- Какие результаты может дать денонсация соглашения по «Кумтору» для экономики и авторитета государства?
- Такие действия приведут к катастрофе. Это очень вредно для авторитета нашего государства в экономическом и экологическом отношении. Денонсация – это потеря. Если мы денонсируем соглашение, то работа «Кумтора» остановится. А горнорудное производство никогда не должно останавливаться. Оно всегда должно находиться в движении. «Кумтор» расположен в самом особенном месте Кыргызстана. Его остановка нанесет огромный ущерб нашей экологии. Кроме того, мы понесем большой экономический ущерб. И президент Алмазбек Атамбаев говорит, что «Кумтор» считается нашим бюджетообразующим предприятием. Те, кто с криками поднимает вопросы о «Кумторе», полагают, что стоит поменять «шапку» и будем продолжать разрабатывать. Так не будет. Понимающие производство люди никогда не заявляют подобных мнений. Там все, кроме богатств недр, расположенных в этом месте, считается богатством мировых акционеров. Эти акционеры просто так не отдадут нам свои богатства. Для того чтобы скупить у них все, у нас должны быть средства от 2,5 до 5 млрд. Сейчас пока у нас нет столько денег. Наш внешний долг составляет около 3 млрд. Несмотря на это, крикуны специально хотят ослабить нашу экономику, это те, кто действует против сегодняшней власти. Но из такой ситуации можно выйти только на основе двусторонних переговоров. На сегодняшний день «Центерра» проводит геологическую разведку в 9 местах. Пока они еще не сданы в эксплуатацию. Поэтому и инвесторы заинтересованы в освоении «Кумтора». Сегодня «Центерра» работает напрямую против коррупции. Все работы проводит открыто и прозрачно. В отличие от того, что было при реструктуризации прежнего соглашения от 2009 года, она ничего не дает «большим» людям. Потому что вся ее работа по интернету открыта перед мировой общественностью.
- Если вопрос «Кумтора» дойдет до Международного арбитражного суда, то есть ли у Кыргызстана возможность выиграть?
- У нас никогда нет возможности выиграть. Потому что у «Центерры» экономическое положение очень хорошее. Она стоит в первом списке 10 фирм мира по экономическому положению. К тому же и государственная комиссия заявила об отсутствии экологической катастрофы. Были кое-какие недостатки. Их можно исправить.
- У нас есть юристы международного уровня, которые в международном суде могут защитить интересы нашего государства?
- Во-первых, у нас нет таких юристов. Во-вторых, в Международном суде смотрят на экономическое положение страны и предприятия, работающего в ней. В мире нет таких условий, какие создает работникам «Кумтор». И зарплата у них хорошая. Сейчас мы с помощью «Центерры» собираемся начать работу по новым мировым условиям и в других странах. Как я выше сказал, сейчас в 9 местах ведутся разведочные работы. У нас как акционеров и там будет своя доля.