Мы побеседовали с Акылбеком Жапаровым, желающим поднять страну, обладающим статусом профессора, написавшим книгу «На пути развития», содержащую экономически важные предложения. Говорили об экономической и политической обстановке в стране, о паспортизации скота.
- Акылбек мырза, вы воспользовались свободным временем, чтобы написать книгу «На пути развития», в которой детально разобрана экономика. Чему уделяли больше внимания в книге?
- Просматривал все, что было, с обретения независимости, проанализировал политику и экономику. За 21 год в Кыргызстане сменились 24 правительства, 5 парламентов и 3 президента. Какие ошибки они допустили? Как можно исправить эти ошибки? Каким образом Кыргызстан встанет на путь развития в предстоящие годы? Сможет ли найти свой путь в экономике или политике? Рассмотрел, каким образом можно оказывать поддержку малоимущим семьям.
Как говорил Салижан Жигитов, у интеллигентов глаза с обратной стороны. Нам не стоит горевать из-за упущенных возможностей, а надо смотреть вперед, надеяться. Также не стоит забывать, не смотря на то, что иностранные государства и организации оказывают нам ощутимую помощь, они не хотят, чтобы мы развивались и стали их конкурентами. Многие заглядываются на ресурсы Кыргызстана. Я написал книгу с надеждой, что сможем сохранить народное богатство, сможем присоединиться к развитым странам. Стараюсь донести свою книгу до широкого слоя населения.
Материалы на тему
- — Накормит ли идеология голодный народ?
- — Дочь отдаст жизнь за отца?
- — Кыргызам ничего не нравится?
- — Ыргал Кадыралиева: «В отношении Ташиева выдвинули правильные обвинения»
Метки
- Вы сравнивали Кыргызстан с больным человеком. Есть ли способ вылечить страну от этой болезни, или она стала хронической? Сможете поставить диагноз?
- Частая смена правительства, досрочное проведение парламентских, президентских выборов, референдумов стали причиной болезни государства. С обещаниями «порадуем народ» правительство утверждало постановления, количество нормативно-правовых актов достигло 33 тысяч. Большие потери понесло государство от бегства двух президентов, ослабленная экономика заболела. Сегодня переворот, завтра митинг – тяжелые времена мы переживаем.
Нынешнее состояние Кыргызстана напоминает неуправляемую лодку, которая не знает, куда плыть. Я поделился мнением относительно того, кто должен быть в той лодке, в каком направлении стоит плыть. Потому что до сих пор никто не считает Кыргызстан больным, успокаиваем себя словами «все хорошо», «отлично». Кыргызы говорят: «Будешь скрывать болезнь – смерть будет над тобой потешаться». Я выявил болезнь, поставил диагноз, предложил способы исцеления в своей книге.
- Почему главы правительства видят плачевность ситуации и продолжают заниматься популизмом? Или они не разбираются в экономике?
- Нынешний глава правительства квалифицированный и опытный человек. Но даже этот человек не может подняться выше популизма, видит дефицит бюджета и, ссылаясь на 9,4 млрд. сомов выплаченного вперед налога, желает поднять пенсии и пособия на 100-200 сомов. Я предлагаю поднять пенсии и пособия тем, о ком некому заботиться не в 3, а 5 раз, и не выплачивать пенсии и пособия тем, кто в этом не нуждается. Для этого необходимо принять закон об идентификации, подготовить электронный банк для каждого человека.
Он хочет понравиться народу как премьер-министр, не учитывая состояние бюджета, не думает о реальных потребностях, пытаясь поднять пенсии. Если бы у нас денег было в излишке, я бы сказал, чтобы он поднимал пенсии. Но, как специалист, разбирающийся в экономике, говорю - это невозможно. К примеру, около 1 млн. 200 тысяч человек получают пенсии и пособия. Если добавить 100-200 сомов, сумма вырастет до 120 млн. сомов. А на деле добавленные 100 сомов ничего не решат. Но есть сегодня люди, которые и 100 сомов не имеют. Поэтому предлагаю тем, кто нищенствует, выдать 1000 сомов, вместо 100.
Что касается премьера, он только-только начал разбираться в экономике, не может справиться с работой, тянет страну назад. Пришли на должность и ничего не делают, кроме того, что критикуют ушедших. Вдобавок, Кыргызстан исполняет поручения других государств, кажется, что Кыргызстан надел чужое пальто или тесные туфли. Нам не следует становиться экспериментами чужих стран, а пора начать думать своей головой.
