Т.Мамытов, председатель Пограничной службы: «Переговоры с Узбекистаном решились по задуманному»

Автор: Чынйым КУТМАНАЛИЕВА
Арена.KG Арена.KG
Обратите внимание на дату публикации.

 

Мы побеседовали с Токоном Мамытовым, почему он пошел в Пограничную службу, какие вопросы решает по границе.

- Токон мырза, говорили, что до этого вам предлагали много должностей, но вы от них отказывались. Как вы согласились в этот раз?

- Президент, правительство, парламент, придавая особое значение Пограничной службе, в сентябре прошлого года отделили ее в качестве самостоятельной отрасли, повысили зарплату пограничников, статус. Президент своим указом назначил руководителя. Этот вопрос тоже  возник не на пустом месте. Поскольку граница является одним из серьезных вопросов, он и до этого многократно поднимался в комитете на общем заседании парламента. Когда мы выдвигали вопрос улучшения работы Пограничной службы, на первом плане стоял вопрос с Сохом, ситуация обострилась. Границы закрылись, не было решено много вопросов по безопасности. Когда президент предложил упорядочить эту работу, я не смог отказаться. Потому что, если бы раньше я пошел заместителем губернатора Иссык-Кульской области или министром обороны, руководителем аппарата президента, в ГКНБ, то меня могли обвинить, что я продался должности. А от этой должности нельзя было отказаться, поэтому я согласился. Ведь когда говорят, что эту службу сможешь выправить только ты, оказывают доверие.  Народ мучается и пытается наладить ситуацию во главе с президентом. В это время я не мог сидеть в парламенте, критикуя всех, высказывая отрицательное мнение вместо того, чтобы взять «лопату и разгребать». Меня бы не поняли.

- Вы согласовали с Куловым?

 - И Кулов, и другие однопартийцы пожелали мне успехов и пожали руку. Они поняли, что я нужен в этой сфере.

- В обществе высказываются о вас и Омурбеке Текебаеве: «Теневые советники президента. Многие вопросы решаются согласно их советам». Насколько это соответствует правде? Я к тому, что хотя вы и пошли на эту должность, потому что не можете оставаться равнодушным, однако в народе говорят, что Токон Мамытов воспользовался ситуацией и решил вопрос с нужной себе должностью?

- О Текебаеве не могу сказать. Скажу о себе. В некоторых случаях по вопросам национальной, военной, пограничной безопасности, как депутат я заходил высказать свое мнение, взгляды к президенту, премьер-министру, спикеру, вносил предложения. Не скрываю этого. Пусть не каждый день заходил, но при возникновении вопросов записывался к ним на прием, приходил в назначенное время, говорил, что этот вопрос меня беспокоит. Будет правильным решить его вот так-то. Если не придавать ему значения, то может возникнуть большой вопрос, высказывал такие анализы. С силовыми министерствами тоже обсуждал соответствующие вопросы. Почему-то не учитывают мои предложения, сделанные президенту, а делают упор на то, что я заходил к президенту, что с этим поделаешь? Удивляюсь также словам, что президент вел работу в соответствии с моими советами. Потому что у меня нет права диктовать президенту, а также премьер-министру и спикеру: «Решайте этот вопрос так, а тот вопрос вот так». Всего лишь как выше сказал, я могу давать предложения по соответствующим вопросам. Они принимают только подходящие предложения. Если в чем- то не согласны, то высказывают свои аргументы, что этот вопрос не должен так решаться. Я не согласен с разговорами, что стоит Мамытову сказать и все исполнится. Президент выполняет сказанное им.

- Вы взяли на себя руководство Пограничной службой в то время, как ситуация осложняется, а народ мучается. С чего начали работу?

- Мы на собрании обменялись мнениями с премьер-министром по вопросу Соха. В дополнение к этому вчера начала работать организованная правительственная комиссия по пограничному вопросу. Посмотрели ее заключение, если есть дополнительные поручения, мы готовы и их выполнить. Здесь не только Пограничная служба, но если правительство возобновит переговоры по делимитации, демаркации границы, а правоохранительные органы там обеспечат порядок, не допуская конфликтов среди людей и будут помогать пограничникам, то все это даст результаты, которых ждет народ.

Вместе с тем, прежде чем ставить требование: «Не нарушай границу», в первую очередь мы должны укрепить порядок у себя. Если будем четко исполнять законы, военный долг, то на границе не возникнет конфликтной ситуации. Второе, нам следует придерживаться взаимоотношений с пограничниками Пограничной службы соседнего государства. Третье, правительство выделяет соответствующую сумму денег. Нам следует строить на согласованных участках границы инженерно-технические оградительные сооружения. Работу начинаю в этом направлении. Если Бог даст, я намерен по данным вопросам сесть за стол переговоров с руководителями соседних государств и напрямую посоветоваться, чтобы прийти к единому решению.

Слава Богу, все решилось, как задумывалось. Мы, обе стороны, хорошо поняли друг друга.

- «Этот вопрос решит сам народ. Надо дать оружие народу», - сказал один из бывших губернаторов Баткена Айбалаев.

