Курбанбай Искандаров, руководитель отдела по делимитации границы и развитию приграничных районов при правительстве КР: «На вопросе границы с Казахстаном в следующем году будет поставлена точка»

Автор: Нурканбек КЕРИМБАЕВ
Жаны Агым Жаны Агым
19 августа 2013
Версия для печати
Обратите внимание на дату публикации.

- На пресс-конференции члены народной комиссии по расследованию пограничного вопроса в селах Кок-Сай, Кайнар Кара-Бууринского района Таласа сообщили, что кыргызско-казахская граница была уточнена еще в 2008 году. Члены комиссии отметили, что, несмотря на это, 28 сентября прошлого года подписали соглашение о передаче принадлежащих Кыргызстану 2600 га земель казахской стороне. Остановитесь на истории данного вопроса?

- Я полностью ознакомился с материалами пресс-конференции, о которой вы говорите. Краткая история вопроса такова. Вопросы по делимитации (уточнению) границы между Кыргызстаном и Казахстаном начались в 1998 году. В 2001 году завершены работы по уточнению границы, в городе Астане президентами двух стран подписано соглашение о кыргызско-казахской границе, в 2008 году оно ратифицировано Жогорку Кенешем. В конце того проекта от 2001 года они написали: «Этот проект бессрочный, денонсации не подлежит». Но во 2 пункте этого же закона написано: «После вступления проекта в юридическую правовую силу правительству Кыргызстана надо обратиться к казахстанской стороне по поводу земли в селе Кок-Сай Кара-Бууринского района и 800 м земельного участка возле водоема «Дружба». Потому что эти земельные участки остались на территории Казахстана. По данному поводу правительство Игоря Чудинова обращалось к Казахстану. На это казахское правительство ответило: «Проекты подписаны, ратифицированы, ими (землями) обменяемся посредством грамот. Нет оснований возвращаться к этому соглашению из-за двух земельных участков, потому что это уточненные земельные участки».

Если посмотрим на работы по делимитации, то участок Кок-Сай вошел в Кыргызстан, он треугольной формы, площадью 4000-4500 га. Именно в том месте идут работы по демаркации. Чтобы было понятней читателям, скажу, демаркация проводится на основе делимитации. А демаркация означает установление столбов по начерченной линии. В связи с вхождением Казахстана в Таможенный союз обязательно требуется уточнение границы. Когда в том месте начали устанавливать столбы, снова поднялся вопрос. Потому что жители сел Кок-Сай, Кайнар для прохождения на свое пастбище должны проходить в обход указанного земельного участка. При обходе земельного участка путь удлиняется. После апрельских событий местные руководители сел Кок-Сай, Кайнар провели специальное собрание, рассмотрели вопрос обмена земель с Казахстаном.

По данному вопросу переговорили также с руководителями Жамбылской области. Составили между собой протоколы, пришли к согласованию. Тогда казахи сказали: «Вам, оказывается, нужен «Большой клин», а нам отдайте землю, где проходит канал». На этом основании местная власть подготовила несколько вариантов. Председателем комиссии назначен тогдашний первый заместитель губернатора Таласской области, в состав комиссии вошли глава айыл окмоту, районный аким, глава управления по регистрации земель, составили рабочую группу. Они обменялись мнениями с народом, выслушали намерения, провели разъяснительные работы, а потом начали участвовать в переговорах нашей делегации. После 5-6 безуспешных переговоров не смогли прийти к результатам, и мы решили: «Мы, оказывается, не сможем решить этот вопрос, мы вынесем его на межправительственную комиссию, пусть они рассмотрят». А межправительственными комиссиями руководят премьер-министры двух стран.

Указанная комиссия рассмотрела дело в сентябре прошлого года. Они одним пунктом возложили на губернаторов Таласской и Жамбылской областей задание рассмотреть земельный участок «Быстроток» и заново внести предложение. Таким образом, руководители Таласской и Жамбылской областей провели переговоры. В собрании участвовали представители местной власти, соответствующие специалисты под началом заместителей губернаторов. В итоге составили протокол о передаче казахам 2600 га земель возле двух каналов и взятии 2600 га земель от «Большого клина». После этого в городе Токмоке встретились делегации двух областей, губернаторы подписали. На этом основании Казахстан сказал, что 2600 га земель от «Большого клина» дадут нам, а наши согласовали передать им в Таласской области ниже канала 1100 га, выше канала 1500 га земель.

В конце этого соглашения они обратились к нам: «Пусть эти земли утвердят комиссии по демаркации двух стран», мы утвердили. Немного погодя выступили местные жители: «С той землей ушли наши земельные доли». Итак, снова возник вопрос, создана народная комиссия. Народная комиссия обратилась: «Восстановите и верните назад соглашение 2001 года». Мы сказали: «Тогда надо снова собрать народ и принесите решение народа, что не будем обмениваться землей». На этой основе, и поскольку к нам  пришли официальные письма губернатора, районного акима, айыл окмоту, мы поставили данный вопрос перед Казахстаном. Казахская сторона сказала: «Мы не отказываемся, но дайте время, мы сами обратимся к правительству, скажем, что Кыргызстан аннулировал свой последний протокол».

