- Улукбек Зулпукарович, ситуация в стране обостряется, что подзадорило критикующих власти политиков, которые заявляют: "С приближением весны начнутся народные волнения, возможно, будет революция". Что вы думаете об этом?
- Я против любого насилия, революций. Потому что мы видели, что могут принести революции. Никакой пользы, кроме разрушений. Особенно в 2010 году страна многое потеряла, погибли джигиты, а виновников не нашли до сих пор. Неизвестно, достигнуты ли цели (?), ради которых они лишились жизни. Поэтому должны одуматься те, кто жаждет революции. Разумный человек не станет ради достижения власти причинять ущерб народу, подталкивать людей на смерть. Разве власть стоит жизни человека? Нет! Ситуация сегодня тяжелая. По-моему, нужно распустить парламент, чтобы все наладить. Потому что парламент повинен в сегодняшнем положении дел. Все скандалы и конфликты начинаются в Жогорку Кенеше и не улаживаются. Фракции заняты распределением папок и должностей, каждый стремится назначить своих людей. В итоге - профессионалы оказались отстранены от власти. Разве народ будет этим доволен? Поэтому экономика не развивается. Из-за хаотичной политики с 2005 года Кыргызстан клеймили "неспокойной страной", что распугивает инвесторов. Инвесторов проверяем с каждой сменой власти, заслужили их ненависть. Бизнесмены уже устали бояться мысли: "Что будет, если еще раз смениться власть?"
- Мирослав Ниязов выступает за роспуск парламента и внесение изменений в Конституцию. В случае игнорирования он собирается начать митинги с 15 марта. Значит, вы поддерживаете этого человека?
- В основном да. Парламент работает второй год, ничего хорошего не увидели. Всегда шумиха, скандалы. Конечно, они могли бы работать до окончания срока, но нужно пойти на такой шаг, чтобы утихомирить народ. Конституция обязательно должна быть изменена. По-моему, в нынешних условиях нужно создать двухпалатный парламент. Законодательная палата должна избираться по партийной системе, писать законы и следить за их выполнением, получая зарплату. Вторую палату можно назвать палатой народных представителей или курултаем, избирать депутатов по одномандатным округам, которые созываются по важным вопросам, выслушивают отчет президента или правительства, не получают зарплату. Тогда народ вновь начал бы доверять власти. Потому что при 100% партийной системе некоторые регионы остаются без представителей. К примеру, в нынешнем парламенте нет представителей отдельных регионов. Проявляется и переизбыток представителей других регионов.
- Вы ссылаетесь на парламент, говоря о "тупиковой" ситуации в стране. А разве к этому не причастен Алмазбек Атамбаев, который напрямую и косвенно правил страной на протяжении трех лет?
- Разумно. Но сейчас складывается интересное обстоятельство. Трубим на весь мир - "мы выбрали парламентское правление". А на деле видим, что без участия президента не принимается ни одно важное решение. Сам факт наличия разработанной президентом "Стратегии развития" говорит о том, что он переступил за рамки конституционных норм. Алмаз Шаршенович в одном из своих интервью сказал: "Наблюдаю со стороны, но все равно спрос будет с меня. Поэтому вынужден вмешиваться". Это демонстрирует, что у нас не работает парламентаризм. Значит, нужно расширить полномочия президента и дать ему возможность поработать. Пусть правит в соответствии с законом и отвечает за свои действия! Во-вторых, лидеры фракций плетут интриги и не дают президенту работать так, как он хочет. Правительство тоже под влиянием депутатов. Большая часть министерств подчиняется не премьеру, а лидерам фракций. Премьер вынужден умолять лидера фракции снять министра, который не смог сработаться. Поэтому нет сдвигов в экономике и в социальной сфере, страна тонет. Короче говоря, становится очевидным, что бесполезно проводить выборы по партийной системе и кормить 120 депутатов. Главное - нам нужно решить эту проблему. Потом мы можем говорить о президенте.
- На протяжении двадцати лет применяется одна схема: как только обстановка начинает накаляться, правительство отправляют в отставку. Говорят, возможно, правительство отправят в отставку, чтобы выйти из тяжелого положения. По слухам, президент собирается внедрить в правительство Адахана Мадумарова или Мелиса Мырзакматова, чтобы утихомирить жителей юга. Эти шаги помогут разрядить обстановку?