- Этот человек высказал свой аксакальский совет в смысле: «Если у вас самих не хватает ума, вы не в состоянии сделать, тогда дайте оружие в руки народа, пусть он сам решит». Он не сказал, что надо раздавать автоматы всему народу, как хлеб в магазине. Всего-то Мамат Марипович художественно приукрасил речь автоматами. Я говорю, не останьтесь равнодушными к словам Мамата Айбалаева, граница это судьба народа, государства. Государство является государством только при наличии у него земли, границы. Не «трясите» Конституциями и гимнами, говоря о государстве, а заботьтесь о народе. В таком значении я понимаю. Те слова Мамата Айбалаева стали толчком к моему приходу на эту должность.

- Во время Акаева, Бакиева вопрос с границей не доходил до подобного апогея. Невольно приходят мысли, не специально ли Узбекистан создает вопрос с границей, чтобы заставить Кыргызстан считаться с собой…

- Они не имеют к этому отношения. Пограничный вопрос из тех, которые поднимаются давно. Кыргызстан и Таджикистан. Кыргызстан и Узбекистан. Во время переговоров о границах между ними с межгосударственными комиссиями какая-то из них выносит карту 1924-26 годов, еще одна поднимает карту 1956-58 годов. Этот вопрос не решается со времен Союза, а точнее, с 1980-90-х годов.

Большинство народа не обращает внимания на одну вещь. После развала Союза 15 постсоветских государств начали решать 3 вопроса. Первый, политический вопрос. Независимость, Конституция, выборы ветвей власти. Второй, экономическое развитие и вопросы расположения на территории друг друга железных дорог, дорог, заводов и фабрик, лесного хозяйства и других баз. Третий, пограничный вопрос. Вследствие того, что наша власть полностью не решила эти вопросы, возникает ситуация, как сегодня. Не Скажу о границе. Кыргызстан не хотел поднимать вопрос о границе. Потому что южную границу охраняли пограничные войска России и Китая. Только после баткенских событий 1999 года Кыргызстан обратил внимание на пограничный вопрос. Скажу ради справедливости, таджики тоже в 1994-1996 годах обращались к нам: «Кыргызы, давайте уточним пограничный вопрос». Мы ответили им сквозь зубы, отнеслись безразлично, направили  комиссию и сказали: «Работайте без обсуждения ее итогов, а мы посмотрим». Из-за этого создалась нынешняя ситуация. Вопрос Соха и Чарбака не угрожающий вопрос, это предел апогея. К такой ситуации привел не только пограничный вопрос, но и политико-экономические последствия, миграция, демография, безработица. А также такая ситуация зародилась из-за того, что экономика сельского хозяйства не взята в руки, не поднимается зарплата народа, пенсии.

Я не согласен с обвинениями в Сохском конфликте только губернатора, акима и руководства милиции. Потому что, начиная с 1980-х годов, итоги нерешенных вопросов привели к такому угрожающему положению. Здесь мы все виноваты. Виноваты и  прошлые, и предыдущие, и сегодняшние власти, в том числе я.

- Чарбакцы говорят: «Мы с сохцами были в уважительных отношениях. Нас избили не сохцы, а какие-то люди с другой стороны пришли, напали и  избили». Вроде высказываются, что в определенной степени есть вклад власти Узбекистана. Может ли такое быть?

- Здесь я хочу сказать, что нет вклада ни Ташкента, ни Душанбе, ни Бишкека. Как сказал Каримов, оказали воздействие внешние силы. Народы Средней Азии – кыргызы, узбеки, таджики, казахи, туркмены веками живем вместе. Много желающих разжечь между нами огонь. Есть те, кто стравливает людей, мол, если ты выйдешь, за тобой выйдет и народ.  Они провоцируют народы. Если посмотрим на ситуацию вокруг Соха, то желающие построить халифат думают: не нарушить ли положение в анклаве? В 1999 году в баткенских событиях целью напавших было войти вплоть до Соха. Они собирались зайти в Зардалы, крепость, а затем в Сох. Они думали превратить это место в самостоятельный островок, зачаток республики или халифата. Они думали: «Если установим свою власть в Сохе, то Кыргызстан не сможет перейти границу Узбекистана и напасть, а Узбекистан не сможет перейти границу Кыргызстана и напасть. Тут-то мы дадим жару Ташкенту, Бишкеку, Душанбе». Такие были у них намерения. Пугает мысль, не хотели ли они и в этот раз решить свои опасные планы. Вот почему я далек от мысли, что весь народ в Сохе враги или провокаторы. Но некоторыми людьми там могут воспользоваться.

- Говорят, для налаживания ситуации в Сохе надо избрать в Баткен решительного губернатора. А может быть, вправду следует пойти на такие шаги?

- Этот вопрос подняли и некоторые люди, прибывшие из Баткена: «Назначьте Мамата Мариповича Айбалаева или Султана Айжигитова губернатором. Вместо начальника милиции поставьте Нооманжана Аркабаева». Я ответил: «Помогу вам принять участие в парламентском заседании, чтобы высказали поднятые вами вопросы. Но у меня нет права вмешиваться в кадровый вопрос и менять губернатора. Посоветуйтесь об этом с правительством, правительство решит». С этими напутствиями я их отправил.

Нам целесообразно остерегаться одной вещи. Поневоле возникает мысль: «В то время как не решается пограничный, водный вопрос, нет ли людей, которые под прикрытием этих вопросов хотят поднять народ с целью поторговаться».



 

Источник: газета» Арена.kg» №2 от 24.01.2013 / стр. 5

  https://www.gezitter.org/interviews/17459/ Ссылка на материал: