 лет. В основном, это дети мигрантов. К примеру, прошло 17 лет с тех пор, как я сюда приехал. С тех пор моя дочка выросла.
"Азаттык":
- Считает ли себя кыргызстанкой ваша дочь?
Суйун Келдибаев:
- Хотят уехать в Кыргызстан. У меня тут трое детей, все хотят уехать.
"Азаттык":
- Собираетесь уехать?
Суйун Келдибаев:
- Время покажет. Прошло 17 лет с тех пор, как решили уехать. Однажды действительно решимся на это.
"Азаттык":
- Говорят, тут работает кыргызская молодежная организация?
Суйун Келдибаев:
- Когда я начал работать в администрации, не было даже представительства правительства. Ко мне обращались по проблемам, которые не имели ничего общего с торговлей. Многие просили помощи. У кого дела идут хорошо - не обращаются. Как только тебе звонят, понимаешь, что просят помощи.
Как только кыргызов стало больше, они начали делиться на районы и области. Совет аксакалов обратился ко мне: "Мы тут живем для того, чтобы заработать на хлеб. Нужен человек, который поделится советами с молодежью. Объедини их, они тебя послушаются". Тогда я обратил внимание на молодежь, задумался. Решил им помочь. Сначала открыл спортзал, сказал молодежи: "Хватит делиться на районы и области. Мы все кыргызы, приехали с одного места. Будьте дружелюбны, тренируйтесь вместе. Я сам буду платить зарплату тренеру, если не будете его слушаться и драться между собой - уедете в Кыргызстан".
Благодаря этому спортзалу проводятся турниры по борьбе и волейболу, в которых участвуют наши ребята. Было 4 турнира среди 14 диаспор Сибири по волейболу, Красноярск четырежды взял кубок. В этом году состоялся шестой всероссийский турнир на кубок Урал-Сибирь. Наша команда заняла первое место. Первые места занимают и по силовым видам спорта. Этим тоже можно гордиться. Это плоды моей 17-летней работы. Мы оставили хорошее впечатление среди русских. Если молодежь увлекается спортом, она перестанет шататься по улицам и курить сигареты.
"Азаттык":
- Вы получили российское гражданство. Могут ли находящиеся за границей кыргызы инвестировать в экономику Кыргызстана? Вы задумывались над этим?
Суйун Келдибаев:
- Задумывались. В 2006 году хотели открыть на родине дело, совместно с русскими. В те времена было много инициатив. В 2008-2009 гг. искали подходящие земли. Но в то время было модно требовать деньги с тех, кто построил красивый дом, в селах были "положенцы". Поэтому я отказался от затеи, чтобы завтра не краснеть перед русскими, когда у нас попросят перечислить "налог". Я не говорю о налоге, который идет в правительственную казну, потому что если разбогатеет правительство - разбогатеем и мы. В общем, упомянутое негативное явление отпугивало бизнесменов.
"Азаттык":
- Вы собираетесь возобновить те планы?
Суйун Келдибаев:
- С тех пор прошло 4-5 лет. Дома смотрим ОТРК и ЭлТР. В Кыргызстане все еще неспокойно. Ходят среди нас бизнесмены, которые потеряли деньги, вложенные в Кыргызстане. Поэтому мы ждем, когда в стране будет стабильность.