- Во-первых, сомневаюсь, что такое вообще произойдет. Во-вторых, нельзя играть с отставками правительства. Перед отставкой Бабанова я говорил: "Лучше дать ему доработать этот год, выслушать отчет, потом отправить в отставку". Действующее правительство тоже должно отработать год. Иначе трудно оценить его работу. Мы не смогли понять, кто как отработал в правительстве, потому что не дали сделать годовой отчет. Ушедшие говорят: "Я бы свернул горы, если бы дали поработать", а новички ссылаются на предшественников, когда разговор заходит о неудачах. В этом году Бог смилостивился над кыргызами, зима не была суровой. В декабре был недельный холод, отключали свет, газ и не знали, что делать. Кто знает, что было бы, если бы холод продлился целый месяц? Разве тогда наказали министров, которые обещали не отключать газ и свет? Нет. Не думаю, что что-то изменится со сменой правительства. Для начала мы должны выяснить, кто будет нести ответственность. Для этого нужно изменить Конституцию. Нельзя назначать выборы, не внеся изменений в Конституцию. Потому что 120 депутатов - слишком много.
- Народ все сильнее недоволен, потому что выясняются негативные дела, связанные с апрельской революцией. К примеру, распил млн. долларов между Сариевым и Бекназаровым, кража Бекназаровым и Исаковым 16 млн. сомов, исчезновение денег с ячеек, мародерство "Ата Мекена" и т.д. Но они хитрят, прикрываются щитом "революционеров", устраивают митинги. Это правильно?
- Это неправильно. Каждый должен ответить за содеянное им. Говорили о распиле миллионов, но потом затихли. Но со временем факт воровства всегда всплывает наружу. Есть факт мародерства, но неизвестно, кем совершено. Если нынешние обвиняемые невиновны, то они могли бы найти истинных мародеров. Кыргызы говорят: "Дурное дело и через сорок лет может всплыть" - можно временно утаить преступление, но не вечно. Нынешние лидеры привыкли сваливать всю вину на предшественников. Они говорили, что жизнь у народа нехорошая, так пусть теперь исправляют ее. Должны же быть пределы отговоркам. Прошло три года, сколько времени им еще нужно? Может им уже на деле нужно что-то сделать, а не кормить народ обещаниями? А ответ на ваш вопрос, у кыргызов говорят: "Дочь, забеременев, мать свою пугает" (с больной голову на здоровую). Должно быть стыдно, после всех совершенных преступлений называть себя "революционерами", это нечеловечно.
- Политизированный вердикт в отношении задержанных депутатов может стать причиной для народных волнений?
- Возможно, подтолкнет к волнениям. Потому что издавна кыргызы сопереживают людям, которым устраивает гонения власть. Защищают даже виновных. В общем, мы лучше всех проявляем доброту. Поэтому ситуация может обостриться, если они будут затягивать с судебным решением в отношении депутатов. Все знают, чем больше затягивается дело, тем больше злится народ. К тому же, поводом для их задержания стал митинг по "Кумтору". По этому вопросу народ тоже выражает недовольство.
- Высказываются различные мнения о строительстве ГЭС, говорят, интересы Кыргызстана не были учтены. Соглашение между странами не стало достоянием общественности. Вы смогли разглядеть какие-нибудь обстоятельства?
- Конечно, для Кыргызстана ГЭС имеет большое значение, мы должны строить ГЭС. На каких условиях? Я тоже не смог найти соглашение по "Камбар-Ате", не читал. Ознакомился с частью соглашения по каскадам ГЭС в Нарыне, которую выложили в интернет. Очевидно, что в соглашении урезали права Кыргызстана. В совете директоров будет пять человек, из них трое - россияне. Указали: "Вопросы решаются большинством голосов". Это говорит о том, что эти трое будут решать вопросы так, как вздумают. Говорят, "Камбар-Ату" построят по системе 50:50. Неясность остается с кредитом. Говорят: "Пока Кыргызстан не рассчитается с кредитом, Россия будет владеть 75% долей". Вопрос рассматривается парламентом, надеюсь, депутаты будут думать о будущих поколениях и "детально рассмотрят" вопрос. Досадно, что некоторые депутаты говорят: "Внесем свои предложения и ратифицируем соглашение". Это правительство сможет составить другое соглашение. Хватит ли смелости вести переговоры с Россией? Потому что соглашение 2009 года было более выгодным для Кыргызстана. Стоит отметить, нынешний вариант соглашения принесет в будущем большие проблемы для Кыргызстана.