«В коррумпированные страны инвесторами идут аферисты и отъявленные ловкачи»

Обратите внимание на дату публикации.

После распада великого Союза закрылось множество заводов и фабрик, остановилась разработка полезных ископаемых. Некоторые из них продолжают работу под руководством иностранных  инвесторов – ловкачей, а другие так и стоят закрытыми. Может ли Кыргызстан самостоятельно разрабатывать свои месторождения? Хватит ли на это сил у сегодняшних чиновников?

 

Жакин Акималиев, академик:

-          Если не будет иностранных инвесторов и никакой финансовой помощи, Кыргызстан самостоятельно не сможет разрабатывать богатства своих недр. Конечно, у нас очень много природных богатств. На всех их можно найти и пригласить внешних инвесторов, а затем уже разрабатывать.

-          Но ведь эти приехавшие инвесторы за 20 лет преследовали только свои интересы, и не принесли стране никакой пользы?

-          Правильно, поэтому при составлении соглашения с инвесторами мы, в первую очередь, должны думать об интересах государства. Надо принимать решение, приносящее пользу стране. Некогда, еще при легендарном Парламенте, возник большой скандал по поводу золота. Когда А.Акаев отдавал «Кумтор» Канаде, мы выступили против. Большинство народа тогда не понимало, но мы предлагали: « Давайте посидим не спеша, подробно обсудим и посоветуемся». Тогда Акаев наш протест ни во что не поставил: «Мы получим невиданную пользу, 70-80% будут нашими». Неумное решение  А.Акаева до сегодняшнего дня приносит нам несчастья. Хорошо, когда разрабатываются золоторудные месторождения. Но мы должны подумать и о будущем такого природного чуда как Иссык- Куль. В будущем такое крупное предприятие, расположенное  как раз над Иссык- Кулем, на леднике, не может не дать последствий. Кроме «Кумтора» у нас полно других месторождений, вот хотя бы их надо использовать очень аккуратно и бережно. Прежде, чем составлять соглашение с инвесторами,  надо открыто объявлять общественности, «семь раз отмерить и один раз отрезать», надо посоветоваться. Без инвесторов мы не сможем  сами добывать. Правительство в этом году утвердило бюджет с дефицитом в 22 млрд.сомов, как мы в таком положении можем сами разрабатывать?

-          Там, где идет добыча полезных ископаемых, из земли выходят вредные ядовитые вещества, и никто не может гарантировать, что в будущем это не приведет к разрушению экологии и к какому-нибудь крупному природному катаклизму. А, может быть, для нас было бы правильнее закрыть «Кумтор», от которого вреда больше, чем пользы, все равно он не дает стране больших доходов?

-          Закрывать такую крупную компанию будет неправильным. Вопрос надо решить составлением  хорошего соглашения. Как говорили в легендарном Парламенте: « Все золото должно контролироваться нами, и продаваться через нас». Сегодня ничего этого нет. Последующий Президент К.Бакиев пошел по тому же Акаевскому пути. И его тоже, наверное, подкупили деньгами. В мае прошлого года я съездил в Монголию. Раньше, в советские годы, это была совсем отсталая страна, а сейчас они построили основы государственной независимости и подняли экономику на высокий уровень развития. Они тоже перешли к парламентскому управлению как мы, пробудили в себе национальное чувство, своим «знаменем» подняли память Чингисхана, а памятник ему поставили перед домом Правительства. Население там всего 1,5 миллиона человек, но страна очень богата полезными ископаемыми. К ним приехали инвесторы из Америки, Китая, Кореи, Турции, России и все прекрасно работают. Они правильно составили соглашения с этими странами. Говоря одним словом, поражаешься достижениям и развитию Монголии.

-          Мы  прогнали не одного, а двух близоруких Президентов. И сейчас есть ли у нас возможность исправить соглашение  с инвесторами? Или же нынешнее Правительство идет по тому же старому пути?

-          Не зная  точно, я не могу сказать. Но, думаю, здесь хватит и сил, и воли. Мы же не смогли вырвать с корнем застарелую коррупцию. Когда-то  некто спросил: «Как перевести на кыргызский язык слово «коррупция»?  Я ответил: «Коррупция это – семиголовое чудовище». Разнузданные чиновники- коррупционеры Акаевских и Бакиевских времен снова пришли в нынешнее Правительство. Нам никогда не дождаться от них ничего хорошего. Эти чиновники уже не смогут вырваться из коррупционной системы, поскольку тесно срослись. До сих пор находятся в плену обмана «семиголового чудовища».

 

Аскар Бешимов, экономист:

-          Наше государство не сможет самостоятельно разрабатывать богатства своих недр, так как у нас нет достаточных средств. Количество крупных инвесторов в Кыргызстане едва достигает семи. Они работают на «Кумторе», в «Демир Банке», «Халык Банке», «Кока-Коле», «Вим-Биль-Дане», «Реемтсме». Других крупных инвесторов у нас нет. В течение 6- 7 лет без внешней помощи мы не сможем самостоятельно прожить, мы стали нуждаться в ней. 85% нашей еды и одежды связаны с импортом. Разница между импортом и экспортом сегодня достигает 2 млрд. долларов. За исключением немногих овощей мы все закупаем. Для разработки крупных месторождений  нужны крупные суммы денег. Сначала надо провести геологическую разведку, приобрести, то есть, закупить необходимое для этого оборудование, аппаратуру. Своих сил на это у нас нет. Одна из целей внешних инвесторов, прибывающих в нашу страну – быстрее заработать деньги, они никогда не приезжают с намерением помочь кыргызам. Такое зарабатывание денег – закон истинного бизнеса. Нацеленные на получение доходов они используют разные способы, приемы и пути. Наше Правительство предоставляет законы для привлечения инвесторов в горнорудную отрасль, в легкую промышленность страны, чтобы инвесторы могли применить свои способы, приемы и пути. В Акаевские и Бакиевские времена контроль над крупными месторождениями осуществляли их семьи. А инвесторы для достижения собственных целей используют самые разные приемы. Они ищут удобные пути для себя – подкупить ли наших чиновников, составить ли соглашение- договор с семьей Президента, да и сейчас много тех, кто работает «скрытно и шепотом».