- Известно, 2 июля 2012 года тогдашний глава правительства Омурбек Бабанов подписал протокол третьего заседания межправительственного совета. Члены народной комиссии говорят, что тогда и было записано, что мы передаем казахам каналы «Раис» и «Быстроток». Что скажете на эти претензии?

- В реальности те земли до сих пор не обменены. Как были разделены земли в 2001 году, в том же виде стоят. Потому что протокол не обладает юридической силой. Для этого протокол должен быть рассмотрен в каждой фракции, комитетах, и только после дачи ими согласия обсуждается на большом заседании. Если депутаты согласятся, протокол будет ратифицирован. Поскольку такие процедуры не осуществлены, то еще раз повторю, он не имеет никакой юридической силы. Неправильно понимающие это люди превращают в шумный скандал. В ближайшие дни, точнее, 26 августа мы встретимся с представителями казахского правительства, решим вопрос. Бог даст, как решился пограничный вопрос в 2001 году, так и останется.

- Житель села Кок-Сай Минур Сейталиев сообщил, что казахи на 2600 га земель устанавливают по кругу столбы, оцепили 215 га земли на склоне горы Бактыбек. Кроме того, он добавил о возникновении опасности перехода в общей сложности 4515 га земель Казахстану. Вы как главный пограничник поинтересовались этим?

- Я же сказал, раньше работала комиссия по делимитации, уточнено в 2001 году. Поэтому принадлежащий нам земельный участок из «Большого клина» был признан принадлежащим казахам. Некоторые опираются на прошлые документы и говорят: «Эти земли принадлежали нам». Но в конце соглашения 2001 года было написано: «Это соглашение не подлежит денонсации», о чем я сказал выше. Мы это разъяснили народу. Сейчас простой народ просит нас: «Уточните район от 100-ой точки до 101-ой точки». По данному поводу мы уточняем соответствующие материалы. После нахождения материалов мы уточним землю в том месте.

- Средства информации написали, что в Кок-Сае выращивается конопля. Насколько это правдиво?

- Этот вопрос не входит в нашу компетенцию, это должны уточнить соответствующие органы. Я тоже, как вы, прочитал эту информацию в интернет-источниках. Другой информации у меня нет.

- В принципе кыргызско-казахская граница, как выяснилось, уточнена. Невзирая на это, в чем секрет поднятия вопроса?

- В этом году мы полностью завершим работы по демаркации границы между Кыргызстаном и Казахстаном. В следующем году будет подписано соглашение по ней. Нет никаких спорных вопросов по границе. Всего лишь рассмотрен вопрос обмена землями по просьбе народа. Но она возвращена назад по требованию народа, мы возвращаемся к прежнему соглашению 2001 года.

- Мы еще не уточнили границы с Узбекистаном, Таджикистаном. Ведутся ли сейчас в данном направлении переговоры?

- С этими двумя государствами на сегодняшний день идут работы по делимитации. Протяженность нашей границы с Узбекистаном составляет 1378 км, в том числе уточнено 1007 км, не уточненные участки крайне сложные. Бесспорно, чрезвычайно серьезные вопросы по участкам водохранилища Кемпир-Абад в Андижане, Шарихан-Сай, сельский участок Гавас в Ала-Букинском районе, Бургонду, а также анклав Барак. Пока Узбекистан приостановил переговоры. Но они дали согласие на возобновление переговоров в начале сентября.

Протяженность нашей границы с Таджикистаном составляет 970 км, из них 519 км мы уточнили. Кроме того, мы согласовали землю на 45 км. Слишком много вопросов в Ферганской долине. Потому что очень много земель, которые в союзные времена переходили от одной стороны к другой. На некоторых землях Кыргызстана поселились  граждане Таджикистана. На некоторых землях Таджикистана поселились граждане Кыргызстана. Поэтому и это надо решать переговорным путем. У этого вопроса имеется также правовая сторона. По данному вопросу наши позиции с Таджикистаном расходятся. Вот почему приходится брать перерыв для рассмотрения правовых материалов. Таджикистан побывал в архивах России, исследовал. Теперь нам тоже надо поехать в Россию, просмотреть архивы и исследовать.

- Вы бываете в приграничных районах, проводите разъяснительные работы?

- Пограничный вопрос стал крайне актуальным вопросом. Между делом возникают разные недопонимания, события, которые даже во сне не могли присниться. Вследствие этого становится необходимым ездить в приграничные районы, проводить разъяснительные работы среди местного населения. Мы собираемся поехать на юг в сопровождении особых специалистов. Мы ставим цель провести встречи с местными жителями, живущими в  приграничных районах, вблизи на местах ознакомиться с их проблемами.

 

Источник: газета «Жаны агым» № 33 от 16.08.2013 / стр. 4

  https://www.gezitter.org/interviews/22872/ Ссылка на материал: