Неделя запомнилась неожиданной сменой руководителей силовых структур. У многих закружилась голова, так как они не знали, как расценивать подобные события. Мы решили, что будет правильным побеседовать со специалистом этой отрасли, общественным деятелем Мирославом Ниязовым.
- Мирослав агай, скажите, как вы расцениваете приход в МВД Шамиля Атаханова? Будут ли перемены в упомянутой службе со сменой начальников?
- Со сменой руководителей МВД или ГКНБ Кыргызстан не сможет выйти из кризиса. Нет никакой связи кризиса с этими решениями. Это можно расценивать как внутренние противоречия и мелкие разногласия. За двадцать лет новейшей истории Кыргызстана он впервые дошел до такого положения. Бюджет составляет два миллиарда долларов. Говорили о дефиците в 23 млрд. сомов, теперь сообщают о 27 млрд. Собрали 10 млрд. сомов налога со следующего года. Внешний долг составляет 3 млрд., а внутренние долги, по-моему, составляют 700 млн. долларов. Кажется, дефицит бюджета достиг 800 млн. долларов. Это можно расценивать как финансовую и экономическую катастрофу. В таких условиях я не обратил внимания на смену министров и начальников спецслужб. Это ничего не поменяет.
- Некоторые политики, аналитики считают, что Рысалиев был отправлен в отставку, потому что не смог провести реформ.
- Проблема не в реформе. Главная проблема – вывод Кыргызстана из кризиса и поиск соответствующего выхода. Существует только два способа. Первое - необходимо запросить крупный кредит у международного сообщества. Сейчас никто не выдает кредит Кыргызстану. Другими словами, он попал в международную кредитную и финансовую изоляцию. Значит, необходимо реально вглядеться в проблему. Уже сейчас учителям задерживают зарплату на 10-17 дней. Вполне возможно, что бюджетные работники останутся без зарплаты. Кыргызстану никто не доверяет. А как иначе. Кто возьмет гарантии за финансовую и инвестиционную безопасность?! Есть ли такой человек в Кыргызстане?! Нет. Значит, нельзя полагаться на кредит. Если Кыргызстан желает выйти из кризиса, ему необходимо 3 млрд. долларов. Карманы прохудились. Значит, мы должны жить так, как позволяет кошелек. В такой сложной обстановке от парламента нет никакой пользы. Если бы на то была воля Атамбаева, если бы он думал о будущем Кыргызстана, он бы давно распустил парламент. От них нет ничего кроме вреда. Они съедают 700 млн. из бюджета. В течение полугода необходимо провести конституционную реформу. Они подпортили имидж Конституции. Ее можно назвать Основным законом только после реформ. Следующий парламент должен быть избран не по партийным спискам, а по мажоритарной системе. Мы видим, как выглядит партийная система. В мажоритарной системе предусмотрено лишь 30-40 депутатов. Государственные средства уходят на бесполезных людей вроде 120 депутатов, их двух помощников, на Аппарат президента. Нам нужно провести президентские выборы и жить так, как позволяют карманы. Необходимо восстановить расходные части бюджета. По крайней мере, нужно принять бездефицитный бюджет. Среди народа необходимо провести разъяснительные работы. Если хотим сохранить страну, то нужно требовать сокращений. Я не вижу других путей. Многие люди заблуждаются, когда говорят, что не можем пойти по пути развития из-за коррупции. Кыргызстан оказался в таком плачевном положении, потому что главными виновниками являются те, кто находится у власти. Потому что никто не знает, каким путем можно поставить Кыргызстан на ноги. Все представители власти со времен Акаева обладают низкими профессиональными качествами. Не знают, как развиваться, просто обманывают людей. В скором времени казна полностью опустеет. Допустим, кто-то даст нам 10 млн. долларов. Но эти средства не решат наших проблем. У нас совсем нет внешней политики. Мы не получаем кредит из-за отсутствия нас стабильной политики. Сегодня говорят одно, завтра другое. Нам нужно сблизиться с Россией и войти в Таможенный союз. У нас нет понятий вроде продовольственной, топливно-энергетической, пограничной и экологической безопасностей. Разве могут эти проблемы решиться сменой руководителей? Нет, конечно. Это задача властей. А кто является властью в Кыргызстане? Мы создали безответственную систему правления, никто ни за кого не отвечает.
- Парламент, которому мы доверяем, занят клеветой и копанием друг под друга. К примеру, информация о причастности «ата мекеновцев» к мародерству. Это все находит подтверждение. Райкан Тологонов сдал мандат. Сумеют ли власти привлечь его к ответственности, если его вина будет доказана?
- Нет, не сумеют. Никто не будет привлечен к ответственности. Мы знаем, что из себя представляет парламент. Видим, что делает партия «Ата Мекен», проделки лидеров партии «Республика», чем занят «Ата Журт». Все эти партии сырые. Мы не готовы к тому, чтобы перейти к парламентаризму. Авторы, навязывающие эту систему, суть которой они сами не до конца понимают, думают, что мы сумеем развиваться, если будем повторять за другими. В каких случаях хорош парламентаризм? Когда государство встало на ноги, границы полностью определены, когда нет спорных вопросов с соседями, когда отсутствует внешняя угроза и присутствует внутренняя стабильность, когда улучшается рыночная экономика и народ становится независимым от властей, занимаясь своими делами. На сегодняшний день мы не располагаем предпосылками для вживления парламентаризма. Мы не сможем двигаться вперед с сырыми политиками. Нынешний парламент никому не нужен. Нет ни одной партии, которая бы заслужила доверие большинства народа!
- Какой будет судьба К. Ташиева, Т. Мамытова, С Жапарова? Возможно, власти отпустят их после выборов? Настал ли день, когда будет поставлена точка в вопросе о «Кумторе»?
- Нынешние власти ничем не отличаются от оппозиции. У них одна цель – достижение власти. Избегают наказания, ответственности, делая то, что вздумается. Власти хотят посадить, но боятся завтрашнего дня, а оппозиция прикрываются всевозможными отговорками, стремясь к власти. Они хотят закрыть уголовные дела путем переговоров. Потому что никто не может сказать, что власти чисты. Идут на сговор, решают по принципу «лишь бы вол не сдох, и не сломалась повозка».
- Как вы расцениваете подозрения в отношении вашего коллеги Кубатбека Кожоналиева, которого обвиняют в связи с террористами? Возможно, это провокация со стороны ГКНБ?
- Я не располагаю информацией по этому делу. Никто не считает, что нынешние власти сильны. Никто не верит в их будущее. Такие препирательства будут всегда. В таких обстоятельствах терроризм и экстремизм будут использовать все способы достижения власти. Все правонарушители должны отвечать перед законом. Рано или поздно мы все должны начать уважать закон и подчиняться ему. К сожалению, Акаев, Бакиев сами нарушали закон, показали всем пример, выведя людей из правового поля.