-          Не является ли для нас лучшим выходом закрыть подобные компании, не приносящие пользы, если уж мы не можем самостоятельно вести работу и направлять инвесторов?

-          Нет, я не присоединяюсь к этому. Хотя существует мнение о целесообразности закрытия месторождений, которые мы сами не можем разрабатывать. Сейчас в мире проводятся научные исследования, которые дали пластмассу прочнее металла, но они еще не распространены широко в мире. Говорится, что эта пластмасса в 5 раз крепче стали, не ржавеет и легкая. Через 20- 30 лет железо станет никому не нужным. Мало того, ученые говорят, что в ближайшие 70 -80 лет будет использоваться энергия солнца ли, пара ли, а машины будут ездить без горючего. Значит, через 70 -80 лет надобность в нефтепродуктах уменьшится. Вследствие  инфляции в мире курс доллара снижается, поэтому цена золота повышается. Всему свое время, надо заставить работать то, что есть, и извлекать пользу. Неправильно думать - спрячем в сундук, когда-нибудь задействуем.

 

Болоткан Алымкулов, руководитель Северной геологоразведочной экспедиции:

-          Кадровые вопросы решит человек, понимающий горнорудное дело и геологоразведку. Посмотрите на «Кыргызалтын», там еще не было человека, разбирающегося в указанных вопросах, поэтому наше положение очень плохое. Это то же самое, как если бы меня назначили министром здравоохранения, как я буду подбирать кадры, как исправлю эту систему, как поправлю законы? Закон нужно рассматривать не торопясь, вносить корректировки, добавить интересы отрасли, и как говорится, сотрудникам  работу и зарплату… Если посмотреть на наш «Закон о недрах» и другие законы, там нет не то, что о кадрах, но и об интересах Кыргызстана. Парадокс. Суть в этом. Смогут ли наши кадры без иностранцев разрабатывать «Кумтор», «Жеруй» и другие месторождения? Смогут. Например, в Хайдаркане ртуть, в Макмале золото разрабатывают наши же кадры без иностранцев. Если на то пошло, на самом «Кумторе» 80% кадров- кыргызстанцы. Для канадцев мы – очень дешевая рабочая сила, поскольку столько кадров не готовили и не  обучали. Предприятия горнорудной и геологической системы Кыргызстана заставило хромать то, что они (иностранцы) перетянули кадры к себе, немного подняв зарплаты. Поэтому, пока в горнорудную и геологическую систему не придут правильные, профессиональные кадры, мы так и будем говорить умные слова с трибун и по телевизору. Скажу по поводу «Кумтора». «Кумтор» это – большая проблема, его  трудно национализировать, но соглашение надо снова пересмотреть с участием компетентных специалистов или правительственной комиссии. Вести в состав необходимых экспертов, посмотреть на аналогичные предприятия соседних стран, узнать- с каким контрактами они работают? Какие интересы того народа соблюдены? И этот народ живет на «проценты» или же с «разделом продукции»? И другие стороны проблемы не затягивая посмотреть, еще не поздно.

 

Кубанычбек Турдукожоев, гендиректор горно - металлургической компании:

-          Конечно,наше государство может самостоятельно вести горнодобывающие работы. Мы постоянно ждем инвесторов и теряем свой авторитет. Например, месторождения «Макмал», «Солтон- Сары», «Терек- Сай» в Чаткале на своей же базе разрабатывает «Кыргызалтын». Кыргызстан сам может вести добычу на месторождениях «Жеруй», «Талды- булак». Для Кыргызстана существует множество путей для добычи и разработки полезных ископаемых  своими силами. Мы всегда попадаемся на обман иностранных инвесторов. В теневой экономике всегда играли роль интересы вновь прибывающих руководителей из власти. Почему, например, мы не можем составить соглашение с инвесторами с «Кумтора», чтобы получаемый от него доход  поделить- 60% нам, а 40%- им? А потому, что при составлении соглашения верхушка власти в первую очередь преследовала собственные интересы. Такие же соглашения, похоже, действуют и сейчас.

 

Бакыт Сейталиев, геолог:

-          Если месторождение маленькое, его можно разрабатывать. У Кыргызстана есть возможность самостоятельно вести горнорудные работы при наличии инфраструктуры, при удобном расположении месторождения, легком для добычи. Крупные месторождения тоже можно разрабатывать, однако, в нынешних тяжелых условиях сделать это чрезвычайно сложно.

-          Но ведь эти инвесторы не приносят пользу государству?

-          В такие страны как наша, которые можно обмануть за взятки, некоторые уважающие себя инвесторы не придут. А в страны, где  сильно разрослась коррупция,  приходят инвесторы – аферисты, отъявленные ловкачи, которые думают: « продадим их полезные ископаемые, доконаем до конца, быстрее получим прибыль».

 

Орозбек Дуйшеев, общественный деятель:

-          Мы не можем самостоятельно разрабатывать свои полезные ископаемые, потому что у нас нет нужных условий. Как обстоит дело с финансовыми средствами вы и сами знаете - «туда потянешь - лошадь сдохнет, сюда потянешь - телега сломается». То, что к нам приходят инвесторы это – хорошо.

Источник: газета «Айкын Саясат» № 19 15.03.2011/ стр.8

  https://www.gezitter.org/interviews/1847/ Ссылка на материал: