С момента назначения Мелиса Турганбаева на должность начальника городской милиции он сделал многое и заботится о своих сотрудниках. У нас полно генералов, но достойных можно по пальцам пересчитать. Об этом человеке говорят и хорошо, и плохо. Известно, что у него появились противоречия с заместителем главы аппарата правительства по обороне и безопасности Женишем Илебаевичем. По этим и другим вопросам мы побеседовали с Мелисом Турганбаевым. Мелис мырза попросил не публиковать некоторые факты про Жениша Илебаевича. Но мне пришлось. Рано или поздно, правда всплывет наружу...
- С чего вы начали работу, став начальником ГУВД?
- Существуют четыре службы, которые работают с народом. Участковые, ППС, работа с несовершеннолетними, служба ГАИ. Я начал работу с того, что начал знакомиться с положением дел четырех служб. Некоторых участковых инспекторов народ не знает, в школах фиксируется множество фактов рэкета, а сотрудники ГАИ на улицах допускают беспредел. Анализировал все данные, одних участковых проверял 15 дней. Я раньше достаточно поработал в городе и знал, с чего начинать работу. Были участковые, которые в день работали 4-5 часов. В некоторых школах не хватает участковых, которые бы работали с подростками. Дислокация ППС не отличается от 90-х годов. Гаишники привыкли работать там, где вздумается. Все это наладили за 15-20 дней.
- Вы сказали, что некоторые участковые работали 4-5 часов. Вы поинтересовались, почему так происходит?
- Да. Один участковый сказал: "Я участковый Мурас-Ордо, Калыс-Ордо, Ак-Ордо. Утром приезжаю в ГОМ, потом час еду на свой участок. Разговариваю с народом, делаю обход и возвращаюсь в ГОМ. Потому что в новостройке мне негде присесть. Проблемы народа решаю прямо на улице, фиксирую показания прямо на улице. Если бы мне создали условия, я бы не покидал свой участок". В Китае на каждом участке есть небольшие полицейские пункты. Участковый должен знать обо всех происшествиях на участке. В данное время мы заняты тем, что открываем специальные пункты. В основном там, где фиксируется больше всего преступлений. На церемониях открытия собирался народ и выражал благодарность. Многие считают меня хвастуном. Но я все доказываю своей работой. Даст Бог, к концу апреля решу 60% проблем в ГУВД. В мае полностью установим участковые пункты. Внутри пункта будет карта участка, расположение улиц. А также изолятор временного содержания. Кроме того, наши ППС будут работать с 16:00 до 23:00. Я им тоже говорю, чтобы патрулировали те районы, где преступности больше. В данное время не хватает гаишников. Они работают с 6:30 утра до 10:30. Там, где фиксируется больше всего нарушений правил дорожного движения. Многим лень платить штраф на почте, отдают в руки гаишнику. Мы рассматриваем этот вопрос. Наш анализ показал, что кафе работают до 2-3 часов ночи. Вечером там течет отдельная жизнь. По вечерам у нас работает ночной батальон. 21 автомобиль патрулирует в соответствии с дислокацией с 21:00 до 7:30. Ночной батальон способствовал снижению преступности до 2-30%. В мобильной группе, на 25 автомобилях установили систему JPS. Мы так заботимся о безопасности сотрудников. Кто где работает, не покинул ли зону дислокации. Я могу следить за этим в управлении, а также дома. Мы можем даже следить за тем, как они производят задержание. Пытаемся развивать этот метод. Я также сократил число ГОМ. Потому что здания в плачевном состоянии, никаких условий. У нас в городе 8 ГОМ, у каждого свой начальник и заместитель. Есть следственный отдел, эксперты криминалисты. Мы проявляем деликатность в кадровом вопросе. Оказываем поддержку ребятам, которые работают добросовестно, берем на работу профессионалов и эрудированных парней. Могу сказать, что мы уже искоренили коррупцию в этом вопросе. У нас мало опытных следователей, многие уволились. Поэтому мы пытаемся восстановить их в должности. Пресс-службе создали хорошие условия. Открыли сайт УВД, чтобы тесно работать с народом и СМИ.
- Министр Конгантиев избавил город от проституции. Сейчас она процветает. В нашей газете мы открыто написали о человеке, который "крышевал" проституток. Они сами написали, сколько сомов, каким образом он забирает. Какие меры предпринимаете в этом направлении?
- Соответствующая информация поступила на сайт УВД. Правильно, было такое. Зимой не так проявляется, но с потеплением их становится больше. Сегодня мы закрыли все точки. Остались две крупные точки, они тоже будут закрыты. Установили жесткий контроль, над этим работают все четыре района.
- Какие меры предприняты в отношении начальника Ленинского РОВД Айбашева? Несколько граждан обращались в нашу газету, сообщая, что он требовал взятку. Есть видеоролики. У вас работает служба внутренней безопасности. Эта служба якобы расследует дело, но ничего конкретного не сделала.
- В дело Айбашева вмешались прокуратура и суд. Наши сотрудники изучили это дело. Но прокуратура нам сообщила, что в деле "нет состава преступления". Мы хотели отправить его в отставку, но прокуратура не позволила. Если мы его уволим, он подаст на нас в суд и поднимет шумиху. Все научились судиться.