- В прошлых беседах говорили, что вы - кризис-менеджер, умеющий урегулировать любое положение дел в экономике. Если дела в бюджете обстоят неважно, почему они не пользуются вашими знаниями и возможностями?
- Меня сделали министром финансов не потому, что любили. Я старался стабилизировать бюджет, будучи председателем комитета по бюджету. К сожалению, правительство не принимало многие идеи, которые я выдвигал. После президентских выборов резко увеличились социальные расходы и вызвали меня, чтобы я стабилизировал бюджет.
Когда я направил все налоги на выплату зарплат, пенсий, пособий, когда назначил неналоговые платежи на незащищенные статьи, когда все деньги из заграницы направил на развитие, меня уволили, наверное, посчитали, что дальше будет легко. Я обиделся, когда ушел с должности. Но, как специалист по макроэкономике, хочу сказать, что с каждым днем в Кыргызстане пропадает стабильность.
20-процентную часть пенсии к 1 января должен взять на себя бюджет. Это требует 2 млрд. 700 млн. сомов. Добавленные к пенсии 100-200 сомов потребуют дополнительные 1 млрд. 300 млн. сомов. На пенсионный фонд мы должны будем утвердить сумму, которая превышает обычную сумму в 4 млрд. сомов. Я должен предостеречь: в следующем году может и справимся с выплатой пенсий, зарплат и пособий, но дальше пропадет стабильность, и мы останемся ни с чем.
- Нынешний премьер-министр упрекнул вас в нецелесообразной растрате собранного вперед налога за 2013 год. Как можно это понять?
- Это не говорит о том, что мы не работаем. Как я сказал выше, мы добились стабилизации бюджета. А проделанная работа в экономике начнет давать плоды через три года. Даст Бог, в 204-2015 году мы будем обсуждать плюсы и минусы проделанной мной работы. Мы должны быть далеки от того, чтобы обещать исправить все мгновенно, как в сказках. Если бы правительство продолжило пользоваться хорошим и бороться с плохими явлениями, народ не выходил бы на митинги. Руководители многое не понимают.
В свое время людей мучили тем, что не выдавали паспорта. Поручите мне, и я выдам паспорта не только людям, но и скоту в 5 млн. 200 тысяч голов, чтобы выставить их на экспорт. Я просил мне поручить проблему паспортов и сельского хозяйства. Они неправильно поняли меня и на протяжении пяти лет насмехались, сказав: «Жапаров собирается выдать паспорт барану».
Недавно на радио «Би-Би-Си» журналист сообщил мне: «Когда в Джалал-Абаде погибли тысячи голов скота, кто-то сказал: «Я бы высказал претензии правительству, будь у меня на руках паспорт Жапарова. Что теперь мне делать?». Не смогли подняться выше того, чтобы придумывать анекдоты после того, как я предложил возродить скотоводство, выдать паспорта, свидетельствующие об экологической чистоте. Или на протяжении 10 лет постоянно сменяется президент или премьер, которые недоверчиво относятся к старым кадрам. Я был с учеными людьми, вроде Бабурина, окончил три учебных заведения, шесть лет проработал в правительстве, 6 лет в парламенте, 4 года служил президенту.
Говорят, кто-то в Беларуси и не бежал бы в Белоруссию к надоедливым комарам. Подумал, все его слова оказались правильными. Теперь понял». Мне об этом сказали журналисты, которые с ним повидались.
Недавно в Пекине побывала кыргызская делегация, подали пекинскую утку с айдикартой. Тогда наш начальник покачал головой со словами: «Оказывается Акылбек собирался экспортировать овец. А мы на протяжении пяти лет над ним насмехались». Жизнь доказывает, что мои советы правильные.
Нынешнее казахское правительство говорит, что запретят ввоз мяса и молока, пока не сделаем, как сказал Жапаров, не выдадим паспорта.
- Акылбек мырза, к слову о скоте... Государство должно компенсировать стоимость скота, погибшего из-за вакцины?
- Должна быть компенсация. Потому что они не виноваты в том, что сделали прививку, чтобы спастись от оспы. Тысячи овец – не чепуха, они стоили труда многих семей, это их еда. Поэтому правительство должно принять постановление и оказать помощь. Есть люди, которые взяли кредит, опираясь на свой скот. Кто за них будет отвечать? Не стали слушать о закона идентификации, наши скотоводы могли бы рассчитывать на компенсацию.
Кажется в 2009 году в Тонском районе скот рановато вышел на джайлоо. Погибли 3000 голов. Я предложил правительству оказать поддержку.
- Интересуетесь наукой, являетесь отличным кадром в экономике, но имеете свое место в политике. Вы считаете, правильно ли поступила власть с митингующими?
- Написавший Конституцию Омурбек Чиркешович говорит, что у нас парламентско-президентская республика. Поэтому и президент и парламент должны проявить великодушие. Если мы будем сжать людей за то, что те перелезли через забор, и обвинять в попытке захвата власти, нужно самим вспомнить времена, когда мы были оппозицией. Если власти проявят гуманность и оставят «закрытую дверь закрытой», то сам Бог будет доволен. Если в доме родители будут ругаться при детях, они растратят свой авторитет. А в нашей стране родителями являются парламент и президент. Поэтому я призываю, чтобы президент, лидеры 5 партий, спикер, президент, премьер-министр уселись за один стол и пришли к единому мнению.
У нашего народа есть качество, которого нет у других - мы умеем слушать. Люди слушали «Манас». С уважением относились к манасчи. Чуйской областью правил один бий, который не располагал сводом законов, тюрьмой. В книге я написал, что нам нужно вернуться к традициям предков, перестав поднимать шумиху.
- Правильно говорите, если не найдем способ налаживания обстановки, то недовольные продолжат появляться, будут выступать родственники задержанных, площадь не опустеет из-за митингов…
- Близкие задержанных начали акции протеста. Кажется, что власти будут кусать локти, когда повторят судьбу бывших президентов. Сейчас правоохранительные органы, депутаты, задержанные находятся в шоке. Через неделю одумаются, поймут, что никому не нужна шумиха.
- Если бы премьер и президент были бы в Бишкеке и вышли к митингующим, возможно, не было бы таких беспорядков…
- Конечно, раз наметили митинг, то хотя бы премьер-министр должен был находиться на своем рабочем месте и выслушать митингующих. Они виноваты в том, что не смогли предотвратить возможность подобного развития событий. Так как президента не наделили полномочиями во внутренней и внешней политике, наделенный полномочиями Конституцией премьер не должен был смотреть на происходящее с безразличием. Хотя посоветовать, говорят: «Жапаров хочет стать премьер-министром». К сожалению, президент, премьер-министр, спикер прислушиваются к недалеким и необразованным людям, что заканчивается плачевно.
- Акылбек мырза, что касается внешней политики, многие думают, что сложное положение дел в Кыргызстане решится строительством ГЭС и страна начнет жить в раю. Скажите, как экономист, как будут обстоять дела?
- Сомневаюсь, что все пойдет как по маслу, если построят ГЭС. Если будет возможность, мы должны поддержать тех, кто занимается ее строительством, создавая рабочие места. На рынке «Дордой» 150 тысяч семей кормят свою семью. Сейчас правительство забыло, что ему нужно заниматься созданием рабочих мест, а считает деньги «Дордоя». Политика ошибочна. Я выступил с законопроектом о наделении «Дордоя» объекта стратегического значения, но меня не поддержали. Сегодня рабочие места, которые должно формировать правительство, создаются рынками «Дордой» и «Кара-Суу». Когда они торопились войти в Таможенный союз, я еле как их сдержал, сказав, что Россия войдет в ВТО.
Вместо того, чтобы спешить в Таможенный союз, нам нужно учесть, что на рынках «Дордой» и «Кара-Суу» работают около 300 тысяч человек. На крупнейшем «Кумторе» работают всего 2000 человек. С началом строительства ГЭС 3000 человек будут обеспечены работой на 6-7 лет. Каким образом будем кормить остальных? Мы должны думать о тех, кто остался без работы. Сегодня в Кыргызстане 1 млн. 200 тысяч семей занимаются торговлей. 800 тысяч не ждут помощи от государства. Лучше будет, если начнем взимать налоги с богачей, поднимая живущие в аду семьи на уровень среднего достатка. В Исламе руководителям говорят: «Если не сумеешь построить рай, хотя бы не разводи ад».
Недавно кто-то спросил, почему у Каримова и Назарбаева дела идут хорошо, но не у нас. Потому что они работают, а не радуются тому, что сидят на кресле. Мы, кыргызы, на протяжении 21 года строим дороги. Прибежали к нам, сказав, что на протяжении 15 лет Акаев уводил нас в трясину. Убежали, сказав, что Бакиев завел нас на пропасть. Сейчас не знаем, куда идти. В своей книге «На пути развития» я искал ответ на вопрос о том, какой дорогой нам следует пойти.
Отсталая страна Таджикистан отстроила 100 мини ГЭС, сделав независимыми 100 сел. А мы на протяжении 21 года ломаем голову над тем, кого назначать на должности.