- Недавно редакторов кыргызских газет принял глава правительства Жанторо Сатыбалдиев. Речь шла о реформах и о частой смене министров внутренних дел. Сатыбалдиев заявил: "Мы проведем реформу в МВД. Среди милиционеров усиливается беспредел. Смерть Шоноева - следствие внутренних разборок". Мелис мырза, Шоноев работал под вашим начальством. А о какой разборке идет речь?
- Чиновники или другие люди должны подкреплять слова доказательствами. Если милиционеры учинили беспредел, нужно было возбудить уголовное дело и задержать их. Сегодня о Шоноеве говорят всякое. Десять раз изучали дело, ничего не нашли. Шоноев оказался чист. Этот джигит работал добросовестно. В 2010 году, когда милицию сломали, он сохранял внутреннюю безопасность по стране с гордо поднятой головой. Вот Аркадий Дубнов заявляет, что впервые в мире было возбуждено уголовное дело по связям власти с криминальным миром, и были осуждены люди. Такие достижения - дело рук джигитов вроде Шоноева. Жизнь его детей, семьи находится под угрозой. Меня сопровождают телохранители не для фона и не для блата. Со стороны может так показаться. Человек меня поймет, когда ему самому понадобится телохранитель. Шоноев внес огромный вклад в раскрытие дела Садыркулова. Потому что следствие начали с Оша. Алмаз Эргешбаев, Шоноев, Сатыбалдиев, Мирлан Каниметов, Азамат Токтоналиев, Мамбетакунов, Уметалиев Талант сделали многое. Сейчас усилилось проявление зависти. Менталитет у кыргызов такой, не приемлют чужой успех, ищут недостатки. Я всегда говорю правду в лицо. Поэтому многим не нравлюсь.
- В ноябре вы давали интервью радио "Азаттык" и заявили: "Один генерал из правительства не дает работать милиции". Этот генерал - Жениш Жакыпов?
- Он мой брат. Я из Нарына, он из Иссык-Куля.
- А он вроде не мешает вам?
- Тайком вполне может.
- Может, отношения испортили подстрекатели и сплетники?
- Не знаю. Трижды бывал у него. Но ничего не меняется. Раньше предлагал свою должность. Сказал: "Байке, вы генерал - поработайте. А я еще молод, еще придет мое время". Если в милиции ты поработал и ушел, о тебе забывают. Когда Зарылбек Рысалиев уходил, все бегали за новым министром Шамилем Атахановым. Я пережил такое, поэтому подошел к Зарылу, посадил на машину и сказал: "Заке, ладно, отдыхай. Ты болел, отсыпайся месяц". Вернулся, а все ждут Атаханова. Вот так заведено в милиции. Вчерашние подхалимы моментально могут отвернуться. Меня тоже гоняли. А в 2005 году не хотел работать, когда вернули на работу. Я позвал тогда Жениша Илебаевича и сказал: "Мне неудобно. Садитесь вы". Усадил в кресло и ушел.
- Какова причина вашего ухода из МВД. Правду говорят: "На Турганбаева собралась целая папка компроматов, особенно по событиям на юге. Он увидел их и без разговоров ушел"?
- На юге мне добровольно сдали 377 единиц оружия. В Джалал-Абаде раскрыли все преступления. 19 человек осудили по событиям "Сампа". Раскрыли обстоятельства смерти капитана Сулайманова. Сумели защитить Джалал-Абад без единого выстрела. Тогда Ахмат Бакиев обещал мне 3 млн. долларов США. Я не взял. Если бы мне совесть позволила, я бы мог взять и поделиться деньгами с Эргешбаевым. Когда Ахмат Бакиев предложил мне 3 млн. долларов, нас слышали 5 человек. Сказал: "Сейчас принесем, только позволь пересечь границу". А мы не взяли деньги и задержали Ахмата. А другие позволили сбежать Бакиевым. Привезли Акмата, получили от него то, что хотели, позволили сбежать. Тогда Акмат говорил: "Мелис, лучше возьми, все равно я сбегу, даже за половину этой суммы". Так и случилось.
- Мы знаем, что криминал "Поке" содействовал задержанию Акмата Бакиева. А его уже убили. Сейчас уже думают, что милиция пользуется кем-то и не обеспечивает ему защиту. Почему вы не защитили "Поке"?
- Его предупреждали. Мы ему сказали, чтобы был начеку. Только один Бог знает, когда на меня могут напасть. Вот Шоноева застрелили. Неспроста мы ходим в сопровождении телохранителей. Жизнь Алмаза Эргешбаева в опасности. Этот человек внес огромный вклад в раскрытие многих дел в борьбе с криминалом. Жениш Илебаевич не хочет понимать, что мы работаем.
- Про Жениша Илебаевича в одной газете имел место черный пиар. Даже засняли дома, в которых он живет. Стрелки перевели на вас, якобы это ваших рук дело. Настоящие заказчики оказались в тени.
- Назгуль, сама знаешь, я всегда говорю в лицо. Я не такой человек, который втайне что-то делает. Я даже не знаю, где расположены дома Жакыпова. Даже не интересовался. Не люблю забивать голову лишним. Всегда говорю фактами. Если хочу что-то сказать, говорю журналистам, чтобы указали мое имя. Я прекрасно знаю, какие газеты, как работают и чьи заказы исполняют. Но от меня таких заказов не дождутся.